14 февраля 2022 г. |
А43-10279/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Протасова Ю.В., судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2021 по делу N А43-10279/2021,
по иску публичного акционерного общества "Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова" (ОГРН 1025202125068, ИНН) к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области (ОГРН 1025202121317, ИНН 5252000030)
о взыскании 512 198 руб. 69 коп.,
третье лицо - Администрация Павловского муниципального округа Нижегородской области (ОГРН 1215200000762, ИНН 5252046517),
при участии представителей
от истца - Комаровой М.А., по доверенности от 14.01.2022, диплом от 21.02.2000 АВС 0835818,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова" (далее - ПАО "Павловский завод им. Кирова", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области (далее - Комитет, ответчик) о взыскании 571 085 руб. 05 коп. стоимости потерь тепловой энергии в сетях за период с 01.10.2020 - 22.12.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Павловского муниципального округа Нижегородской области (далее - Администрация, третье лицо).
Требования основаны на статьях 15, 16, 539, 544 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 15 Федерального закона от 27.07.2018 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правилах организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2012 N 808 (далее - Правила N 808), части 1 статьи 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по компенсации потерь тепловой энергии в сетях, являющихся муниципальной собственностью.
Решением от 03.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда на основании статьи 270 АПК РФ.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал на некорректность расчета тепловых потерь произведенного истцом, поскольку в нем учтены потери в теплосети протяженностью около 270 м, которая Комитету не принадлежит.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ПАО "Павловский завод им. Кирова" в отзыве от 17.01.2022 N 013/43 и его представитель указали на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, указав на то, что Нижегородским областным судом по делу N 33-3623/13 вынесен судебный акт от 13 мая 2013, которым обязал Администрацию муниципального образования г. Павлово Нижегородской области обратиться в регистрирующие органы с заявлением о принятии на учет бесхозяйной теплотрассы (теплопровода), находящейся в споре, в которой произошли потери.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не направили.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Павловский завод им. Кирова" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии до границы балансовой принадлежности своих сетей.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.06.2009 серии 52-АВ 834010 в собственности истца находится котельная, расположенная по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. Маяковского, д. 77.
С помощью указанной котельной истец осуществляет теплоснабжение жилых домов N N 24, 26 и 28 по пер. Больничный в г. Павлово.
Теплоснабжение осуществляется по тепловой сети протяженностью 390 м (кадастровый номер: 52:33:0000000:335), собственником которой на основании решения Павловского городского суда от 28.10.2016 по делу N 2-2324/2016, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 15.10.2018 N 99/2018/204362187 является муниципальное образование г. Павлово Павловского района Нижегородской области.
Истец во исполнение условий заключенных с потребителями договоров теплоснабжения в период с 23.12.2019 по 04.05.2020 поставлял тепловую энергию на отопление жилых домов N N 24, 26 и 28 по пер. Больничный в г.Павлово.
Часть сети, по которой к перечисленным выше объектам подавалась тепловая энергия, являлось муниципальной собственностью г. Павлово, что подтверждается имеющимися в материалах дела правоустанавливающими документами.
Поскольку стоимость фактических потерь ответчиком не компенсирована, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
Оплата производится за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом N 190-ФЗ, Правилами N 808.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам). На основании пункта 6 той же статьи теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона (пункт 5 статьи 13 Закона N 190-ФЗ).
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения (пункт 11 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
Таким образом, в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети (пункт 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
Исходя из абзаца 4 пункта 2 Правил N 808 граница балансовой принадлежности устанавливается по линии раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 808 потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Законом о теплоснабжении, за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Из пункта 5 статьи 13, пункта 11 статьи 15, статьи 17 Закона следует, что обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Согласно пункту 113 Правил N 808 организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации направляет теплосетевым организациям подписанные со своей стороны договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях.
Таким образом, обязанность теплосетевой организации приобрести тепловую энергию в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, не поставлена в зависимость от наличия у сторон заключенного договора на передачу тепловой энергии.
Согласно материалам дела теплоснабжение осуществляется по тепловой сети протяженностью 390 м (кадастровый номер: 52:33:0000000:335), а также по тепловой сети между границей балансовой принадлежности и узлами учета, установленными в жилых домах N 24, 26 и 28 по пер. Больничный, протяжностью 270 м.
Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 12.05.2013 теплотрасса, идущая от территории истца до домов N N 24, 26 и 28 по пер. Больничный в г.Павлово признана бесхозяйной.
Названным судебным актом, суд обязал Администрацию г. Павлово Нижегородской области в срок до 01.08.2013 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с оформленным в установленном порядке заявлением о принятии на учет бесхозяйной теплотрассы (теплопровода), идущей от территории истца до домов N N 24, 26 и 28 по пер. Больничный в г.Павлово.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что собственник тепловых сетей не предпринял соответствующих действий по передаче принадлежащих ему сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом, истец в результате такого бездействия ответчика лишилось возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь, возникших в муниципальных сетях, в том числе путем включения стоимости потерь в тарифы на тепловую энергию, и понесло указанные убытки.
В связи с преобразованием муниципальных образований на территории Павловского муниципального района, в силу статьи 4 Закона Нижегородской области от 29.04.2020 N 38-З "О преобразовании муниципальных образований Павловского муниципального района Нижегородской области" органы местного самоуправления Павловского муниципального округа Нижегородской области в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Павловского муниципального округа Нижегородской области осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Решением Совета депутатов Павловского муниципального округа от 16.12.2020 N 69, утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области. В соответствии с пунктом 1.3 Комитет осуществляет от имени Павловского муниципального округа права собственника муниципального имущества (владения, пользования и распоряжения).
Ответчиком не определена эксплуатирующая организация, которая осуществляет содержание и обслуживание тепловых сетей, в связи с чем договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя на основании пункта 113 Правил N 808 истцом заключен не был.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В статье 14 Закона N 131 к вопросам местного значения поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ).
Исходя из системного анализа указанных положений, суд первой инстанции верно установил, что предприятие, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
При этом, довод ответчика касательно обязанности по оплате потерь лишь в части спорной сети правомерно отклонен судом.
Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (в размере разницы стоимости между переданной и оплаченной тепловой энергией). Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы на тепловую энергию в объеме потерь в сетях, не принадлежащих ей. Таким образом, истец вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Согласно Методическим указаниям по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Расчет стоимости тепловых потерь истец произведен на основании Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325 с применением тарифа - 1493 руб. 25 коп. (решение РСТ НО от 13.12.2018 N 52/57 на тепловую энергию, приобретаемую с целью компенсации потерь).
Проверив расчет истца, суд первой инстанции пришел к выводу о его правомерности.
Организация (потребитель), чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям знергоснабжающей организации, не освобождается от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии, потребленная тепловая энергия должна оплачиваться независимо от наличия либо отсутствия договора.
Таким образом, ответчик как лицо ответственное за тепловые сети обязан компенсировать потери, возникшие в тепловых сетях, несмотря на то, что она не является сетевой организацией.
В силу пункта 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта. Судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсами администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области в силу Положения, утвержденного решением Совета депутатов Павловского муниципального округа от 16.12.2020 N 69 осуществляет от имени Павловского муниципального округа Нижегородской области права собственника в отношении муниципального имущества. В соответствии с Распоряжением Администрации Павловского муниципального округа наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств Павловского муниципального округа Нижегородской области
Суд первой инстанции верно установил, что оплата потерь тепловой энергии является обязанностью ответчика, как собственника (части), лица ответственного за спорную тепловую сеть, присоединенной к тепловой сети ПАО "Павловский завод им. Кирова".
Органам местного самоуправления несвойственны функции по эксплуатации объектов - тепловых сетей, поскольку такая эксплуатация включает в себя их использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт. Администрация статусом сетевой организации не обладает, однако в соответствии с изложенными нормами права является собственником спорных тепловых сетей и в силу закона обязана компенсировать расходы истца, возникшие в связи с потерями, возникшими в принадлежащих ответчику объектах.
Повторно проверив расчет истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о его правомерности.
Поскольку доказательств оплаты стоимости потерь тепловой энергии за период с 01.10.2020 - 22.12.2020 размере 571 085 руб. 05 коп. ответчиком не представлено, учитывая наличие в материалах дела документально обоснованного расчета стоимости этих потерь, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы о некорректности расчета тепловых потерь произведенного истцом, поскольку в нем учтены потери в теплосети протяженностью около 270 м, которая Комитету не принадлежит, судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются как опровергающиеся материалами дела и установленными фактическими обстоятельствами.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы повторно проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам и не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2021 по делу N А43-10279/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.В. Протасов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10279/2021
Истец: ПАО "ПАВЛОВСКИЙ ЗАВОД ИМ. КИРОВА"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Павловского муниципльного округа Нижегородской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ