г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А56-61249/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Лебедевым Г.В., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Лебедев Р.И. по доверенности от 01.01.2022;
от ответчика: Свайкина Т.Г. по доверенности от 30.12.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42775/2021) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2021 по делу N А56-61249/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания от 18.06.2021 N01/21/678-р Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Инспекция).
Решением суда от 02.12.2021 оспариваемое предписание признано недействительным; с Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по госпошлине.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, предписание является законным, обоснованным и исполнимым. В данном случае именно на управляющей организации лежит обязанность по управлению и обслуживанию МКД, в том числе по восстановлению тамбурного отсека и дверного полотна, при этом спор между управляющей организацией и собственниками МКД не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей по содержанию общего имущества МКД в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы жалобы поддержал; представитель Общества выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу: г. Санкт-Петербург, пер. Офицерский, д. 6, лит. "Б" на основании Государственного контракта N 28/17 от 17.03.2017 и лицензии от 14.04.2015 N 78-000076 на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Инспекцией на основании поступившего обращения (от 25.12.2020 вх. N ОБ-22840-1/20-0-0) 28.01.2021 проведена внеплановая выездная проверка управления ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" МКД, расположенного по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что на лестничной клетке N 3 без соответствующего разрешения допущено переоборудование путем разборки тамбурного отсека, состоящего из перегородки и дверного полотна (тамбурный отсек лестничной клетки N 3, выход во двор), исправное состояние перегородки и дверей тамбурного отсека лестничной клетки N 3 организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечено, то есть нарушены пункты 1.7.1., 4.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 28.01.2021 N 01/21/80-ри, выдано предписание от 29.01.2021 N 01/28/80-Р со сроком его исполнения до 19.04.2021 включительно.
С целью контроля выданного предписания от 29.01.2021 N 01/21/80-Р Инспекцией проведена проверка, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено, что подтверждается актом проверки от 20.04.2021 N 01/21/456-р.
По результатам проверки Инспекцией повторно выдано предписание от 20.04.2021 N 01/21/456-р.
С целью контроля выданного ранее предписания от 20.04.2021 N 01/21/45б-р Инспекцией на основании распоряжения от 11.06.2021 N 01/21/678-Р, 15.06.2021 проведена проверка, в ходе которой установлено неисполнение предписания, о чем составлен акт проверки от 15.06.2021 N 01/2L/678-P.
По результатам проверки Инспекцией выдано предписание от 18.06.2021 N 01/21/678-Р, согласно которому Обществу предписано в срок до 01.09.2021 устранить нарушение, восстановить тамбурный отсек лестничной клетки N 3 (выход во двор) путем восстановления перегородки и дверного полотна.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая предписание недействительным, исходил из того, что работы по демонтажу тамбурной двери осуществлены Савельевым П.Ю., следовательно, возлагают на Общество необоснованные обязанности по их восстановлению.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
Пункт 3 Положения определяет лицензионные требования к лицензиату, устанавливаемые в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к которым относит соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Подпунктом "а" пункта 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включены помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или:) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Подпунктом "д" пункта 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
На основании пункта 1.7.1. Правил N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Из пунктов 4.5.1. Правил N 170 следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние перегородок; устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; исправное состояние окон, дверей.
В данном случае тамбурный отсек лестничной клетки и двери отнесены к общему имуществу собственников жилого дома.
Апелляционной коллегией установлено, что предписание не допускает двойственного толкования вопроса, об устранении каких нарушений идет речь, не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которое должно совершить Общество для устранения выявленных нарушений и исполнимо, в установленные в нем сроки. При этом Общество вправе самостоятельно избрать способы устранения выявленных нарушений.
Содержание оспариваемого предписания свидетельствует об отражении конкретных нарушений законодательства. Какого-либо иного возможного толкования формулировок, содержащихся в оспариваемом предписании, Инспекцией не допущено. Следовательно, предписание отвечает принципам определенности и исполнимости. С заявлением о продлении срока исполнения предписания Общество в Инспекцию не обращалось.
В данном случае, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции и Общества, установление судебными актами судов общей юрисдикции факта демонтажа тамбура и дверной карты Савельевым П.Ю. не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей по содержанию общего имущества собственников жилого дома в надлежащем и безопасном для проживания состоянии.
По мнению апелляционной коллегии, именно управляющая компания должна способствовать исполнению Апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 05.10.2021 по делу N 33-10511/2021 в целях соблюдения установленных законом правил и норм, путем получения исполнительных листов в отношении собственников, подачи исполнительных документов в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства, а в случае бездействия службы судебных приставов подачи жалобы на их действия (бездействие) в суд.
Поскольку выданное предписание соответствует закону, не нарушает права заявителя в сфере экономической детальности и является исполнимым, совокупности условий, предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ, для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта не имеется и судом не установлено, решение суда первой инстанции, как основанное на неправильном применении норм материального права и ненадлежащей оценке обстоятельств дела, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 декабря 2021 года по делу N А56-61249/2021 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61249/2021
Истец: ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4447/2022
07.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42775/2021
15.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42775/2021
02.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-61249/2021