г. Москва |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А41-39572/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: Пузанов А.А., представитель по доверенности от 02.09.2021;
от ООО "Нока Агро": Чижов И.М., представитель по доверенности от 11.01.2022;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Новак Е.А., представитель по доверенности от 22.12.2021;
от ООО "Фармэнерджи": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2021 года по делу N А41-39572/21 по иску Федерального агентства лесного хозяйства к ООО "Нока Агро", третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Комитет лесного хозяйства Московской области, ООО "Фармэнерджи", об истребовании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нока Агро" с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- истребовать из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010207:3 площадью 15 228 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда (выделы 36, 27, 39 квартала 17, выдел 33 квартала 9 Талдомского сельского участкового лесничества Талдомского лесничества Московской области), в указанных координатах поворотных точек.
- внести в ЕГРН изменения путем исключения из него сведений о части земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010207:3 площадью 15 228 кв. м, входящей в состав земель лесного фонда (выделы 36, 27, 39 квартала 17, выдел 33 квартала 9 Талдомского сельского участкового лесничества Талдомского лесничества Московской области), в указанных координатах поворотных точек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Фармэнерджи".
Настоящие исковые требования выделены в отдельное производство определением суда от 24.05.2021 по делу N А41-30337/2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2021 года по делу N А41-39572/21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что в соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земель в составе иных категорий, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг", от 25.02.2021 N 7 выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010207:3 пересекаются с границами земель лесного фонда выделов 36, 27, 39 квартала 17, выдела 33 квартала 9 Талдомского сельского участкового лесничества Талдомского лесничества Московской области. Площадь пересечения - 15 228 кв. м.
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010207:3 находится по адресу: Московская область, Талдомский район, АО "Правда"; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; данные о правообладателе: ООО "Нока Агро"; вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, N 50:01:0010207:3-50/153/2021-35 от 01.09.2021.
Границы Талдомского лесничества Московской области установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.07.2018 N 625 "Об установлении границ Талдомского лесничества в Московской области".
Истец считает, что спорный земельный участок в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Указанное право принадлежит также лицу, владеющему имуществом на ином основании, предусмотренном законом (статья 305 названного Кодекса).
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.
Как следует из положений приведенной нормы, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие у истца вещного права на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Из содержания указанных нормы права и разъяснений следует, что при рассмотрении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения ответчика должны быть установлены следующие обстоятельства: наличие права собственности истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество, нахождение имущества во владении ответчика, незаконность владения ответчиком названным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Кодекса).
В силу статьи 8 названного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхоз представил в материалы дела указанное заключение ФГБУ "Рослесинфорг".
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, таксационное описание относится к таксационным материалам, носящим технический характер.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Представленные истцом документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Следовательно, истцом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
В силу изложенного не может быть принят довод апелляционной жалобы о том, что заключение ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда является надлежащим доказательством по делу.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 названного Закона).
Из части 8 статьи 22 названного Закона следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Исходя из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 названного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010207:3 поставлен на кадастровый учет 26.09.2013.
Право собственности ООО "Нока Агро" на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010207:3 зарегистрировано 01.09.2021.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок принадлежал ООО "Фармэнерджи" на основании решения Арбитражного суда Московской области от 05.04.2019 по делу N А41-84794/2018.
Ранее земельный участок принадлежал на праве собственности ОАО "Сельскохозяйственное предприятие "Правда", право собственности которого возникло на основании решения Арбитражного суда Московской области от 04.02.2013 по делу N А41-35643/2012, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.03.2014 совершена запись о регистрации N 50-50-12/030/2014-299 и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 10.11.2014 выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права (бланк серии 50-АК N 055793) взамен свидетельства серия 50-АЗ N 367732, дата выдачи 06.03.2014.
Земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010207:3 образован в результате раздела земельного участка общей площадью 4723 га (свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N 186 от 20.04.1993, выданное Администрацией Талдомского района на основании постановления главы Администрации Талдомского района Московской области N 487 от 06.04.1993, кадастровый номер 50:01:0000000:11), местоположение: Московская область, Талдомский район, ОАО "Правда", разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства).
ООО "Фармэнерджи" приобрело права на указанный участок в рамках исполнительного производства по реализации имущества должника АО "СП "Правда", право собственности которого возникло в 1993 году.
Поскольку спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет до 01.01.2016, права на него зарегистрированы также до 01.01.2016, к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В связи с указанным, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
В этой связи земельный участок не подлежит отнесению к землям лесного фонда в силу прямого указания закона.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2021 по делу N А41-39572/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39572/2021
Истец: ООО "НОКА АГРО", Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: ООО "ФАРМЭНЕРДЖИ"
Третье лицо: "Управление Росреестра по Московской области", Комитет Лесного Хозяйства МО, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСИМУЩЕСТВА В МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии" по Московской области