г. Томск |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А45-20720/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием системы веб - конференции, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Спас-Дом" (N 07АП-142/2022) на решение от 25.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-20720/2021 (судья Пахомова Ю.А.), по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Спас-Дом", г. Новосибирск к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Хавровой Галины Анатольевны, о признании незаконным предписания N08-03-027/2669-1 от 28.06.2021,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя ЗАО "УК "Спас-Дом" - Рензаев Д.А., доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Спас-Дом" (по тексту - заявитель, ЗАО "Управляющая компания "Спас-Дом", Управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ по НСО) о признании незаконным предписания N 08-03-027/2669-1 от 28.06.2021.
Определением суда от 07.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Хаврова Галина Анатольевна.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Управляющая компания обратилась в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что исключение чердачных помещений на основании Свода правил из перечня помещений, входящих в состав общего имущества, используемых при расчете платы за ОДН на электричество неправомерно. В соответствии с действующим законодательством в состав общего имущества, в том числе включена площадь и чердаков, и технических этажей. Суд первой инстанции не дал оценку доказательствам, приведенным в подтверждении своих доводов о том, что формирование норматива потребления коммунального ресурса электроэнергии на содержание общего имущества, произведенное Управляющей компанией, соответствовало фактическому оснащению МКД осветительными приборами.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), приобщен к материалам дела.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Управляющая компания "Спас-Дом" осуществляет по лицензии от 20.04.2015 N 054-000035 управление многоквартирным домом по адресу: город Новосибирск, ул. 20 Партсъезда, д. 11, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2007.
В соответствии с приказом заместителя начальника инспекции ГЖИ по НСО от 18.06.2021 N 08-01-027/2669 в отношении ЗАО "Управляющая компания "СпасДом" проведена внеплановая документарная проверка на основании обращения гражданина.
Предметом проверки являлось соблюдение лицензиатом ЗАО "Управляющая компания "Спас-Дом" лицензионных требований к исполнению обязанностей по выполнению работ и (или) оказанию услуг по управлению многоквартирным домом в части начисления размера платы за содержание общего имущества потребителям, проживающим в квартире N 94 по адресу: г. Новосибирск, ул. 20 Партсъезда, д. 11.
В ходе анализа платежных и иных представленных документов Государственной жилищной инспекции Новосибирской области установлено, что площадь лицевых счетов - 9811,6 кв.м (согласно реестра собственников), площадь общего имущества (для расчета по электроэнергии) - 3755,1 кв.м.
В примечании к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.05.2017 N 216-ЭЭ установлено, что при определении нормативов, указанных в настоящем приложении, учтены площади помещений, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживании более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы.
При этом, из пояснительной записки, в которой указаны оборудование и устройства потребляющие электроэнергию в многоквартирном доме следует, что технический чердак не освещается.
Кроме того, в соответствии с положениями части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества, в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также, в соответствии с положениями пункта 2.7 приложения А "СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778 (далее - Свод правил) техническим этажом признается этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) или между надземными этажами. Междуэтажное пространство высотой 1,8 м и менее, используемое только для прокладки коммуникаций, этажом не является.
В соответствии с пунктом 3.17 приложения А Свода правил под чердаком понимается пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа.
Таким образом, площади междуэтажного пространство высотой 1,8 м и менее, используемые только для прокладки коммуникаций, в том числе чердачного помещения, не должны учитываться при определении размера платы за потребление электрической энергии при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, площадь общего имущества для целей расчета коммунального ресурса на содержание общего имущества по мнению Инспекции равна сумме следующих площадей (согласно технического паспорта): 1095 кв.м (уборочная площадь) + 209,3 кв. м (площадь мест общего пользования) + 19,4 кв. м (эл. щитовая) + 1125,8 кв. м (подвал) + 180 кв.м (площадь лифтовых шахт) = 2629,5 кв.м.
Заинтересованным лицом установлено, что управляющая организация представила документы (протокол N 16 от 10.08.2017), подтверждающие, что юридическим лицом предпринимались меры по исполнению требований нормативно- правовых актов в области энергосбережения. Собственниками указанные предложения приняты, что объективно подтверждает необоснованное применение юридическим лицом нормативов для ламп накаливания до 01.08.2018.
По мнению Инспекции, при расчете потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме следует руководствоваться пунктами 2.1.1, 2.3.1, 2.4.1, 2.5.1, 2.6.1, 2.9, 2.12 приложения к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.05.2017 216-ЭЭ и использовать норматив 1,256 Квт.час/кв.м по электроэнергии с использованием энергосберегающих осветительных приборов.
Площадь квартиры N 94 - 80,8 кв.м. Тарифы установлены в соответствии с приказами Департамента по тарифам Новосибирской области для г. Новосибирска Новосибирской области.
Таким образом, начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в январе - июне 2018 года по квартире N 94 должны, по мнению Инспекции (с учетом норматива потребления для энергосберегающих осветительных приборов и без включения в состав имущества многоквартирного дома площадь чердаков) составить: 1,256*2629,5/9811,6*2,49*80,8=67,72 руб. в месяц.
Начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в июле - декабре 2018 года по квартире N 94 должны составить: 1,256*2629,5/9811,6*2,56*80,8=69,63 руб. в месяц.
Начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в январе - июне 2019 года по квартире N 94 должны составить: 1,256*2629,5/9811,6*2,60*80,8=70,71 руб. в месяц.
Начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в июле 2019 - июне 2020 года по квартире N 94 должны составить: 1,256*2629,5/9811,6*2,68*80,8=72,89 руб. в месяц.
Начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в июле 2020 - июне 2021 года по квартире N 94 должны составить: 1,256*2629,5/9811,6*2,80*80,8=76,15 руб. в месяц.
ГЖИ по НСО установлено, что собственнику квартиры N 94 за период с января 2018 года по июнь 2021 года излишне начислено (с учетом всех перерасчетов) - 1057,82 руб., что является нарушением части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Учитывая, что исполнение обязательных норм (стандартов, правил), предусмотренных частью 9.2 статьей 156 ЖК РФ, и условий договора управления непосредственно относится к соблюдению требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, их несоблюдение лицензиатом (должностными лицами лицензиата) в силу требований подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 является нарушением лицензионных требований.
По результатам проверки составлен акт проверки N 08-02-027/2669 от 28.06.2021 (л.д. 23-29), ЗАО "Управляющая компания "Спас-Дом" выдано предписание N08-03-027/2669-1 от 28.06.2021 (л. д. 16-17), которым предписано прекратить нарушение порядка определения размера платы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества по электроэнергии по квартире N 94; устранить нарушение порядка определения размера платы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества по электроэнергии по квартире N94 за период с января 2018 года по июнь 2021 года. Срок исполнения - 30.07.2021.
ЗАО "Управляющая компания "Спас-Дом", не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что многоквартирный жилой дом N 11 по ул. Партсъезда в г. Новосибирск находится на обслуживании ЗАО УК "СПАС-Дом" на основании договора управления.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом у управляющей организации возникает обязанность по организации содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, объектов инженерного оборудования, предоставление данных услуг должно происходить в соответствии с действующими нормами, правилами и условиями договора.
В договоре управления многоквартирным домом предусмотрено финансирование предоставляемых жилищных услуг в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием законодательства, и определяется собственниками с учетом предложений Управляющей организации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, п.11л), п.31 Правил N 491, письмом Минстроя России от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 01.06.2017 в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", приказами Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.05.2017 N 215-В (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) и 216-ЭЭ (электроэнергия) утверждены новые нормативы потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" внесены изменения, предусматривающие, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта РФ,
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 285-п утвержден перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Новосибирской области. Пунктом 7 указанного перечня предусмотрена замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы с источником финансирования - за счет платы за содержание жилого помещения.
В зависимости от способа управления ответственным за исполнение данного пункта перечня является ресурсоснабжающая или управляющая организации. Таким образом, для определения норматива на электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, необходимо использовать нормативы, предусмотренные для осветительных приборов, оснащенных энергосберегающими лампами.
Согласно части 4 статьи 39 ЖК РФ, в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью данного Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг), а под энергетической эффективностью понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (статья 2 Закона N 261 -ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится в т.ч. установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Протоколов общих собраний собственников, предусматривающих реализацию возможностей, определенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", в ходе проверки не представлено.
Поскольку управление жилым домом осуществляется управляющей организацией, именно на нее и возлагается обязанность по выполнению мероприятий по энергосбережению.
Следовательно, определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электрической энергии, потребляемой при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный и законный вывод о том, что факт неисполнения управляющей организаций обязанности по проведению мероприятий по энергосбережению многоквартирного дома (перевода осветительных приборов с ламп накаливания на энергосберегающие лампы) не должно приводить к тому, что на собственников многоквартирного дома будут переложены риски неисполнения управляющей организацией законодательства об энергосбережении в виде применения к расчету ОДН на электричество завышенных нормативов потребления.
По мнению апелляционного суда, применение норматива без учета проведения обязательных мероприятий по энергосбережению, не приведет к стимулированию управляющей организации осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами жилищного и энергоресурсного законодательства.
Таким образом, неисполнение обязанности управляющей организации не должно приводить к ущемлению интересов жильцов многоквартирного дома.
Следовательно, апелляционный суд полагает, что при расчете потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме следует руководствоваться пунктами 2.1.1, 2.3.1, 2.4.1, 2.5.1, 2.6.1, 2.9, 2.12 приложения к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.05.2017 216-ЭЭ и использовать норматив 1,256 Квт.час/кв.м по электроэнергии с использованием энергосберегающих осветительных приборов.
В этой части выводы суда первой инстанции являются верными, а предписание Инспекции в части расчета величины норматива законным и обоснованным.
Между тем, апелляционный суд не поддерживает вывод суда первой инстанции о необходимости производить расчет платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (в части электроснабжения) без включения в площадь общего имущества площади чердаков и подвалов, на основании нижеследующего.
Пунктом 1 ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, не являющееся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные нормы содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
При этом, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 13, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Правила N 306) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам. Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД) определялся по формуле 10, одним из показателей которой является Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (кв. м).
В п. 27 приложения 1 к Правилам N 306 приведено определение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, только в целях расчета нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению.
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения N 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в МКД учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям ЖК РФ должны применяться нормы этого Кодекса.
По мнению апелляционного суда, при расчете площади общего имущества учету подлежат все помещения, перечисленные в п. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площади чердаков и подвалов.
При расчете объема потребления для определения платы по ОДН на электричество согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту жилого дома, расположенного по адресу: г.Новосибирск, ал. 20 Партсъезда, д.11, должны использоваться следующие площади помещений, входящих в состав общего имущества: уборочная площадь - 1095 кв.м, места общего пользования - 209,30 кв.м, электрощитовая - 19,4 кв.м, подвал - 1 125,80 кв.м, лифтовые шахты - 180 кв.м, чердак - 1 125,60 кв.м. Суммарная площадь составила 3 755,10 кв.м.
Необходимо отметить, что, вопреки выводам суда первой инстанции, из технического паспорта не следует, что высота чердачного помещения составляет менее 1,8 м. В техническом плане высота чердака вообще не отражена.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Однако изложенное не означает, что при наличии общедомовых приборов учета их значение не должно учитываться при определении размера оплаты электроэнергии на ОДН.
Таким образом, по расчету апелляционного суда начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в январе - июне 2018 года по квартире N 94 жилого дома, расположенного по адресу: г.Новосибирск, ал. 20 Партсъезда, д.11 должны составить: 1,256*3755,10/9811,6*2,49*80,8=96,71 руб.
Начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в июле - декабре 2018 года по квартире N 94 должны составить: 1,256*3755,10/9811,6*2,56*80,8=99,43 руб.
Начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в январе - июне 2019 года по квартире N 94 должны составить: 1,256*3755,10/9811,6*2,60*80,8=100,98 руб.
Начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в июле 2019 - июне 2020 года по квартире N 94 должны составить: 1,256*3755,10/9811,6*2,68*80,8=104,09 руб.
Начисления по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества по электроэнергии в июле 2020 - июне 2021 года по квартире N 94 должны составить: 1,256*3755,10/9811,6*2,80*80,8=108,75 руб.
Таким образом, собственнику квартиры N 94 за период с января 2018 года по июнь 2021 года по расчету апелляицонного суда должно быть начислено 4 336, 80 руб. (за минусом перерасчета на сумму 413,26 руб. - 3 923,54 руб.), в то время как управляющей организацией начислено 4 507,92 руб. (за минусом перерасчета на сумму 413,26 руб. - 4 094,60 руб.). То есть собственнику квартиры N 94 излишне начислено (с учетом всех перерасчетов) управляющей организацией - 171,06 руб., а не 1057,82 руб., как ошибочно определено судом первой инстанции и Инспекцией.
Указанное обстоятельство обусловлено применением в расчете неверного норматива потребления, что является нарушением части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Между тем, неверные вывода суда первой инстанции в части определения площади мест пользования не привели в принятию незаконного судебного акта, поскольку нарушение порядка определения размера платы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества по электроэнергии по квартире N 94 по адресу: г.Новосибирск, ул. 20 Партсъезда, д.11, судом апелляционной инстанции установлено (излишнее предъявление стоимости услуги на 171,06 руб.). Соответственно, управляющая организация обязана устранить нарушение порядка определения размера платы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества по электроэнергии по кв.94 за период с января 2018 по июнь 2021.
Учитывая, что исполнение обязательных норм (стандартов, правил), предусмотренных частью 9.2 статьей 156 ЖК РФ, и условий договора управления непосредственно относится к соблюдению требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, их несоблюдение лицензиатом (должностными лицами лицензиата) в силу требований подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении управляющей организацией лицензионных требований.
Учитывая изложенное, заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов оспариваемым предписанием.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Доводы апеллянта, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20720/2021 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Спас-Дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20720/2021
Истец: ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Государтсвенная жилищная инспекция Новосибирской области
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд, Хаврова Галина Анатольевна