г. Ессентуки |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А15-3724/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 17.02.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Медторгсервис" (ИНН 7743067791, ОГРН 1027743016300) - Жукова А. В. (по доверенности), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (ИНН 0541012412, ОГРН 1020502625428), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Медторгсервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2021 по делу N А15-3724/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Медторгсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконными действий по исключению заявителя из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Дагестан.
Решением от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован, тем что согласно Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н) медицинская организация, включенная в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинского страхования, исключается из указанного реестра в течении одного рабочего дня со дня получения территориальным фондом сведений, в том числе о признании медицинской организации банкротом. Указанная информация получена фондом от страховой медицинской организации АО "МАКС-М" на основании письма от 02.07.2021, в связи с чем и произведено оспоренное исключение. Правила обязательного медицинского страхования не ставят исключение медицинской организации из указанного реестра в зависимость от получения уведомления от самой организации. Исключение заявителя из указанного реестра не прекращает действия выданной ему лицензии на осуществление медицинской деятельности и соответственно он вправе осуществляет медицинскую деятельность вне системы обязательного медицинского страхования.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, требование удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- законодательство Российской Федерации в ст.15 ФЗ РФ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (Закон об ОМС) не содержит правомочий исключения истца ответчиком по его инициативе из реестра медицинских организаций в случае введения в отношении истца процедуры банкротства конкурсное производство, а положения п.113 Порядка ведения реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (Порядка), являющегося Приложением N 7 к Приказу N 108Н от 28.02.2019 Минздравом России, могут трактоваться исключительно в системной взаимосвязи с п.112 такого Порядка, повторяющего п.4 ст.15 Закона об ОМС, в соответствии с которым прекращение деятельности истца в случае банкротства является правом истца;
- введение в отношении истца процедуры банкротства конкурсное производство не означают прекращение оказание истцом медицинских услуг, более того, в силу позиций Верховного суда Российской Федерации, в частности, определения от 29.08.2016 N 307-ЭС14-8417 и N 306-ЭС16-1979, основанных на положениях п.6 ст.129 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)", которые обязывают истца продолжать оказывать медицинские услуги ввиду запрета на прекращение такой деятельности "_лечебнопрофилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи_", не позволяют прекращать деятельность истца;
- истец как медицинская организация действующая на основе медицинской лицензии от 01.03.2018 N ЛО-15-01-000732 в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи в системе ОМС от 18.01.2021 N 241, вправе продолжать оказывать медицинские услуги ввиду того, что названный договор не содержит такого основания для расторжения договора, кроме как волеизъявление самого истца в порядке п.14 ст.15 Закона об ОМС, и введение банкротства не прекращает действие лицензии истца которая прекращается только при ликвидации истца;
- в силу части 10 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 326-ФЗ (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), а равно Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 (пункт 5 раздела "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования") - объемы предоставления медицинской помощи, установленные для истца территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, и объемы оказания медицинской помощи истцом за счет ОМС в рамках указанного выше договора, не могут быть произвольно распределены в виду действий ответчика вопреки Закону об ОМС, оспариваемых по делу;
- истец имеет полный штат должностей врачей и иных медицинских работников, осуществляющих оказание услуг по ОМС и в силу трудового законодательства недопустимо произвольное увольнение работников истца в виду действий ответчика вопреки Закону об ОМС, оспариваемых по делу, что повлекло возложение на истца необоснованных расходов, которые при прекращении деятельности истца в порядке п.4 ст.15 Закона об ОМС осуществлялись бы за счет текущей деятельности истца, тем самым нанесены убытки не только истцу (ст.16 ГК РФ), но и нарушения трудовых права и гарантии работников истца;
- в результате оспариваемых действий ответчика пациенты истца, получающие жизненно важные медицинские услуги (заместительная почечная терапия методом гемодиализа) были лишены возможности получать такие услуги вопреки Конституции РФ (ч.1 ст.20, ч.1 ст.31) профильному законодательству, в том числе Закону об ОМС Федеральному закону N 323-ФЗ.
В отзыве на жалобу фонд просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заинтересованного лица, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является медицинской организацией, осуществляющей на основании лицензии N ЛО-15-01-000732 от 01.03.2018 медицинскую деятельность и на основании договора от 18.01.2021 N 241, заключенного с фондом и страховой медицинской организацией АО "МАКС-М" был включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2021 по делу N А41-10731/2019 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Соломатин В.И.
В связи с поступлением от АО "МАКС-М" информации о признании общества банкротом (письмо от 02.07.2021 N МЕД-20-10/707) фонд на основании пункта 109 Правил N 108н исключил общество из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Письмом от 08.07.2021 N 1745/05/5 фонд сообщил обществу об исключении его из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по приведенным выше основаниям.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе правовые положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названных Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 15 Закона N 326-ФЗ и пункту 109 ПравилN 108н медицинские организации, включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, за исключением случаев ликвидации медицинской организации, утраты права на осуществление медицинской деятельности, банкротства или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.
Исключение медицинских организаций из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в случаях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в течение одного рабочего дня со дня получения территориальным фондом сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Таким образом, случай признания медицинской организации банкротом является одним из исключительных оснований для исключения медицинской организации из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования и это случай не связан с правом (желанием) такой организации выйти из указанного реестра. Указанное исключение осуществляется соответствующим фондом по факту поступления соответствующей информации, а не только на основании заявления медицинской организации (абзац 2 пункта 109 Правил N 108н).
Суд установил, и это не противоречит материалам дела, что Фондом от АО "МЛКС-М получены сведения о том, что общество решением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2021 по делу N А41-10731/19 признано банкротом, что в силу пункта 109 ПравилN108н и части 4 статьи 15 Закона N326-ФЗ является основанием для исключения такой медицинской организации из указанного реестра (письмо от 02.07.2021 N МЕД-20-10/707").
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что, исходя из содержания статьи 15 Закона N 326-ФЗ и Правил N 108н, у фонда имелись, основания для исключения общества из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, суд правомерно отказал в удовлетворении требований.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2021 по делу N А15-3724/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3724/2021
Истец: АО "МЕДТОРГСЕРВИС"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Жуков Алексей Владимирович, Соломатин Владимир Иванович