г. Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А41-25945/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от Минжилполитики Московской области - Черненко А.М. по доверенности от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещено;
от ООО "УК "РАДОГРАД" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 августа 2021 года по делу N А41-25945/21
по заявлению Минжилполитики Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РАДОГРАД"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищной политики Московской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 12.01.2021 N КУВД-001/2020-16768583/2 об отказе государственного кадастрового учета и обязании произвести государственный кадастровый учет объекта "Этап 1: "Трехэтажный двухподъездный многоквартирный жилой дом" ДОМ 2" (далее - объект), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030211:163, строительный адрес: Московская область, Воскресенский район, д. Ворщиково.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РАДОГРАД".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2021 года по делу N А41-25945/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 71-73).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство жилищной политики Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и ООО "УК "РАДОГРАД", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства жилищной политики Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя Министерства жилищной политики Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Министерством было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "Этап 1: "Трехэтажный двухподъездный многоквартирный жилой дом" ДОМ 2" (далее - объект), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030211:163, строительный адрес: Московская область, Воскресенский район, д. Ворщиково (разрешение от 10.12.2018 N RU50-29-12365-2018, т. 1 л. д. 47-51).
В порядке части 1 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ) Министерство обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о постановке указанного дома на кадастровый учет.
Уведомлением от 06.10.2021 N КУВД-001/2020-16768583/1 Управление Росреестра по Московской области известило заявителя о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, по следующим основаниям:
- имеются противоречия в сведениях об этажности объекта недвижимости, содержащихся в представленном техническом плане в форме электронного документа XML и разрешении на ввод объекта недвижимости;
- при рассмотрении документов, включенных в состав приложения технического плана, выявлены противоречия в графической части представленной проектной документации с графической частью технического плана, подготовленного кадастровым инженером;
- образы документов, входящих в состав технического плана, представлены не в полноцветном режиме. В соответствии с пунктом 21 требований документы, которые подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. План этажа, либо План части этажа, а в случае отсутствия у здания, сооружения этажей - План здания (сооружения) либо План части здания (сооружения) оформляются в виде файла в формате JPEG;
- электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi;
- в нарушение пункта 34 неверно определен контур здания;
- в нарушение пункта 11 Требований и части 4 статьи 24 Закона о регистрации в составе технического плана отсутствует раздел "План этажа (этажей);
- выявлены противоречия в части указания материала стен между техническим планом и Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, документа XML и Разрешении на ввод объекта недвижимости;
- в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030211:163 наложен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременении в отношении имущества (т. 1 л. д. 24).
Уведомлением от 12.01.2021 N КУВД-001/2020-16768583/2 Управление Росреестра по Московской области известило заявителя об отказе в государственном кадастровом учете, сославшись на не устранение причин, препятствующих проведению кадастрового учета (т. 1 л. д. 25).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы Минжилполитики Московской области в сфере экономической деятельности, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из следующего.
10 декабря 2018 года ООО "УК "РАДОГРАД" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50-29-12365-2018 в отношении "Этап 1: "Трехэтажный двухподъездный многоквартирный жилой дом" ДОМ 2".
В данном разрешении в отношении жилого дома указано количество квартир - 60, но не отражено количество нежилых помещений. В то же время, в техническом плане данного здания, представленном среди других документов для государственного кадастрового учета, содержится информация в разделе "Общие сведения о кадастровых работах" о количестве жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Ворщиково.
По мнению суда первой инстанции, обжалуемые решения Управления Росреестра по Московской области являются правомерными, так как в техническом плане здания были отражены сведения о количестве нежилых помещений в нем, которые вместе с тем отсутствовали в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
Форма, а также порядок заполнения разрешения на ввод в эксплуатацию регулируется Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр"Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Утвержденной формой не предусмотрено указание в разрешении на ввод в эксплуатацию количества нежилых помещений для многоквартирных домов. Строка "количество помещений" предусмотрена в пункте 2.1 разрешения на ввод только для нежилых зданий (объектов образования, здравоохранения, культуры и пр). В разделе 2.2. разрешения на ввод, относящемся к многоквартирным домам, строка "количество помещений" не предусмотрена.
Согласно части 14 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 настоящей статьи (т.е. разрешению на ввод), исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).
В разрешении на ввод в эксплуатацию от 10.12.2018 N RU50-29-12365-2018 указана общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь общего имущества в многоквартирном доме - 1 915 кв.м. - третья страница разрешения, что соответствует техническому плану.
Таким образом, разрешение на ввод в эксплуатацию содержит необходимые сведения о наличии в многоквартирном доме нежилых помещений - общего имущества.
В письме Управления Росреестра по Московской области от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21 "О применении отдельных положений действующего законодательства с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ" разъяснено, что не является предметом правовой экспертизы, осуществляемой в рамках рассмотрения названных документов, на предмет наличия/отсутствия оснований для приостановления, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, проверка на соответствие в техническом плане сведений об иных параметрах, указанных в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и (или) проектной документации объекта капитального строительства.
Таким образом, неуказание в разрешении на ввод в эксплуатацию количества нежилых помещений не является нарушением законодательства, поскольку указание количества нежилых помещений не предусматривается утвержденной формой такого разрешения.
Согласно части 10.1 статьи 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, неуказание в разрешении на ввод в эксплуатацию сведений, указываемых в техническом плане, не является противоречием, поскольку технический план является приложением к разрешению на ввод в эксплуатацию.
Также Управление Россрестра по Московской области сослалось на то, что имеются противоречия в сведениях об этажности объекта недвижимости, содержащихся в представленном техническом плане в форме электронного документа XML и разрешении на ввод объекта недвижимости.
Указанный довод не может служить основанием для отказа в государственном кадастровом учете в связи со следующим.
Форма и порядок заполнения граф в разрешении на ввод в эксплуатацию регулируется Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Указание переменной этажности в разрешении на ввод в эксплуатацию данным приказом не предусмотрена. Ссылка регистрирующего органа на приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации" и иные нормативные акты подлежит отклонению, поскольку указанные акты регулируют порядок выдачи и оформления иных документов и к разрешению на ввод не относятся.
Из разрешения на строительство указанного дома от 27.03.2018 N RU50-29-10375-2018 следует, что количество этажей здания - 4.
Таким образом, противоречий в этажности между разрешениями на строительство и на ввод в эксплуатацию нет.
Ссылка регистрирующего органа на то обстоятельство, что в техническом плане неверно определен контур здания также подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно пункту 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 07 июня 2017 года N 278 (далее - Административный регламент), уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на всепричины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть изложены таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Обжалуемый отказ не содержит сведений о том, в чем конкретно состоят ошибки в изображении контура здания, что вызвало невозможность у заявителя исправить имеющиеся, по мнению регистрирующего органа, недостатки.
Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 года N 3214-АБ/20 "Об определении контуров объектов недвижимости" контуры как одного, так и разных типов (надземный, наземный, подземный) могут полностью и (или) частично совпадать и пересекаться, располагаться полностью внутри друг друга, что не является нарушением Требований N 953.Необходимость дополнительной детализации контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, по мнению Росреестра, должна определяться кадастровым инженером самостоятельно в зависимости от объемно-планировочных решений конкретного здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также с учетом требований заказчика кадастровых работ, определенных в соответствующем договоре подряда.
Таким образом, согласно указанному письму Росреестра детализация надземного контура (в том числе выделение необходимых конструктивный элементов для его определения) является прерогативой кадастрового инженера и заказчика кадастровых работ.
Ссылка регистрирующего органа на то, что документы представленные в форме электронных образов не подписаны соответствующей электронной подписью, также подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно пункту 70 Административного регламента, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть изложены таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
В обжалуемом решении регистрирующего органа отсутствуют сведения о том, какие конкретно документы не были подписаны электронной подписью.
Таким образом, у заявителя отсутствовала возможность внести изменения в технический план.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции пояснениям Управления Росреестра по Московской области, электронной подписью не была подписана проектная документация.
Однако проектная документация не входит в перечень документов, представляемых на государственный кадастровый учет в соответствии со статьей 21 и иными положениями Закона N 218-ФЗ.
Следовательно, наличие или отсутствие электронной подписи на проектной документации не имеет значения для государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в постановке на кадастровый учет вышеназванного объекта.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2021 года по делу N А41-25945/21 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, оформленное уведомлением от 12 января 2021 года N КУВД-001/2020-16768583/2.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поставить на кадастровый учет объект недвижимости "Этап 1: "Трехэтажный двухподъездный многоквартирный жилой дом" ДОМ 2", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030211:163, строительный адрес: Московская область, Воскресенский район, д. Ворщиково.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25945/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство строительного комплекса МО
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Ефимов Сергей Александрович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ