г. Киров |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А29-14535/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Овечкиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ИНН 1101160027, ОГРН 1171101008297
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2023 по делу N А29-14535/2023
по иску министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027 ОГРН 1171101008297)
к индивидуальному предпринимателю Бубненкову Ивану Алексеевичу (ИНН 402404063459 ОГРН 317325600043574)
об обязании предоставить отчеты,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Бубненкову Ивану Алексеевичу (далее - Предприниматель, ответчикь) об обязании предоставить отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров по договорам аренды лесных участков N 13 от 13.12.2018, N 14 от 13.12.2018, N 15 от 13.12.2018 за 2 квартал 2023 года в форме электронного документа в требуемом формате XML через единый портал государственных услуг.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2023 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика предоставить отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров по договорам аренды лесных участков N 13 от 13.12.2018, N 14 от 13.12.2018, N 15 от 13.12.2018 за 2 квартал 2023 года в форме электронного документа.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, исковые требования удовлетворить, а именно: обязать ответчика предоставить отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров по договорам аренды лесных участков N 13 от 13.12.2018, N 14 от 13.12.2018, N 15 от 13.12.2018 за 2 квартал 2023 года в форме электронного документа в требуемом формате XML через единый портал государственных услуг.
По мнению заявителя жалобы, требуемые отчеты необходимо предоставлять исключительно в форме электронного документа через Единый портал государственных услуг в формате XML. В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на судебную практику. Министерство указывает на возможность редактирования файлов в формате XLS любыми пользователями, что не обеспечивает должной степени надежности хранения соответствующей информации.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.01.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.01.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Между Министерством (арендатор) и ИП Бубненковым И.А. (арендатор) заключены:
договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 13 от 13.12.2018, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 1346 га, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, ГУ "Сыктывдинское лесничество", Ыбское участковое лесничество, кварталы N N 144-146, 190-192, кадастровый номер 11:04:0000000:35/25;
договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 14 от 13.12.2018, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 2319 га, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, ГУ "Сыктывдинское лесничество", Часовское участковое лесничество, кварталы N N 73-76. 85-89, кадастровый номер: 11:04:0000000:35/23;
договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 15 от 13.12.2018, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 1359 га, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, ГУ "Сыктывдинское лесничество", Слудское участковое лесничество, кварталы N N 35-37, 62-64, кадастровый номер 11:04:0000000:35/21.
Факт передачи лесных участков подтверждается актами приема-передачи.
Срок действия договоров установлен сторонами с 13.12.2018 по 12.12.2067.
Подпунктом "4" пункта 3.4 Договоров установлена обязанность арендатора представлять отчеты, предусмотренные статьями 49, 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации.
Годовые отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране лесов от пожаров, в электронном виде Предпринимателем в адрес Министерства не представлены.
Претензией от 01.08.2023 истец предложил ответчику предоставить отчеты за 2 квартал в формате XML через единый портал государственных услуг, установив срок добровольного исполнения претензии 10 дней со дня получения претензионного письма.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства (статья 308.3 ГК РФ).
Из положений части 1 статьи 60, части 1 статьи 60.11, части 1 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов представляются гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Перечень информации, включаемой в данные отчеты, форма и порядок представления отчетов, а также требования к формату отчетов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказами Минприроды России от 09.03.2017 N 78, от 21.08.2017 N 452 утверждены перечни информации, включаемой в отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров, о защите лесов (далее - отчеты), формы и порядок представления отчетов, а также требований к формату отчетов.
Отчеты представляются гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране лесов от пожаров, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Отчеты представляются непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Отчеты представляются ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, по защите лесов, отчеты представляются ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, Отчет не представляется.
Допускается формирование данных отчетов в форме электронного документа на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) или представление в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее - XSD-схема), если описание XML-структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа представлены в свободном доступе на информационном ресурсе Единого портала или на официальном сайте органа государственной власти, органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом XSD-схема должна соответствовать форме Отчета и содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники.
Допускается формирование Отчета в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме Отчета (приложение 6 к настоящему Приказу) и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате.xls.
Файл, содержащий отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении (далее - Отчет), должен быть представлен в XML-формате в кодировке Windows-1251 и иметь расширение ".xml".
Формирование Отчета должно осуществляться в форме электронного документа, соответствующего форме Отчета, на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее - XSD-схема), если описание XML-структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа представлены в свободном доступе на информационном ресурсе Единого портала или на официальном сайте органа государственной власти, органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом XSD-схема должна содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники.
Допускается формирование Отчета в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме Отчета (приложение 6 к настоящему Приказу) и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате.xls.
Допускается упаковывать файл Отчета в архив формата ZIP (ZIP-format). Каждый файл упаковывается отдельно, имя архивного файла должно совпадать с именем исходного файла и иметь расширение ".zip".
Частью 8 статьи 4 Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" указывает, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2025 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Следовательно, определен порядок представления сформированного отчета, в указанный период представление отчетов в форме документа на бумажном носителе исключается. При этом порядок и требования к формированию электронных отчетов не изменились.
Таким образом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил возможность формирования отчетов в электронной форме как в формате XML, так и XLS.
Ссылка заявителя на судебную практику по иным делам не подтверждает обоснованность доводов Министерства и отклоняется, поскольку указанные судебные акты не носят преюдициального характера по смыслу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняты по конкретным делам с учетом их конкретных обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции и не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2023 по делу N А29-14535/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14535/2023
Истец: Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми
Ответчик: Бубненков Иван Алексеевич
Третье лицо: ГУ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "СЫКТЫВДИНСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО"