г. Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А41-87310/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства - Гаптуллин А.Н. по доверенности от 14.06.2023, паспорт, диплом,
от СНТ "Арабеск" - Леденёв Д.А. по доверенности от 29.10.2022, удостоверение адвоката,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2023 по делу N А41-87310/22,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Арабеск" (далее - СНТ "Арабеск", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, ответчик) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об исправлении реестровой ошибки, путем внесения изменений в сведения ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 в части исключения границ, внесения в сведения ЕГРН данных об установлении границ земельного участка в соответствии с координатами границ, приведенных в таблице 6 экспертного заключения;
установлении границы земельного участка СНТ "Арабеск" с кадастровым номером 50:26:0110307:262, площадью 39 697 кв. м, в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка по результатам проведенной судебной землеустроительной экспертизы ООО "Гео", согласно приложения 3, таблицы N 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, публично-правовая компания "Роскадастр".
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
Представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Федерального агентства лесного хозяйства.
Как следует из материалов дела, решением Наро-Фоминского городского совета народных депутатов Московской области от 08.09.1989 N 736/17 был утвержден проект планировки и застройки коллективного сада "Арабеск" МГТБ и ГАБТ СССР, расположенного вблизи д. Иневка Наро-Фоминского района.
Отвод земли с/т "Арабеск" был произведен в 1992 году на основании решения Исполкома Наро-Фоминского городского совета народных депутатов от 19.07.1991.
На основании Постановления Главы администрации Наро-Фоминского района Московской области от 07.12.1994 N 1829 Садоводческим товариществом "Арабеск" приобретено право общей совместной собственности на землю по адресу: Московская обл., Наро-Фоминский р-н, Ташировская с/а, д. Иневка, с/т "Арабеск" общей площадью 4,26 га на землях сельскохозяйственного назначения для садоводства.
В 2022 году кадастровым инженером Бузиновым К.А. было подготовлено кадастровое заключение по результатам исследования фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262, принадлежащего СНТ "Арабеск".
В ходе выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262, при сопоставлении полученных результатов измерений в результате проведенного натурного обследования и имеющихся сведений из ЕГРН было выявлено:
- площадь земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262 по фактическому пользованию составляет 40 940 кв. м, что меньше на 7 670 кв. м площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
- при совмещении сведений, полученных в результате произведенных кадастровых работ и сведений из ЕГРН, выявлено наложение кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 (земли лесного фонда) на фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262 (земли общего пользования СНТ "Арабеск", площадь пересечения составляет 1 124 кв. м.
Как следует из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) также определено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Статьей 8 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) было предусмотрено, что земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
Таким образом, правовая природа коллективной совместной собственности в частности на земли общего пользования в советский период связана с пониманием садового товарищества как коллективного объединения граждан, действующего по воле и в интересах своих членов, обладающим ограниченной правосубъектностью.
Дальнейшее реформирование земельного законодательства связано, в том числе, с введением в действие ГК РФ, принятием Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статьи 14 и 28) и Земельного кодекса Российской Федерации, которые признают садовое некоммерческое товарищество в качестве самостоятельного частного субъекта гражданских прав.
При этом буквальное толкование статьи 8 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) свидетельствует, что земли общего пользования предоставлялись непосредственно садовому товариществу, а не его членам.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (часть 2).
Как подтверждается материалами дела и установлено судом, решением Наро-Фоминского городского совета народных депутатов Московской области от 08.09.1989 N 736/17 и Постановления Главы администрации Наро-Фоминского района Московской области от 07.12.1994 N 1829 СНТ "Арабеск" в коллективно-совместную собственность товарищества предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110307:262, право товарищества зарегистрировано в установленном действовавшим законом порядке.
При таких обстоятельствах, вещное право товарищества на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110307:262 является ранее возникшим и подтвержденным.
Истец, в целях установления в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262, находящегося в фактическом владении СНТ "Арабеск" и используемого им в качестве земель общего пользования, из-за пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50436, принадлежащим ответчику, и относящегося соответственно к землям лесного фонда, а также ссылаясь на наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в связи со следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям ст. 70 Земельного кодекса, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления N 10/22, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
При этом иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Исходя из анализа положений ч. 1 ст. 43, п. 31 ч. 1 ст. 26, частей 8, 10 ст. 22, ч. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
В соответствии с п. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 ст. 22 Закона N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного ст. 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1464-О-О, закрепленное в ст. 82 АПК РФ право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В соответствии со ст. 82 АПК РФ по ходатайству истца определением от 05.04.2023 была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Гео" эксперту Верболозу Михаилу Валерьевичу.
Согласно выводам землеустроительной экспертизы имеется пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0110307:262 и 50:26:0000000:50436.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 составляет величину равную 91517131 кв. м, в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262 площадь составляет величину, равную 1586189 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 является многоконтурным, участком лесного фонда и в силу ст. 8 Лесного Кодекса РФ находится в собственности Российской Федерации.
Эксперт установил, что установление границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 должно было проводиться на основе планшета лесоустройства, с учетом фактических границ смежных земельных участков выявленных при проведении таксационных работ по составлению лесоустроительных планшетов. На момент проведения работ по таксации границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 на местности существовали границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262.
Таким образом, эксперт пришел к выводу, что в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 содержится реестровая ошибка в части границ участка.
В целях устранения пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262 и земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 (в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262), исключающими наложение границ эксперт считает необходимым установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 (в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110307:262) согласно координат точек границ, указанных в таблице 4.
Для исправления реестровой ошибки и устранения выявленного наложения границ эксперт предлагает внести изменения в сведения ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 50:26:0000000:50436 в части исключения границы по точкам 1293-1192 (частично)- 1193-1194-1195-1196-1197-1198-1199-1200-1201-1202-1203-1204-1205-1206 (частично), указанных в таблице 5, путем внесения в сведения ЕГРН данные о границе указанного земельного участка в соответствии с координатами границы, приведенных в таблице 6.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно проведенной судебной экспертизы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 86 АПК РФ в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе: - содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; - оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование; - иные сведения в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В соответствии со ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Закон N 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Заключение должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Требования к содержанию заключения установлены ст. 25 Закона N 73-ФЗ, согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе: - содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; - оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
С учетом требований изложенных выше норм права надлежащим образом выполненное экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.
Доказательств того, что экспертное заключение, составленное по результатам назначенной судом экспертизы, не соответствует требованиям действующего законодательства, а равно, что заключение содержит недостоверные выводы, и выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что экспертное заключение соответствует указанным выше нормам, оснований сомневаться в достоверности и объективности сделанных выводов экспертов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что представленное в материалы дела заключение оформлено в соответствии с требованиями ст. ст. 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные ч. 2 ст. 86 АПК РФ сведения, исследование проведено объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, в заключении эксперт основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В суде первой инстанции истцом уточнены заявленные требования в соответствии с выводами, изложенными в экспертном заключении от 01.06.2023 N 2-2023.
Возражения Рослесфонда обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку они были учтены истцом при уточнении иска.
Исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110307:262 находится в фактическом владении и используются СНТ как земли общего пользования, вещное право товарищества на указанные земельные участки является ранее возникшим и подтвержденным, принимая во внимание содержащиеся в представленном экспертном заключении выводы эксперта о пересечении границ спорных земельных участков, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований СНТ "Арабеск".
Доводов, опровергающих по существу правильность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба Рослесхоза не содержит.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2023 по делу N А41-87310/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87310/2022
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "АРАБЕСК"
Ответчик: Федеральное агенство лесного хозяйства