г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-202967/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э. Яриевым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-202967/21 (84-1567)
по заявлению Администрации городского округа Троицка
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Троицк в городе Москве обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Москве N КУВД-001/2021-927190б/2 от 22.06.2021 в государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Троицк на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:54:0020408:1139, расположенный по адресу: г.Москва, г.Троицк, ул. Солнечная, д.12, помещение I (ком. N 32); об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Троицк на указанный объект недвижимого имущества.
Решением суда от 13.12.2021 заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание заявитель своего представителя не направил, просил отложить рассмотрение апелляционной жалобы в связи с болезнью представителя, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Ходатайство заявителя об отложении судебного заседания отклонено апелляционным судом в связи с отсутствием правовых оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Главы Администрации Московской области N 40 от 05.03.1994 был утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность города Троицка (Приложение N 3).
Среди данных объектов указан жилой дом, расположенный по адресу ул.Солнечная, д. 12.
Таким образом, весь жилой дом по указанному адресу был передан в муниципальную собственность города Троицка.
В жилом доме по адресу Москва, г.Троицк, ул.Солнечная, д.12 расположено встроенное нежилое помещение I (ком. N 32) с кадастровым номером 50:54:0020408:1139 площадью 8,2 кв.м -далее спорные объекты.
Спорное помещение включено в реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Троицк в городе Москве.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ с 01.07.2012 утверждено изменение границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью, в результате которого город Троицк вошел в состав Москвы.
15 марта 2021 года городской округ Троицк в городе Москве обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект.
22 марта 2021 года Управление приостановило государственную регистрацию права собственности, указав следующее:
"Согласно данным Выписки основанием возникновения права собственности городского округа Троицк в городе Москве в отношении данного объекта недвижимости является Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 к собственности субъекта РФ относятся объекты недвижимости, принадлежащие перечисленным в соответствующем приложении правообладателям.
Однако документы, подтверждающие правомерное приобретение на законных основаниях или фактическую принадлежность объекта недвижимого имущества правообладателю, указанному в соответствующем приложении к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1, не представлено."
11 июня 2021 года городской округ Троицк предоставил архивную копию Постановления Главы Администрации Московской области N 40 от 05.03.1994 вместе с пояснениями.
22 июня 2021 года Управление уведомлением от N КУВД-001/2021-9271906/2 отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, сославшись в отказе на те же самые основания, что содержались в уведомлении о приостановке.
Заявитель, полагая, что отказ Управления Росреестра по Москве не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и города Москвы и нарушает его права, обратилось в суд.
Срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Администрацией требований.
В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 2 статьи 14 Закона о недвижимости одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч.1 ст.21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Управлением рассмотрены документы по заявлению от 15.03.2021 N КУВД-001/2021-9271906 по государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимого имущества (помещение) с кадастровым номером 50:54:0020408:1139, расположенное по адресу: г. Москва, г Троицк, ул.Солнечная, д.12, пом.I (ком. N 32).
В качестве правоустанавливающих документов, являющихся основанием возникновением права представлены Выписка из Реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Троицк в городе Москве от 01.03.2021. Согласно данным Выписки основанием возникновения права собственности городского округа Троицк в городе Москве в отношении данного объекта недвижимости является Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991.
Следует согласиться, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все имеющиеся у него документы, копии которых приложены заявителем в материалы дела.
В соответствии с пунктом 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, независимо оттого, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту Приложения 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Таким образом, Заявитель обосновал законность своих требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Администрацией городского округа Троицк в городе Москве требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-202967/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-202967/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ