г. Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А41-56482/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от ООО "УК "Центр Менеджмент"Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированный "Сибпромстрой Югория": Марков Е.А., по доверенности от 09.02.2022;
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: Сорокина Ю.В., по доверенности от 16.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2021 года по делу N А41-56482/21 по иску ООО "Управляющая Компания "Центр Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированный "Сибпромстрой Югория" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Центр Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированный "Сибпромстрой Югория" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованием о взыскании суммы излишне уплаченной государственной пошлины в размере 8 360 000 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2021 года по делу N А41-56482/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
ООО "УК "Центр Менеджмент"Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированный "Сибпромстрой Югория" и Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционной жалобы.
Управление Росреестра по Московской области своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
28.07.2018 истец через МФЦ подало заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 28.07.2018 N 50-0-1-302/3101/2018-1343 и заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.07.2018 N 50-50/001-50/001/010/2018 - 23890.
Предметом постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на недвижимое имущество являлись 4 помещения и 477 машино-мест, расположенных в созданном здании "3-х уровневая подземная автостоянка (пристроенная)" по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Зеленая, д. 6, стр. 3.
Размеры госпошлины при обращении за совершением юридически значимых действий определены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Так, размер госпошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним указан в подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ и составляет для организаций - 22 000 рублей за регистрацию прав на одно недвижимое имущество.
01.08.2018 заявлением о предоставлении дополнительных документов N 50-50/001-50/001/010/2018 - 24174 истцом были представлены платежные поручения об оплате госпошлины за государственную регистрацию права собственности на сумму 10 582 000 руб. 00 коп., из расчета 481 объект умножить 22 000 руб. 00 коп.
02.08.2018 регистрирующим органом было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N 50-0-302/3101/2018-1343, N 50/001/010/2018-23890.
Решением от 02.11.2018 Управление Росреестра по Московской области отказало истцу в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на 4 помещения и 477 машино-места, расположенных в созданном здании "3-х уровневая подземная автостоянка (пристроенная)" по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Зеленая, д. 6, стр. 3 (далее - объекты недвижимости), что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2019 по делу N А41-9207/19 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 02.11.2018 N 50-0-1-302/3101/2018-1343, N 50/001/010/2018-23890 и обязал Управление Росреестра по Московской области осуществить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности истца на объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: МО, г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Зеленая, д. 6, стр. 3.
В адрес истца поступило письмо ответчика N 50-70а-10-000241/20 от 15.01.2020 г., в котором ответчик сообщил, что в соответствии с Решением по делу N А41-9207/19 "осуществлена постановка на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства (3-х уровневая подземная автостоянка), расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Зеленая, д. 6, стр. 3, с присвоением объекту кадастрового номера 50:10:0010404:6101, также в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности.
Однако, согласно заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 28.07.2018 N 50-0-1-302/3101/2018-1343 и заявлению о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.07.2018 N 50-50/001-50/001/010/2018 - 23890 (далее - Заявления) предметом постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются 4 помещения и 477 машино-мест, расположенных в созданном здании "3-х уровневая подземная автостоянка (пристроенная)" по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Зеленая, д. 6, стр. 3.
Данное обстоятельство подтверждается размером уплаченной государственной пошлины - 10 582 000 руб. 00 коп. - по 22 000 руб. 00 коп. за 481 объект.
Из них, излишне уплаченные платежи на сумму 2 200 000 рублей подлежат возврату на основании постановления Арбитражного суда Московского округа от 17.11.2021 по делу N А41-28383/21, сумма 22 000 руб. 00 коп. была списана в счет регистрации здания 04.10.2019, а сумма в размере 8 360 000 руб. 00 коп., как указывает истец подлежит возврату как излишне уплаченная.
Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора подтверждается претензией от 23.07.2021 Исх. N 943, почтовой квитанцией и описью вложения в ценное письмо с отметкой Почты России.
Однако, согласно ответу Управления Росреестра по Московской области от 07.09.2021 N 10-195/13 в возврате излишне уплаченной госпошлины было отказано.
Поскольку ответчик в добровольном порядке излишне уплаченную государственную пошлину в размере 8 360 000 руб. не возвратил, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
На основании ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество для организаций составляла 22 000 рублей.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений на совершение таких действий.
Порядок возврата или зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ (далее - глава 25.3 НК РФ) определен статьей 333.40 НК РФ.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 данного Кодекса.
Таким образом, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ), в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ), а также в случае возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие (подпункт 7 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
Иных оснований возврата государственной пошлины НК РФ не установлено.
Юридически значимые действия в отношении общества при рассмотрении заявления совершены Управлением посредством государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности истца на объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: МО, г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Зеленая, д. 6, стр. 3, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН N 99/2019/305293115 от 27.12.2019 г. (право собственности N 50:10:0010404:6101-50/001/2019-1 от 04.10.2019 г.).
Таким образом, учитывая, что Управлением Росреестра Московской области фактически зарегистрирован только один объект недвижимости, а для его регистрации использовано платежное поручение N 4687 от 01.08.2018 на 22 000 (двадцать две тысячи) рублей 00 копеек, суд принимает довод заявителя, что иные суммы госпошлины являются излишне уплаченными.
В пункте 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, приказом службы от 18.12.2019 N П/0515 "О наделении территориальных органов службы полномочиями администраторов доходов федерального бюджета" территориальные органы службы наделены полномочиями администраторов доходов федерального бюджета, порядок действий при возврате излишне уплаченной государственной пошлины регламентирован положениями, принятыми в каждом территориальном органе службы (в управлении такое положение утверждено приказом управления от 19.04.2021 N П/049; на дату принятия решения об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины действовал приказ от 04.09.2021 N 252-Пр).
В связи с этим решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подлежало принятию управлением.
Пунктом 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, предусмотрено, что служба осуществляет свою деятельность непосредственного и через свои территориальные органы, а также ведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальные органы службы являются самостоятельными юридическими лицами и обладают полномочиями в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.03.2016 N 180.
Таким образом, в отношениях по возврату территориальным органом излишне уплаченной государственной пошлины служба не участвует, соответствующие полномочия составляют компетенцию территориального органа службы, в данном случае - управления, в которое общество и обращалось за совершением юридически значимых действий.
Тем самым, именно на управление подлежала возложению обязанность принять решение о возврате обществу излишне уплаченной государственной пошлины за регистрационные действия в размере 8 360 000 руб.
В данном случае в силу пункта 3 статьи 333.40 НК РФ возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства, при этом орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, принимает решение о ее возврате, которое подлежит исполнению в установленном порядке.
В силу приведенных норм права, с учетом установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области оснований для отказа в возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2021 года по делу N А41-56482/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56482/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕНТР МЕНЕДЖМЕНТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ