г. Саратов |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А12-14635/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Михайловское тепловое хозяйство"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 сентября 2023 года по делу N А12-14635/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Михайловское тепловое хозяйство" (403343, Волгоградская обл., г. Михайловка, ул. Мичурина, д. 6, Б, ОГРН 1133456000776, ИНН 3456000676)
к Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (403342, Волгоградская обл., г. Михаловка, ул. Обороны, д. 42А, ОГРН 1023405578646, ИНН 3437500793)
о признании недействительным предписания,
заинтересованные лица: консультант отдела по муниципальному контролю и административной практики Администрации городского округа - город Михайловка Волгоградской области Андреева Ю.В., Гривцова Н.Ф., Павлов О.В., Павлова О.А., Абрамова Н.А., Титенок В.А., Великодная К.П., Курин В.С., Поцелуев О.М., Петрова Н.Ф.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Михайловское тепловое хозяйство" (далее - ООО "Михайловское тепловое хозяйство", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания от 25.04.2023 N 2, выданного консультантом отдела по муниципальному контролю и административной практики Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Андреевой Ю.В. (далее - Администрация, административный орган).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Михайловское тепловое хозяйство" не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в период с 18.10.2020 по 12.01.2021 не учитывался объем тепловой энергии в связи с выходом из строя прибора учёта. ООО "МТХ" считает, что прибор учёта не работал 3 расчётных периода. За период до восстановления прибора учёта учитывается объем потребления коммунального ресурса исходя из среднемесячного объема потребления (до 13.01.2021), после восстановления работоспособности прибора учёта - по показаниям прибора учета (с 13.01.2021 по 31.01.2023). Никаких оснований не учитывать показания прибора учёта с 13.01.2021 по 31.01.2023 при расчёте за январь 2021 г. не имеется. Пункт 59 (1) Правил 354 не предусматривает определение среднемесячного объема потребления с учетом показаний за предыдущий отопительный период. Административным органом при определении среднемесячного объёма тепловой энергии за ноябрь и декабрь 2022 г., необоснованно исключён отопительный месяц отопительного периода октябрь 2022 г. и применены отопительные месяцы с октября 2021 г. по апрель 2022 г. Корректировка за 2021 г. отражена в платёжках за январь 2022 г. Расхождение с административным органом исходит из расчёта за январь 2021 г., определенного из норматива потребления тепловой энергии (административный орган), а не из среднемесячного объёма потребления (МТХ). Корректировка за 2022 г. отражена в платёжках за январь 2023 г. Расхождение за 2022 г. исходит из расчёта среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем, определённого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за период 7 месяцев (с ноября 2021 г. по апрель 2022 г. и октябрь 2022 г.) (МТХ), а не исходя из среднемесячного объёма потребления за отопительный период, с октября 2021 г. по апрель 2022 г. (7 месяцев) (административный орган).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
От ООО "Михайловское тепловое хозяйство" и Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу Закона Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД переданы отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области.
Как следует из материалов дела, в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) Администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области на основании решения о проведении документарной проверки от 06.03.2023 N 4 (т.1 л.д.67-72) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Михайловское тепловое хозяйство" в связи с поступлением обращений граждан по вопросу начисления платы за коммунальную услугу (отопление) за январь 2023 года по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Некрасова, д. 18 (т.1 л.д.48, 60-62).
Проверкой установлено нарушение ООО "Михайловское тепловое хозяйство" порядка определения размера платы и корректировки за коммунальную услугу по отоплению потребителям в многоквартирном доме N 18 по ул. Некрасова в г. Михайловка Волгоградской области, что является нарушением пункта 42 (1), 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также пунктов 3 (1), 3 (4) приложения N 2 Правил N 354.
Результаты проверки зафиксированы в акте документарной проверки от 25.04.2023 N 7 (т.1 л.д.75-84).
Консультантом отдела по муниципальному контролю и административной практике Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Андреевой Ю.В. по итогам проведенной внеплановой документарной проверки выдано предписание от 25.04.2023 N 2 (т.1 л.д.14-15), которым на заявителя возложена обязанность произвести потребителям многоквартирного дома N 18 по ул. Некрасова в г. Михайловка Волгоградской области возврат неправомерно начисленной платы за 2021, 2022, 2023 гг., в том числе путём сторнирования задолженности с указанием в платёжном документе основания перерасчёта платы в соответствии с п. 69 Правил N 354.
Срок выполнения предписания определен до 01.06.2023.
В выданном в адрес общества предписании указано на следующие нарушения:
- при неотображении от 15 суток и более прибором учета тепловой энергии в многоквартирном доме результатов измерении в период с 18.10.2020 по 12.01.2021 (т.е. более 3 расчетных периодов), объем тепловой энергии, подлежащий корректировке платы, в расчетном периоде январь 2021 должен быть рассчитан в соответствии с требованиями п. 59 (1) Правил N 354, п. 60 (1) исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В расчётном периоде январь 2021 года объём потребления коммунального ресурса ООО "МТХ" был определён в нарушение п.59(1) Правил N 354, п. 60 (1), исходя из среднемесячного объёма потребления;
- в расчётном периоде ноябрь 2022 г., декабрь 2022 г., плата за коммунальную услугу, определялась в нарушение п.59(1) Правил N 354, исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем, определённого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за период 7 месяцев (с ноября 2021 г. по апрель 2022 г. и октябрь 2022 г.), а не исходя из среднемесячного объёма потребления за отопительный период, с октября 2021 г. по апрель 2022 г. (7 месяцев);
- корректировка платы за отопление за период с января 2021- декабрь 2021 г., с января 2022 - декабрь 2022 г., отраженная в платёжных документах за январь 2022 г., январь 2023 г. по потребителям в многоквартирном доме проведена в нарушении п. 42 (1), п. 3(4) приложения N 2 Правил 354. Учитывая требования п. 42(1) Правил N 354 среднемесячный объём тепловой энергии, рассчитанный исходя из объёмов тепловой энергии за период с января 2022 года по декабрь 2022 г. должен составить: 105,64 Гкал /12 мес.= 8,755Гкал /мес. и должен применяться при расчете платы для потребителей дома за отопление за период с января 2023 г. по декабрь 2023 г.
Решением Администрации от 02.06.2023 поданная ООО "Михайловское тепловое хозяйство" в порядке досудебного обжалования жалоба оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.32-36).
ООО "Михайловское тепловое хозяйство", полагая, что предписание является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и соглашаясь с позицией административного органа, суд первой инстанции исходил из того, что прибор учета не работал 4 расчетных периода, а не 3 как считает ООО "МТХ", а нарушения при расчете платы в расчетных периодах 2021-2022 гг., в совокупности привели к неверно определенному среднемесячному объему тепловой энергии, рассчитанному исходя из объемов тепловой энергии за период с января 2022 года по декабрь 2022 года.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом, и следует из материалов дела, ООО "Михайловское тепловое хозяйство" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в многоквартирные дома в соответствии с договорами на поставку тепловой энергии и исполнителем коммунальной услуги по отоплению перед потребителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Некрасова, д. 18 (далее - МКД).
Указанный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии ВТЭ-1К, заводской номер N 10-11991, допущен в эксплуатацию с 28.12.2010 (т.1 л.д.132), Дата последней поверки - 23.07.2022.
Согласно представленным ООО "МТХ" данным, общая площадь всех жилых помещений - 389,80 кв.м., общая площадь нежилых помещений - 0 кв.м., общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме - 42,80 кв.м.
Помещения с индивидуальными источниками тепловой энергии в многоквартирном доме отсутствуют, индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома отсутствуют.
Решением общего собрания собственников помещений МКД (протокол N 6 от 17.06.2015) изменён способ управления на непосредственное управление собственниками помещений многоквартирного дома (т.2 л.д.36-58), принято решение о заключении договора об оказании услуг и выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО "Домоуправление N 1" (т.2 л.д.59-77).
ООО "Домоуправление N 1" ежемесячно в течение отопительного периода производится снятие показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Отчеты о расходовании тепловой энергии передаются в ООО "МТХ".
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее по тексту - Постановление N 603) субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать в отношении всех или отдельных муниципальных образований решение об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - (равномерно в течение календарного года (1/12) или в течение отопительного периода (1/7). При этом законодательством не предусмотрено право принятия решения о переходе на начисление платы исходя из 1/7 в отношении отдельной группы многоквартирных домов в муниципальном образовании.
Право принимать решение об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению предоставлено уполномоченным органам субъектов Российской Федерации в отношении всех или отдельных муниципальных образований.
Судом первой инстанции верно определено, что ввиду отсутствия решения Администрации Волгоградской области, предусмотренного пунктом 3 Постановления N 603, об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Волгоградской области, за исключением городов Волгограда и Камышина, продолжает действовать порядок расчета платы, за отопление исходя из равномерного начисления платы в течение календарного года.
Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей города Михайловка Волгоградской области производиться равномерно в течение календарного года.
Абзацем 3 пункта 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Приложением N 2 к Правилам N 354 определён порядок расчёта размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 3(6) Приложения N 2 к Правилам N 354 объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4):
Pi = Pkpi - Pnpi,
где:
Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
На основании пункта 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил, то есть по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункты 60 (1), 42(1) Правил N 354).
Администрацией установлено, что начисление платы за тепловую энергию жильцам спорного МКД с 01.01.2021 по 31.12.2021 производилось в течение 12 месяцев календарного года, исходя из среднемесячного объема тепловой энергии на отопление за 2020 г.
Годовой объем тепловой энергии по указанному многоквартирному дому за 2020 год составил: 87,300 Гкал.
Среднемесячный объем потребления тепловой энергии в 2020 год составил 87,300 Гкал. / 12 мес. = 7,275 Гкал./мес., который должен применяться при расчете платы для потребителей многоквартирного дома за отопление с января 2021 года по декабрь 2021 года, однако среднемесячный объем потребления тепловой энергии ООО "МТХ" определен в размере 7.289 Гкал./мес. (на 0, 014 Гкал./мес. больше).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в связи с выходом из строя в период с 18.10.2020 по 12.01.2021 коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии объем тепловой энергии, поступившей в многоквартирный дом, не учитывался.
Определяя количество расчетных периодов неработоспособности коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, Администрация и суд первой инстанции правомерно исходили из того, что в соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно пункту 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 платежный документ должен содержать, в том числе, указание на оплачиваемый месяц.
С учётом изложенного, расчётный период определяется равным календарному месяцу, т.е. с первого по последнее число месяца.
Прибор учета вышел из строя 18.10.2020, т. е. в 1-м расчетном периоде равным календарному месяцу с 01.10.2020 по 31.10.2020 (поскольку прибор учета вышел из строй в октябре, соответственно за октябрь плата не могла определяться по прибору учета, соответственно за весь месяц октября плата определялась по среднемесячному объему потребления), период с 01.11.2020 по 30.11.2020, когда прибор учета не работал - являлся 2-м расчетным периодом, период с 01.12.2020 по 31.12.2020, когда прибор учета также не работал - являлся 3-м расчетным периодом, период с 01.01.2021 г. являлся уже 4-м расчетным периодом. 12.01.2021 собственники обеспечили восстановление работоспособности вышедшего из строя прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, прибор учета не работал свыше 3 расчетных периодов (октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г., январь 2021 г.), соответственно, с 01.01.2021 г. по 12.01.2021 г. расчет платы должен быть определен исходя из норматива, а с 12.01.2021 г. по 26.01.2021 г. по прибору учета.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 31(1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление МКД, в случаях, предусмотренных подпунктом "г" пункта 17 настоящих Правил (наличие прямых договоров с потребителями), обязаны при наличии ОДПУ ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25 число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания РСО в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с РСО договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях СОИ в МКД.
В соответствии с пунктом 118 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") при неисправности приборов учета, истечении срока их поверки включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.
Таким образом, как правомерно указала администрация, в период неисправности приборов учета сроком до 15 суток расчет объема должен осуществляется с учетом п. 118 Правил N 1034.
В свою очередь, проверкой установлено, что прибор учета не работал более 15 суток, а именно 86 дней, с 18.10.2020 по 12.01.2021, т. е. объем тепловой энергии, в расчетном периоде январь 2021 должен быть рассчитан в соответствии с требованиями п. 59(1), 60(1) Правил N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В расчетном периоде январь 2021 года объем потребления коммунального ресурса исполнителем коммунальной услуги ООО "МТХ" определен исходя из среднемесячного объема потребления, что противоречит пунктам 59 (1), 60 (1) Правил N 354.
Расчет за январь 2021 г. зависит от конкретной даты возникновения неисправности прибора учета и ее устранения, объем потребления тепловой энергии за расчетный период январь 2021 г. должен состоять из двух слагаемых - объема по нормативу за 12 дней (с 01.01.2021 г. по 12.01.2021 г.), и должен составлять 2,445 Гкал и объема по показаниям прибора учета за период исправной работы прибора учета с 13.01.2021 г. по 26.01.2021 г. и доложен составлять 8 Гкал.
Объем потребленной тепловой энергии по указанному многоквартирному дому за расчетный период январь 2021 г. должен составлять 10,445 Гкал, однако ООО "МТХ" гражданам, проживающем в данном МКД предъявило к оплате 13,772 Гкал, что превышает оплату на 3,327 Гкал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прибор учёта не работал 3 расчётных периода, в связи с чем, Обществом правомерно рассчитана плата за отопление, исходя из среднемесячного объема потребления, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании положений жилищного законодательства, в том числе, Правил N 354.
Исполнителем коммунальной услуги по отоплению ООО "МТХ" по многоквартирному дому N 18 по ул. Некрасова в январе 2022 года проведена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам периода с 01.01.2021 по 31.12.2021, сумма корректировки составила: 160 689,17 руб. (87,772 Гкал.) - 161 169,91 руб. (87,47 Гкал.) = 480,75 руб. (возврат).
Спорным в рамках настоящего дела является определение среднемесячного объема потребления за отопительный период при выходе из строя коллективного (общедомового) прибора учета, а именно за ноябрь и декабрь 2022 г.
Административным органом установлено, что в расчетном периоде ноябрь 2022 г., декабрь 2022 г., плата за коммунальную услугу, определялась в нарушение пункта 59 (1) Правил 354, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период 7 месяцев (с ноября 2021 г. по апрель 2022, и октябрь 2022 г.).
Отопительным периодом признается интервал в течение года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, не превышающей значение, которое определяется санитарными нормами, при этом продолжительность самого периода (начало и завершение) устанавливается для различных климатических зон на территории РФ администрацией органом управления соответствующей территории.
При определении среднемесячного объема потребления за отопительный период при выходе из строя коллективного (общедомового) прибора учета, а именно за ноябрь и декабрь 2022 г., судом первой инстанции правомерно учтено, что для Волгоградской области отопительным периодом являются 7 месяцев, с октября по апрель (зимний сезон).
Исходя из определения, содержащегося в "ГОСТ Р 55656-2013 (ИСО 13790:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Энергетические характеристики зданий. Расчет использования энергии для отопления помещений" отопительный период - это период, характеризующийся превышением теплопотерь здания над теплопоступлениями, что приводит к необходимости подачи теплоты в здание для поддержания нормируемой температуры в помещениях - период времени действия отопления. Началом (концом) отопительного периода считается момент времени, когда среднесуточная температура наружного воздуха в течение трех суток подряд удерживается равной или ниже (выше) граничной температуры, равной плюс 10 °C для детских и лечебно-профилактических учреждений и домов-интернатов для престарелых и плюс 8 °C - для остальных зданий.
Пунктом 59 (1) Правил N 354 предусмотрено, что среднемесячный объем потребления должен быть определен с учетом показаний за отопительный период, то есть, если коллективный (общедомовой) прибор учета вышел из строя в текущем отопительном периоде, то среднемесячная величина устанавливается на основе данных за предыдущий отопительный период.
Так как прибор учета вышел из строя в ноябре 2022 года. т.е. в текущем отопительном периоде 2022/2023 гг., который составил всего 1 месяц (октябрь 2022 г), то необходимо учитывать данные за прошлый отопительный период 2021/2022 гг., за 7 месяцев, т.е. с октября 2021 г. по апрель 2022 г.
Таким образом, среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется как отношение объема тепловой энергии по показаниям соответствующего коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий отопительный период к количеству календарных дней в этом отопительном периоде.
С учётом изложенного, верным признаётся вывод суда первой инстанции о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых и не жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме N 18 по ул. Некрасова, произведен в расчетном периоде январь 2023 г. ООО "Михайловское тепловое хозяйство" в нарушение пункта 42 (1) Правил N 354.
Допущенные ООО "МТХ" нарушения при расчете платы в расчетных периодах 2021-2022 гг., в совокупности привели к неверно определенному среднемесячному объему тепловой энергии, рассчитанному исходя из объемов тепловой энергии за период с января 2022 года по декабрь 2022 года.
Доводы Общества, что при определении среднемесячного объёма тепловой энергии за ноябрь и декабрь 2022 г., необоснованно исключен отопительный месяц отопительного периода октябрь 2022 г. и применены отопительные месяцы с октября 2021 г. по апрель 2022 г., судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие нормам жилищного законодательства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Администрацией правомерно установлены допущенные ООО "МТХ" нарушения обязательных требований, установленных Правилами N 354, выразившиеся в неправомерном начислении, в том числе корректировки, платы за отопление собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 18 по ул. Некрасова в г. Михайловка Волгоградской области.
Пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом о виде контроля.
Предписание представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Суд апелляционной инстанции считает, что предписание от 25.04.2023 N 2, выданное заявителю содержит требование об устранении установленных нарушений, ссылку на пункты и статьи нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены, срок, установленный для исполнения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует вышеприведенным требованиям закона, не нарушает права и законные интересы общества и не возлагает на заявителя незаконно какие-либо обязанности.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе, о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Ссылка заявителя на судебную практику, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку по рассматриваемым делам установлены иные обстоятельства.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 сентября 2023 года по делу N А12-14635/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14635/2023
Истец: ООО "МИХАЙЛОВСКОЕ ТЕПЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Консультант отдела по муниципальному контролю Андреева Ю.В.
Третье лицо: Абрамова Н. А., Великодная К. П., Гривцова Н Ф, Курин В. С., Павлов О. В., Павлова О. А., Петрова Н. Ф., Поцелуев О. М., Титенок В. А.