г. Хабаровск |
|
17 февраля 2022 г. |
А73-19219/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Воронцова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Дю Ульяна Валерьевна, представитель по доверенности от 10.11.2020 N 207/4/49д
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям"
на решение от 23.08.2021
по делу N А73-19219/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН: 1052740095990; ИНН: 2710012420, адрес: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, р.п. Чегдомын, ул. 60 лет Октября, д. 4)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284; ИНН: 7704252261, адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19), федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" (ОГРН: 1112722000247; ИНН: 7420014908, адрес: 456412, Челябинская область, г. Чебаркуль)
об ограничении доступа на объект, демонтаже здания
третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005; ИНН 2721172546)
УСТАНОВИЛ:
администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" (далее - ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям", Отдел финансового обеспечения, учреждение) с исковыми требованиями:
- незамедлительно принять меры по ограничению доступа на объект незавершенного строительства: наименование объекта 95-квартирный жилой дом, (ориентировочно адрес расположения п. Чегдомын, ул. Пушкина, дом N 54), а именно установить ограждения вокруг здания, закрыть дверные и оконные проемы в здании, установить круглосуточную охрану до завершения работ по сносу здания и рекультивации земельного участка;
- произвести снос (демонтаж) объекта незавершенного строительства и рекультивацию земельного участка на объекте незавершенного строительства: наименование объекта 95-квартирный жилой дом, (ориентировочно адрес расположения п. Чегдомын, ул. Пушкина, дом N 54).
Определением суда от 16.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.08.2021 исковые требования удовлетворены частично, на Отдел финансового обеспечения возложена обязанность в течение месячного срока после вступления решения суда в законную силу принять меры по ограничению доступа на объект незавершенного строительства наименование объекта 95-квартирный жилой дом, (ориентировочно адрес расположения п. Чегдомын, ул. Пушкина, дом N 54), а именно установить ограждения вокруг здания, закрыть дверные и оконные проемы в здании.
В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минобороны России и ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" обжаловали его в Шестой арбитражный апелляционный суд. В обоснование доводов жалобы заявители указывают на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильные применение судом норм материального права.
Минобороны России в жалобе просит отменить решение в оспариваемой части и принять по делу новый судебный акт, которым отказать администрации в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Согласно приведенным в жалобе доводам, копия выписки ТУ Росимущества по Хабаровскому краю из реестра федерального имущества от 04.12.2006 N 12711, содержащая сведения о том, что пользователем незавершенного строительством 95 - квартирного жилого дома является войсковая часть 12661 Железнодорожных войск Российской Федераций, правопреемником которой является ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" является ненадлежащим доказательством.
С целью подтверждения сведений в адрес МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО направлен запрос об истребовании выписки. Согласно полученному от МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО ответу от 15.01.2021 N 150, выписка из реестра федерального имущества от 04.12.2006 N 12711 является недействительной.
Оригинал выписки отсутствует, иные документы, свидетельствующие о принадлежности спорного объекта, в материалы дела не представлены.
Учитывая отсутствие в материалах дела оригинала выписки, принимая во внимание наличие письма, свидетельствующего о недействительности представленной копии, на основании части 8 статьи 75 АПК РФ, данная выписка не могла быть принята судом первой инстанции в качестве надлежащего (достаточного, относимого и допустимого) доказательства.
Исходя из положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 35, 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" именно собственник объекта недвижимости, в отношении которого прекращено строительство на срок более 6 месяцев обязан осуществить комплекс мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных конструкций, а также обеспечить безопасность объекта для окружающих с целью исключения угрозы для жизни и здоровью граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" в жалобе просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе Администрации в требованиях в полном объеме.
Согласно приведенным в жалобе доводам, между войсковой частью 12661 и ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" 13 января 2011 года утвержден разделительный (ликвидационный) баланс с валютой баланса 6 499,44 руб.
На основании статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридических лиц, объем права и обязанности переходят на основании разделительного баланса.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 333 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" ликвидационная комиссия по окончании расформирования соединения (воинской части) составляет ликвидационный акт, в котором отдельными разделами указывается: куда, в каком количестве и состоянии переданы вооружение, военная и специальная техника (ВВСТ) и другие материальные ценности, а также казарменно-жилищный фонд, коммунальные сооружения, земельные участки, квартирное имущество и оборудование, документы учета.
К ликвидационному акту соединения (воинской части) прилагаются: ликвидационный баланс; справки соответствующих управлений (отделов, служб) военного округа (флота) о сдаче заключительных отчетов по каждой службе и отсутствии задолженности, отдельные акты на переданные или уничтоженные материальные ценности, а также заверенные копии актов приема-передачи земельных участков.
Указанный объект незавершенного строительства по утвержденному разделительному (ликвидационному) балансу от 13.01.2011 Отделу финансового обеспечения не передавался и не закреплен.
В едином государственном реестре недвижимости запись о регистрации прав на данный объект в соответствии с частью 5, статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отсутствует, что подтверждено выпиской и ответом МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 04.07.2019 N 5193.108.
Определениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021, 26.10.2021 апелляционные жалобы приняты к производству, рассмотрение апелляционных жалоб назначено на 12 часов 20 минут 28.10.2021, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержала доводы своей апелляционной жалобы, в обоснование которых огласила жалобу, выразила согласие с жалобой Отдела финансового обеспечения. Просила решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Администрация, ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" извещенные о рассмотрении дела, явку представителей в заседание не обеспечили.
Администрация направила письменный отзыв, в котором просила оставить решение суда без изменения, отказать в удовлетворении жалобы.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось до 25.11.2021, суд в порядке части 2 статьи 66, части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) запрашивал дополнительные сведения МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, Минобороны России, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, Администрации о документах, которые явились основанием для внесения в федеральный реестр имущества объекта - незавершенный строительством 95 квартирный жилой дом, какой объект находился (находится в настоящее время) под реестровым номером 02700992, кем велось строительство (оформления разрешения на строительство, контракт, наличие бюджетного обязательства), оформлении разрешения на строительство, как велся учет незавершенного строительства - спорного объекта войсковой части 12661, где находится документация ликвидированной воинской части, ликвидационный акт воинской части, сведения о земельном участке, на котором находится объект незавершенного строительства (кадастровый номер, площадь, сведения публичной кадастровой карты), составить комиссионный акт осмотра участка, на котором находится объект.
Минобороны России представило дополнительные пояснения.
В судебном заседании представитель Минобороны России дала пояснения об отсутствии запрошенных судом сведений, ходатайствовала запросить документы по войсковой части 12661 Железнодорожных войск Российской Федерации у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (ОГРН 1107446002003, ИНН 7456000017; адрес: 455038, Челябинская область, город Магнитогорск, проспект Карла Маркса, д. 158/1) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700204909, ИНН 2722045082, адрес: 680038, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Лейтенанта Шмидта, д. 40):
- приказ от 20.09.2010;
- устав от 23.09.2021;
- разделительный баланс 13.01.2011;
- акт об утверждении разделительного баланса;
- выписку из приказа от 29.10.2010, на основании которых 21.01.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены запись (ГРН 1112722000247) о создании юридического лица - ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" путем реорганизации в форме выделения.
- выписку из приказа от 29.10.2010, на основании которых 21.01.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены запись (ГРН 2112722003480) о реорганизации юридического лица - войсковой части 12661 в форме выделения другого юридического лица - ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям";
- ликвидационный баланс от 03.09.2011, на основании которого 05.10.2011 внесена запись (ГРН 2112722076663) о ликвидации юридического лица - войсковой части 12661.
Мотивированными определениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021, 13.01.2022 рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось до 13.01.2022 и 10.02.2022, соответственно.
Суду представлены дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержала доводы своей апелляционной жалобы, в обоснование которых огласила жалобу, выразила согласие с жалобой Отдела финансового обеспечения.
Администрация, ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям", МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО извещенные о рассмотрении дела, явку представителей в заседание не обеспечили.
Рассмотрение жалобы осуществлено в отсутствие участвующих лиц в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" находится объект незавершенного строительства: наименование объекта 95- квартирный жилой дом, (ориентировочно адрес расположения п. Чегдомын, ул. Пушкина, дом N 54).
В представленной в материалы дела копии выписке из реестра федерального имущества, подготовленного территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае письмом от 04.12.2006 N 12711, за подписью заместителя руководителя Ю.А. Демьяненко в адрес Администрации отражены следующие сведения:
наименование объекта учета: незавершенный строительством 95 квартирный жилой дом,
местонахождение объекта учета: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, пгт. Чегдомын, ул. Пушкина (б/н),
правообладатель объекта учета: Российская Федерация,
реестровый номер: 02700992,
пользователь: войсковая часть 12661 железнодорожных войск Российской Федерации на праве оперативного управления.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 1144 от 20.09.2010 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 12661 реорганизовано путем выделения из его состава ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" с местом нахождения: г. Чебаркуль.
Согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.11.2020, федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 12661 (ФБУ - войсковая часть 12661) являлось юридическим лицом (ОГРН 1022701134026, ИНН 2722010851; место нахождения: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27) и было ликвидировано в 2011 году, о чем 05.10.2011 в реестр внесена запись о прекращении.
В выписке отражено, что правопреемником ФБУ - войсковая часть 12661 является ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям".
Администрация, ссылаясь на то, что здание является недостроенным, частично без кровли, что негативно отражается на его техническом состоянии, надежности крепежных деталей, целостности конструктивных элементов, портит облик п. Чегдомын, территория вокруг здания пришла в запустение, завалена мусором, использованными шприцами и т.д., в непосредственной близости (около 30 м.) находится муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 10 "Радуга" в связи с чем представляет собой угрозу для жизни и здоровья жителей поселка обращалась Департаменту имущественных отношений Минобороны России, федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества по Хабаровскому краю) о предоставлении информации кому передан объект недвижимости, принятию мер по ограничению входа в дом, а также сносу здания.
Администрация в переписке указывала на то, что недостроенное здание ранее было закреплено за войсковой частью 12661 железнодорожных войск Российской Федерации на праве оперативного управления.
Из переписки по вопросу ненадлежащего содержания объекта с Минобороны России следует, что письмами от 16.09.2019 N 141/28084, от 09.10.2019 N 141/31008, от 15.10.2019 N 141/31822 заместитель директора Департамента имущественных отношений С. Михайлов сообщал, что для решения вопроса направлялись соответствующие запросы в адрес ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России и Главное управление начальника железнодорожных войск Минобороны России, а также направлено поручение ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России о подготовке совместно с ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" проекта распорядительного акта Минобороны России о закреплении указанного объекта недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.
После издания указанного нормативного акта и оформления вещных прав Минобороны России на объект, будет возможно рассмотрение вопроса о его дальнейшем использовании в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, передачу в муниципальную собственность или сносе.
В свою очередь, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России сообщало Администрации (письмо от 13.12.2019 N 141/6/01-14/16566) о том, что в границах пос. Чегдомын отсутствует перспектива развития военной инфраструктуры, в связи с этим принятие в ведение Минобороны России указанного объекта незавершенного строительства нецелесообразно.
Так же ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России направляло информацию заместителю директора Департамента имущественных отношений Минобороны России С.В. Михайлову (письмо от 20.09.2020 N 141/6/01-10) в котором сообщало, что на территории г. Чегдомын и Верхнебуреинского района отсутствуют воинские части и подразделения Восточного военного округа, территория, в границах которой расположен объект незавершенного строительства по адресу: Хабаровский край, пос. Чегдомын, ул. Пушкина, д. 54 на учете в учреждении не состоит, перспектив использования объекта незавершенного строительства в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации нет.
В соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 467 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО письмами от 17.05.2019 N 3913.1-08, от 04.07.2019 N 5193.108 в адрес Администрации сообщало о том, что объект незавершенного строительства, 95-квартирный жилой дом в реестре федерального имущества не учтен, правообладателями не заявлен, но также со ссылкой на выписку из реестра федерального имущества от 04.12.2006 N 123711 указывало на закрепление имущества за войсковой частью 12661 которая ликвидирована.
В последующем МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО письмом без даты N 150.1-08 на N 3-16780 от 21.12.2020 в адрес ФГКУ "Восточное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России сообщило о том, что "объект незавершенного строительства - 95-квартирный жилой дом, расположен по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Пушкина, д.54 в реестре федерального имущества не учтен и правообладателями федерального имущества к учету не заявлен.
Так же в этом письме МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО указало на то, что выписка из реестра федерального имущества от 04.12.2006 N 123711 является недействительной.
При этом правовое основание считать выписку недействительной в ответе МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО не указано.
Посчитав представителей собственника объекта недвижимости - Минобороны России и ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" бездействующими, Администрации обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, дополнительных письменных объяснениях, заслушав представителя ответчика и изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту.
Из анализа положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения относится обеспечение безопасности, организация благоустройства территории городского поселения.
Решением Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" от 31.10.2017 N 321 утверждены Правила благоустройства городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" которыми установлена обязанность юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по содержанию в чистоте и порядке принадлежащие им на праве собственности (ином вещном праве), а также находящиеся у них в аренде (в соответствии с условиями договора аренды), в пользовании, на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, на ином законном основании: земельные участки, здания, сооружения, иные объекты недвижимости, а также прилегающую к ним и закрепленную за вышеназванными лицами для уборки и благоустройства территорию.
Из указанного следует право Администрации на иск.
В соответствии с частями 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства обязано обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности, и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.
При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства (часть 4 статьи 52Градостроительного кодекса.
Правила проведения консервации объекта капитального строительства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 (далее - Правила N 802).
Согласно пункту 2 названных Правил решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 данных Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительной площадки), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (пункт 3 Правил N 802).
В силу пункта 4 названных Правил решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
Согласно пункту 5 Правил N 802 в решении о консервации объекта должны быть определены: перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил; лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация); сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации; размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Статьей 35 названного Федерального закона установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Согласно части 1 статьи 37 Закона N 384-ФЗ при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Установленными по делу обстоятельствами подтверждается невыполнение обязанности, установленной Законом N 384-ФЗ и Правилами проведения консервации, возможности причинения вреда публичным интересам и третьим лицам в связи с чем, суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Между тем, при определении лица обязанного к выполнению работ ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" и отказывая в иске к Минобороны России, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Из содержания части 2 статьи 1 Федерального закона от 20.07.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 20.07.2001 N 129-ФЗ) следует, что сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях вносятся в ЕГРЮЛ при осуществлении государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В силу положений части 3 статьи 58, статьи 59 Гражданского кодекса при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.
В соответствии с представленными в апелляционный суд документами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: приказ от 20.09.2010, устав от 23.09.2021, разделительный баланс 13.01.2011, акт об утверждении разделительного баланса, выписка из приказа от 29.10.2010, на основании которых 21.01.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 1112722000247) о создании ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" путем реорганизации в форме выделения, выписки из приказа от 29.10.2010, на основании которых 21.01.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 2112722003480) о реорганизации юридического лица - войсковой части 12661 в форме выделения другого юридического лица - ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям", ликвидационного баланса от 03.09.2011, на основании которого 05.10.2011 внесена запись (ГРН 2112722076663) о ликвидации юридического лица - войсковой части 12661 судом установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 1144 от 20.09.2010 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 12661 реорганизовано путем выделения из его состава ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" с местом нахождения: г. Чебаркуль.
Согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.11.2020, федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 12661 (ФБУ - войсковая часть 12661) являлось юридическим лицом (ОГРН 1022701134026, ИНН 2722010851; место нахождения: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27) и было ликвидировано в 2011 году, о чем 05.10.2011 в реестр внесена запись о прекращении.
В выписке отражено, что правопреемником ФБУ - войсковая часть 12661 является ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям".
В связи с реорганизацией составлены разделительный баланс от 13.01.2011 между ФБУ - войсковая часть 12661 и ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" в котором отражено имущество, перешедшее к Отделу финансового обеспечения, а именно основные средства на сумму 6 499, 44 руб.
Так же составлен ликвидационный баланс от 03.09.2011, на основании которого 05.10.2011 внесена запись (ГРН 2112722076663) о ликвидации ФБУ - войсковая часть 12661. Ликвидационный баланс утвержден начальником Главного управления Железнодорожных войск Минобороны России. В балансе отражены нефинансовые активы: основные средства 299 519, 77 руб., материальные запасы 254 810, 74 руб., финансовые активы: расчеты по недостачам 8 725 627, 78 руб.
В соответствии с разделительным балансом, актом об его утверждении спорный объект незавершенного строительства по утвержденному разделительному (ликвидационному) балансу от 13.01.2011 ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" не передавался.
Войсковая часть 12661 подчиненная управлению Железнодорожных войск входит в структуру Минобороны России.
Исходя из положений Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и подведомственных Минобороны России организаций; имущество, закрепленное за войсковыми частями находится в федеральной собственности, а Минобороны осуществляет полномочия собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из обстоятельств дела представленных в материалы копии выписке из реестра федерального имущества (письмо ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 04.12.2006 N 12711), писем МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 17.05.2019 N 3913.1-08, от 04.07.2019 N 5193.108 в адрес Администрации, писем N 150.1-08 на N 3-16780 от 21.12.2020 в адрес ФГКУ "Восточное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России, письма МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 08.12.2021 о направлении апелляционному суду информации следует, что правообладателем объекта учета объект незавершенного строительства - 95-квартирный жилой дом, по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Пушкина, д.54 являлась Российская Федерация, реестровый номер: 02700992, пользователь: войсковая часть 12661 железнодорожных войск Российской Федерации на праве оперативного управления. В последующем, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" для внесения в реестр и учета правообладатель был обязан подавать сведения повторно. Правообладателями объект учета заявлен не был, в связи с чем, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО указало на то, что выписка из реестра федерального имущества от 04.12.2006 N 123711 является недействительной как утраченная актуальность.
Согласно письму ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России от 24.11.2021 в адрес апелляционного суда, после реорганизации войсковой части ь 12661 объект незавершенного строительства - 95-квартирный жилой дом, по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Пушкина, д.54 ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России не передавался.
Судом исследовался вопрос, каким образом Минобороны России распорядилось недостроенным объектом недвижимости, принималось ли распоряжение о его закреплении после ликвидации войсковой части 12661.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Минобороны России не представило распорядительных актов о дальнейшей правовой судьбе объекта незавершенного строительства.
На основании изложенного, надлежащим ответчиком является Минобороны России, в требованиях к ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны России по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" следовало отказать.
Учитывая не предоставление истцом доказательств того, что объект незавершенного строительства является аварийным и правообладателем объекта принято решение о его сносе, а также наличие истца прав на земельный участок, на котором расположен объект, суд правомерно отказал в требованиях произвести демонтаж объекта незавершенного строительства и рекультивацию земельного участка, а также взаимосвязанное требование установить круглосуточную охрану до завершения работ по сносу здания и рекультивации земельного участка.
Статьи 5, 35 Закона N 384-ФЗ, Правила проведения консервации объекта капитального строительства N 802, действующие строительные нормы и правила обязывают ограждать производственные территории и участки в населенных пунктах, осуществлять консервацию объекта, строительство которого не завершено, таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.
Требование принять меры по ограничению доступа на объект незавершенного строительства, путем установления ограждения, закрыть дверные и оконные проемы в здании соответствуют характеру нарушенного права и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Учитывая подтвержденные сведениями о расположении недостроенного объекта радом с дошкольным учреждением, необходимости предотвращения угрозы здоровью несовершеннолетних и жителей поселка, возможности ответчика по исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, суд находит возможным определить десятидневный срок для установления ограждения, а также закрыть дверные и оконные проемы в здании.
В связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции подлежит изменению
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2021 по делу N А73-19219/2020 Арбитражного суда Хабаровского края изменить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284; ИНН: 7704252261) в течение десятидневного срока со дня вступления в законною силу постановления принять меры по ограничению доступа на объект незавершенного строительства: наименование объекта 95- квартирный жилой дом, (ориентировочно адрес расположения п. Чегдомын, ул. Пушкина, дом N 54), а именно установить ограждения вокруг здания, закрыть дверные и оконные проемы в здании.
В удовлетворении остальной части исковых требований и к федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" (ОГРН: 1112722000247; ИНН: 7420014908) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19219/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК ЧЕГДОМЫН" ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечени Министерства обороны РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям", ФКУ "Отдел финансового обеспечени Министерства обороны РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям"
Третье лицо: МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5167/2024
01.10.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4546/2024
21.06.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2133/2022
17.02.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5989/2021
23.08.2021 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19219/20