город Омск |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А70-18419/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15788/2021) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 9" на решение от 17.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-18419/2021 (судья Макаров С.Л.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Универсал" (ОГРН 1027200795225, ИНН 7204054310) к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 9" (ОГРН 1107232008872, ИНН 7203246355) о передаче документации,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 9" - Грищенко С.Б. (решение от 24.05.2021 N 9),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее - истец, ООО "Универсал") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 9" (далее - ответчик, ООО "ЖЭУ N 9") об обязании передать документацию на многоквартирный жилой дом.
Решением от 17.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-18419/2021 иск удовлетворен частично. Суд обязал ООО "ЖЭУ N 9" восстановить и передать ООО "Универсал" в течение 3-х месяцев с даты вступления решения в законную силу следующую техническую и иную документацию, относящуюся к управлению многоквартирным домом N 79а по ул. 30 лет Победы в городе Тюмени: - план земельного участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; - проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на многоквартирный дом; - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло, электроснабжения; - технический паспорт; - исполнительные чертежи контуров заземления документы (акты) о приемке результатов работ (за исключением кровли); - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям (актуальные на дату передачи); - инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства; - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка; - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); - проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство многоквартирного дома.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖЭУ N 9" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, приводя в обоснование следующие доводы. Вся документация, полученная ООО "ЖЭУ N 9" в 2016 году от ООО "Универсал", полностью и даже в большем объеме передана ООО "Универсал" что подтверждается актом от 01.02.2021. Иная техническая документация у ответчика отсутствует. Согласно акту от 01.02.2021 ООО "Универсал" предана следующая техническая документация: акты приёмки выполненных работ, паспорт узлов учёта тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии, акт готовности к осенне-зимнему сезону 2020-2021, рабочий проект узла учёта тепла и ГВС, рабочий проект узла учёта ХВС, паспорта и свидетельства о поверке на приборы учёта. 07.12.2021 ответчиком получено уведомление ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации", в котором учреждение сообщило об отсутствии проектной документации. Таким образом, запрашиваемая проектная документация отсутствует в натуре и не может быть восстановлена. Также судом первой инстанции не учтён тот факт, что "проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на многоквартирный дом" и "проектная документация (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство многоквартирного дома", являются одним и тем же документом. Кроме того, предоставление заверенной уполномоченным органом местного самоуправления копии градостроительного плана земельного участка также невозможно, строительство многоквартирного дома осуществлено в 1986 году. По мнению ответчика, судебная неустойка подлежит уменьшению до 300 руб.
ООО "Универсал" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву приложены дополнительные доказательства: акты приёма-передачи от 12.01.2022, 25.01.2022, копия кадастрового плана, письма ООО "ЖЭУ N 9" от 10.01.2022 N 3, 01.02.2022 N 33.
От ООО "ЖЭУ N 9" в материалы дела представлены дополнения к апелляционной жалобе в которых указано, что Департамент земельных отношений и градостроительства направил уведомления об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка от 21.01.2022 N 14-18-215 и от 27.01.2022 N 14-18-308. В соответствии с актом приёма-передачи от 12.01.2022 ООО "Универсал" переданы копии технического и кадастрового паспортов. В соответствии с актом приема-передачи от 25.01.2022 ООО "Универсал" переданы: копия выписки из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; уведомление об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка; реестр собственников помещений в многоквартирном доме. Государственной жилищной инспекцией Тюменской области (далее - ГЖИ ТО) проведена проверка, по результатам которой принят акт от 14.12.2021 и выдано предписание от 14.12.2021 N ТО-23-1953/2021, в соответствии с которым ООО "ЖЭУ N 9" обязано передать ООО "Универсал" техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы. 08.02.2022 предписание снято с контроля в связи с его исполнением.
К дополнениям ответчика приложены дополнительные документы, а именно: копия уведомления об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка от 21.01.2022 N 14-18-215, копия уведомления об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка от 27.01.2022 N 14-18- 308, копия акта приёма-передачи от 12.01.2022, копия акта приёма-передачи от 25.01.2022, копия акта приёма передачи от 01.02.2021, копия акта проверки от 14.12.2021, копия предписания от 14.12.2021 N ТО-23-1953/2021, копия письма от 08.02.2022 N 1088/22.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Универсал" в заседание суда не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом в порядке статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путём размещения информации на сайте суда. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя истца.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил, что с 01.02.2021 ООО "Универсал" является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул.30 лет Победы, д.79а на основании Протокола внеочередного общего собрания от 07.12.2020 N 1 и договора управления многоквартирным домом от 07.12.2020 N 01/20.
Приказом Государственной жилищной инспекции Тюменской области от 29.01.2021 N 03-16-0094/2021, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул.30 лет Победы, д.79а, внесён в реестр лицензий Тюменской области деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат ООО "Универсал" с 01.02.2021.
Ранее управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 79а, являлось ООО "ЖЭУ N 9".
01.02.2021 сторонами подписан акт приема-передачи технической документации на многоквартирный дом.
02.02.2021 ООО "Универсал" направило ответчику претензию N 78 с требованием передать вновь выбранной управляющей организации техническую иную документацию.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении МКД управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ МКД может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в доме.
Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определён разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В силу пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая МКД и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передаёт в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы, технические средства и оборудование организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом по акту приёма-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Техническая документация на МКД и иные документы, связанные с управлением МКД, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в МКД (пункт 20 Правил N 416).
Перечень технической документации, связанной с управлением МКД, содержится в пунктах 24, 26 Правил N 491, пункте 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170).
Согласно пунктам 24, 26 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на МКД. Техническая документация на МКД включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций МКД, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации МКД по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением МКД, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для МКД, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на МКД, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) МКД (при наличии); списки собственников и нанимателей помещений в МКД, а также лиц, использующих общее имущество в МКД на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в МКД), составленные с учётом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД; иные связанные с управлением МКД документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пункты 1.5, 1.5.1-1.5.3 Правил N 170 устанавливают, что в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п. В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Пунктом 27 Правил N 491 предусмотрена обязанность ответственных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в МКД, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в МКД, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; поддержание архитектурного облика МКД в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции МКД.
Таким образом, из приведённых норм права следует, что на ООО "ЖЭУ N 9" возлагается обязанность по передаче документации, связанной с управлением МКД, вновь выбранной управляющей организации - ООО "Универсал".
При этом установленный судом перечень документации, подлежащий передаче истцу, соответствует вышеуказанным нормативным актам.
Возражения общества о том, что истребуемые документы ранее ООО "Универсал" (до сентября 2016 общество управляло многоквартирным домом д.79а по ул. 30 лет Победы в г. Тюмени) ответчику не передавались, в связи с чем на последнего не может быть возложена обязанность по их передаче истцу отклоняются, поскольку не свидетельствует о том, что ответчик не должен был предпринимать меры для их получения, либо восстановления документации.
Ответчик не учитывает, что истребуемая документация непосредственно имеет отношение к осуществляемой управляющей компанией деятельности, а именно, часть документов необходима для осуществления такой деятельности, другая часть - сопровождает собственную деятельность управляющей компании управлению, которая предполагает ведение журналов осмотра, актирование выполнения работ, включая скрытые работы, и т.д. и составляется по результатам такой деятельности.
Поэтому, по общему правилу, нахождение документации у ответчика предполагается.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, передача документации не поставлена в зависимость от ненадлежащего исполнения обязанности по учету, хранению, ведению документации, относящейся к МКД.
Исходя из законодательно установленной презумпции наличия у ответчика истребуемых документов, бремя доказывания обратного возлагается на общество.
С учетом возражений ответчика, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в части и возложил на ООО "ЖЭУ N 9" обязанности передать ООО "Универсал" документацию, относящуюся к технической и иной документации, связанные с управлением МКД, за исключением актов приёмки многоквартирного дома N 79а от строительной организации.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что часть документации передана ООО "Универсал" по актам приема-передачи от 21.01.2022, от 25.01.2022, при этом Департамент земельных отношений и градостроительства направил уведомления об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка от 21.01.2022 N 14-18-215 и от 27.01.2022 N 14-18-308.
Отклоняя указанные возражения, суд апелляционной инстанции учитывает также следующее.
В соответствии частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции при вынесении решения оценивает обстоятельства, имевшие место на день принятия судебного акта, применительно к настоящему случаю - на 16.11.2021 (день объявления резолютивной части решения).
В данном случае доказательства частичной передачи истцу документации согласно вышеуказанным актам, а также полученные ответчиком после вынесения решения отказы в предоставлении градостроительного плана земельного участка и проектной документации, не предоставлялись в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, соответственно, не относятся к предусмотренным статьей 270 АПК РФ основаниям для отмены судебного акта.
В тоже время, исходя из разумности и добросовестности участников гражданских отношений, данные документы могут быть учтены на стадии исполнения судебного акта.
В соответствии со статьёй 174 АПК РФ перечень документов, подлежащих передаче истцу, индивидуально определён в резолютивной части судебного акта.
При обнаружении факта передачи соответствующей документации ответчик не лишён права на обращение с заявлением о прекращении обязанности по исполнению судебного акта в соответствующей части, в связи с фактическим исполнением или объективной невозможностью исполнения требований исполнительного документа (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 310-ЭС15-17354).
Таким образом, вопрос фактического исполнения подлежит разрешению в рамках исполнительного производства. Все вопросы исполнения решения, в том числе по объёму передаваемых документов, по возможности их фактического представления в силу тех или иных объективных причин (в частности по причине их физического отсутствия, утраты по уважительным причинам, в силу невозможности их восстановления) могут быть разрешены на стадии исполнения судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения (пункт 28 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7).
На основании пунктов 31, 32 постановления N 7 суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает её размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Поэтому требование о взыскании судебной неустойки правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Исходя из принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, размер неустойки определён в сумме 5000 рублей за каждый день просрочки.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-18419/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18419/2021
Истец: ООО "Универсал"
Ответчик: ООО "ЖЭУ N 9"
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6047/2024
23.10.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10057/2024
17.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15788/2021
17.11.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18419/2021