г. Хабаровск |
|
18 февраля 2022 г. |
А37-1762/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия г.Магадана "Магадантеплосеть": Кравцив В.А., представитель по доверенности от 29.11.2021 срок действия по 31.12.2022 (представлено удостоверение адвоката);
от министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области: представитель не явился;
от министерства финансов Магаданской области: представитель не явился;
от департамента цен и тарифов Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, министерства финансов Магаданской области
на решение от 02.12.2021
по делу N А37-1762/2021
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Магадантеплосеть"
к министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
третьи лица: министерство финансов Магаданской области, департамент цен и тарифов Магаданской области
о взыскании 5 536 925 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Магадана "Магадантеплосеть" (ОГРН 1024900952504, ИНН 4909053060, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области к министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области о взыскании за счет казны Магаданской области убытков 5 536 925,00 руб., возникших в связи с неисполнением соглашений от 18.06.2020 N 5/П-20, от 03.08.2020 N 1/В-20, от 29.10.2020 N 1/Т-20, от 30.11.2020 N 1/О-20 о предоставлении из областного бюджета организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
Определением от 23.08.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство финансов Магаданской области, департамент цен и тарифов Магаданской области.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 02.12.2021 заявленные предприятием требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области, министерство финансов области обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 02.12.2021 по делу N А37-1762/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предприятия против доводов апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзывах. Просил решение Арбитражного суда Магаданской области от 02.12.2021 по делу N А37-1762/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные жалобы рассмотрены без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалоб исходя из следующего.
Истец обладает статусом теплоснабжающей организации и является поставщиком коммунальных услуг на территории муниципального образования "Город Магадан".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона N 190-ФЗ).
Статья 10 Закона N 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Законом Магаданской области от 11.03.2012 N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций" (далее - Закон N 1474-ОЗ) определено, что льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.
В соответствии с положениями статьи Закона N 1474-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате реализации тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Приказами департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 N 49-1/э и N 49-3/э, от 31.12.2019 N 76-1/э установлены для потребителей МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" тарифы на тепловую энергию и горячую воду.
В спорный период истец оказывал услуги по отпуску тепловой энергии в том числе на отопление незаселенных в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда по тарифу "население" (л.д.64-71, т.1; л.д.1-150, т.3; л.д.1-150, т.4; л.д.1-150, т.5; л.д.1-150, т.6; л.д.1-150, т.7; л.д.1-38, т.8)
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец в данном случае имеет право на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статьей 28 Закона Магаданской области от 26.12.2019 N 2452-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается постановлениями правительства Магаданской области.
Постановлением правительства Магаданской области от 16.05.2019 N 339-пп утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
В рамках реализации указанного Порядка между истцом и ответчиком в I, II, III кварталах, октябре 2020 года были заключены соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (л.д.11-23, т.1).
При согласовании размера субсидии на I, II, III кварталы и октябрь 2020 года из расчета объема субсидий департаментом цен и тарифов Магаданской области были исключены объемы недополученного дохода по пустующему муниципальному жилью 5 536 925 рублей.
Претензия истца от 11.12.2020 N 20-3085 с требованием погасить возникшие у истца убытки, врученная ответчику, оставлена последним без удовлетворения (л.д.95-96, т.1; л.д.31, т.2). О взыскании неполученного дохода при реализации РСО коммунальных услуг по льготным тарифам предприятие обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил заявленное требование, руководствуясь ст.15, 16, 1069 ГК РФ, Законом N 190-ФЗ, нормативными актами области.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, при установлении пониженного относительно экономически обоснованного тарифа для обеспечения доступности услуг для определенных категорий потребителей на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению регулируемой организации соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты РСО на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам. Такая субсидия носит компенсационный характер и направлена на возмещение экономических потерь РСО, вызванных межтарифной разницей (разница между тарифом, обеспечивающим возмещение издержек, и льготным тарифом).
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768, специфика коммунального ресурса (тепловой энергии) предполагает необходимость ее потребления в течение отопительного периода вне зависимости от обстоятельств заселенности помещений, поскольку соответствующий вид коммунального ресурса потребляется ввиду требований к эксплуатации жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме (поддержание теплового баланса), а также в связи с потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды.
Поставленная истцом тепловая энергия в спорный период использовалась для отопления именно жилых помещений и исключительно на коммунально-бытовые нужды, поэтому суд первой инстанции верно определил применение тарифа, утвержденного для категории "население" в отношении спорных помещений. Принадлежность жилых помещений на праве собственности муниципальному образованию, незаселение помещений, не влияет на цель использования отпущенной в них тепловой энергии - коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и не влечет обязанности оплатить ее по иному тарифу. Из материалов дела не следует, что в спорных жилых помещениях коммунальный ресурс (тепловая энергия), поставляемый истцом, используется в иных целях. Доказательств перевода спорных помещений в нежилые, в материалы дела не представлено.
Расчет цены иска на заявленную сумму 5 536 925,00 рублей истцом в материалы дела представлен. Ответчик обоснованность заявленной истцом к возмещению денежной суммы не оспорил своим расчетом.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области является получателем бюджетных средств, до которого в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период (пункт 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 16.05.2019 N 339-пп).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Несогласие заявителей жалоб с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и неверное понимание положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 02.12.2021 по делу N А37-1762/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1762/2021
Истец: МУП г. Магадана "Магадантеплосеть"
Ответчик: Магаданская область в лице Министерство строительства ЖКХ и энергетики Магаданской области
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области