г. Самара |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А65-25305/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан на решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 декабря 2021 года по делу N А65-25305/2021 (судья Минапов А.Р.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Инвестиционный Кооперативный Банк" (ОГРН 1021600000751, ИНН 1653005038), г. Казань к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань о признании недействительным решения N013S19210013784 от 23.09.2021 и об обязании.
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Инвестиционный Кооперативный Банк" (далее - АО "Инвестиционный Кооперативный Банк", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения N 013S19210013784 от 23.09.2021 года и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением в виде резолютивной части Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2021 по делу N А65-25305/2021, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению Пенсионного фонда, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным.
23.12.2021 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения от 08.12.2021 с учетом выводов суда первой инстанции, изложенных в мотивированном решении от 23.12.2021.
АО "Инвестиционный Кооперативный Банк" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
АО "Инвестиционный Кооперативный Банк" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда с присвоением N 013-502-000243.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за февраль 2021 года Пенсионным фондом установлено, что эти сведения общество представило 09.03.2021, а дополняющую форму СЗВ-М в отношении шести застрахованных лиц - 27.05.2021.
На основании указанного, Пенсионным фондом сделан вывод о том, что общество допустило нарушение срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт от 13.08.2021 N 013S18210010943 и вынесено решение от 23.09.2021 N 013S19210013784 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Не согласившись с указанным решением АО "Инвестиционный Кооперативный Банк" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Признавая решение Пенсионного фонда от 23.09.2021 N 013S19210013784 недействительным, суд первой инстанции обоснованно руководствовался совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих порядок представления сведений о персонифицированном учете и условия привлечения страхователей к ответственности и исходил из фактических обстоятельств дела, установленных в ходе судебного разбирательства.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктов 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
При этом ст.17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 N 766н была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 766 н).
С 27.07.2020 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н, пункту 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, право страхователя предоставлять уточненные сведения, предусмотрено как Инструкцией Минтруда России от 21.12.2016 N 766н действующей ранее, так и Инструкцией утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 действующей с 27.07.2020.
При этом ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкции не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
Как установлено судом первой инстанции, общество представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2021 года в установленные Законом N 27-ФЗ сроки, а впоследствии представило дополняющие сведения по форме СЗВ-М.
В рассматриваемом случае общество первоначальные сведения представило в установленные сроки, а впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибку в представленных сведениях, до обнаружения их Пенсионным фондом, подало дополнительные сведения.
Принимая во внимание, что АО "Инвестиционный Кооперативный Банк" реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных работниках в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 40 Инструкции N 211н посредством направления в пенсионный фонд дополняющих форм СЗВ-М содержащих откорректированные сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании недействительным спорного решения, и правомерно удовлетворил заявление.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе указывает, что при вынесении решения, судом первой инстанции не учтено, что общество допустило нарушение положений пунктов 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Указанные доводы, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Как указывалось статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд также исходит из того, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Кроме того, аналогичный правовой подход к применению Инструкции N 211н отражен в судебных актах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (от 16.06.201 Ф02-2676/2021 по делу N А19-21121/2020), Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А69-243/2021, Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А51-19329/2020, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А27-7649/2021, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А44-10008/2021, от 10.08.2021 по делу N А13-3152/2021.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений до обнаружения Пенсионным фондом неполноты представленных сведений в исходных сведениях не позволяет квалифицировать действия общества как нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными, так как основаны на неверном толковании норм материального права. Заявленные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 декабря 2021 года по делу N А65-25305/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25305/2021
Истец: АО "Инвестиционный Кооперативный Банк", г. Казань
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд