г. Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А40-40391/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2021 по делу N А40-40391/21
по заявлению ООО "Агро Премьера"
к Центральной акцизной таможне
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Синицкая С.А. по доверенности от 01.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агро Премьера" (заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Центральной акцизной таможни (ответчик, таможенный орган, таможня, ЦАТ) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10009000-20/000301 от 27.11.2020, вынесенное в рамках деклараций на товар N 10009100/011120/0116859; об обязании возвратить ООО "Агро Премьера" излишне уплаченные таможенные платежи по декларации на товар N 10009100/011120/0116859: таможенную пошлину в размере 94 568,00 руб. и налог на добавленную стоимость в сумме 18 913,60 руб.
Решением от 11.10.2021 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО "Агро Премьера" произвело таможенное оформление товаров на Саратовском акцизном таможенном посту Центральной акцизной таможни: по ДТ N 10009100/011120/0116859 машины для обмолота с/х культур - жатки навесные, двухбарабанные, очесывающего типа, предназначены для уборки зерновых колосовых культур и семенников трав прямым комбайнированием путем обмолота растений на корню без срезания стебля, - весом брутто 2502 кг.
Таможенная стоимость товаров по указанным ДТ заявлена декларантом по методу стоимости с ввозимыми товарами (первому методу), предусмотренному статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
При осуществлении таможенных операций при декларировании товаров ООО "Агро Премьера" представлен комплект документов, предусмотренный Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе контракт с заводом-производителем от 25.03.2020 N 03-12 с дополнительным соглашением; инвойс (счет) на оплату товара N 03-12/6 от 07.10.2020; Спецификация N 6 от 07.10.2020; транспортная накладная; счет с указанием расходов по доставке товаров; учредительные и регистрационные документы ООО "Агро Премьера" и др.
В результате проведенного контроля таможенной стоимости Центральная акцизная таможня решением N РКТ-10009000-20/000301 от 27.11.2020 изменила классификацию товара по таможенной декларации N 10009100/011120/0116859 с кода товара 8433520000 на код 8433598509.
Таможней также было принято решение от 27.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10009100/011120/0116859, в результате чего обществу были доначислены таможенная пошлина в размере 94 568 руб. и доплачен налог на добавленную стоимость в сумме 18 913,60 руб. Указанные суммы были оплачены обществом, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 457 от 12.01.2021 и N 456 от 12.01.2021.
Не согласившись с оспариваемым решением таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Агро Премьера" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта таможенного органа.
В силу ст. 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно ст. 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.
На основании ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (абз. 3 ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (ч. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС).
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со ст. 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются Пояснения к ТН ВЭД, являющиеся приложением к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС); установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее по тексту - ОПИ).
Положением о порядке применения Единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее по тексту - Положение), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В разделе III Положения содержатся принципы применения ОПИ, а именно: ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения; Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ бис помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
- и так далее до достижения необходимого уровня классификации".
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Существо настоящего дела сводится к тому, что Обществом товар классифицирован согласно коду ТН ВЭД ЕАЭС 8433 52 000 0, в то время как таможенный орган считает, что ввезенный товар должен быть классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8433 59 850 9.
Так, в товарную подсубпозицию 8433 90 000 0 входят машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов, кроме машин товарной позиции 8437: - части.
В свою очередь, в товарную подсубпозицию 8433 59 850 9 входят машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов, кроме машин товарной позиции 8437: - машины для уборки урожая прочие; машины или механизмы для обмолота: - прочие.
Отличительной особенностью между названными товарными позициями является способность (неспособность) самостоятельного осуществления определенных операций, в том числе передвижения.
Из материалов дела усматривается, что для подтверждения сведений, заявленных в декларации, декларантом при таможенном декларировании были представлены следующие экспортные документы ООО "Укр.АГРО-СЕРВИС", г.Харьков, страны отправления, в том числе:
Паспорт "жатка навесная очесывающего типа "Славянка УАС-6", зав. номер 150;
Сертификат соответствия товара;
Письмо от производителя ООО "Укр.АГРО-СЕРВИС" в подтверждение описания товара.
В руководстве по эксплуатации жатки "Славянка УАС" УАС 68.00.00.000РЭ в пункте 2.1 указано, что жатка является жатвенной частью зерноуборочных самоходных комбайнов и предназначена для обмолота растений на корню без срезания стеблей при уборке зерновых колосовых и метелочных культур, льна масличного и семенников трав прямым комбайнированием.
Учитывая изложенное, жатка применяется при уборке зерновых колосовых и метелочных культур, льна масличного и семенников трав, то есть при уборке сельскохозяйственных культур.
Согласно предназначению, жатка при уборке сельскохозяйственных культур применяется в качестве устройства для обмолота растений на корню, то есть, выполняет только одну перерабатывающую технологическую операцию, а не весь процесс уборки урожая в целом.
Таким образом, жатка не может быть отнесена к машинам для уборки урожая.
Материалами дела установлено, что жатка навесная очесывающего типа "Славянка УАС" является машиной для обмолота определенного вида сельскохозяйственных культур, которая в составе зерноуборочного комбайна осуществляет первоначальную обработку стеблестоя.
Наиболее конкретное описание товара в товарной номенклатуре ВЭД имеет товарная позиция: 8433 00 000 0 - Машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов, кроме машин товарной позиции 8437.
Товарная позиция 8433 00 000 0 в ТН ВЭД делится на субпозиции, следовательно, необходимо установить субпозицию, описание которой наиболее конкретно соответствует товару.
Согласно Правилу 6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии N 54 от 16.07.2012 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции па одном уровне являются сравнимыми.
Изучение наименований субпозиций одного уровня товарной позиции 8433 00 000 0 показало, что существует лишь одна товарная субпозиция, наименованию которой соответствует идентифицируемый товар: 8433 50 000 0 - Машины для уборки урожая прочие; машины или механизмы для обмолота.
Указанная товарная субпозиция первого уровня принимается для классификации товара.
Принятая товарная субпозиция первого уровня имеет деление на субпозиции второго уровня.
Субпозиции первого уровня 8433 50 000 0 принадлежат две субпозиции второго уровня, к которым может быть отнесен товар: 8433 52 000 0 - Машины или механизмы для обмолота прочие; 8433 59 000 0 - Прочие.
Согласно Правилу 6 при сравнительном анализе двух и более субпозиций второго уровня в пределах одной субпозиции первого уровня возможность отнесения товара к одной из них должна определяться только по описанию товара в этих субпозициях второго уровня. Другими словами, принимается во внимание только описания, которые приведены в субпозициях второго уровня.
Как верно указал суд первой инстанции, описание в субпозиции 8433 52 000 0 более четко идентифицирует классифицируемый товар, чем описание в субпозиции 8433 59 000 0, следовательно, согласно Правилу 3 (а) первое описание более конкретное и выбор необходимо остановить на субпозиции 8433 52 000 0. Субпозиция 8433 52 000 0 в дальнейшем не делится на субпозиции более низкого уровня, и, следовательно, классификация товара в ТН ВЭД должна быть завершена этим кодом.
Отнесение таможенным органом товара к субпозиции 8433 59 850 9 "Прочие машины для уборки урожая прочие; машины или механизмы для обмолота" должно быть подтверждено отсутствием у товара характеристик товаров предыдущих субпозиций. Между тем, таможенный орган не предоставил доказательств, опровергающих то, что спорная очесывающая жатка не является машиной или механизмом для обмолота сельскохозяйственных культур.
В Решении Совета Евразийской экономической комиссии N 54 от 16.07.2012 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" прямо указан код 8433 52 000 0 - машины и механизмы для обмолота.
В самом описании классификации товаров по коду 8433 52 000 0 указано: "Жатка навесная двухбарабанная очесывающего типа - является жатвенной частью зерноуборочных самоходных комбайнов, предназначена для уборки зерновых колосовых культур и семенников трав прямым комбайнированием путем обмолота растений на корню без срезания стебля. Включает в себя следующие основные составные части: раму, битер-отражатель, барабан очесывающий, шнек, кожух верхний с сетчатыми люками, цепные передачи, кожух привода, разделители, успокоитель и кожух передний. Принцип действия жатки состоит в очесывании зерновых колосовых и семенников трав вращающимися специальными рабочими органами - гребенками, имеющими граблевидную форму. При этом происходит обмолот зерновой (семенной) части растений, которая поступает в комбайн на домолот, очистку и накопление. Технические характеристики: тип жатки - очесывающий: виды убираемых культур -пшеница, ячмень, рожь, овес, семенники трав; рабочая ширина захвата жатки, м - б; габаритные размеры (ДхШхВ) без адаптера, мм - 2500x6500х1200".
В описании же кода 8433 59 850 9 не указано ни одной подходящей классификации, а в основном только жатки для уборки зерновых путем среза стеблей и уборки лука.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованной классификации обществом товаров в ДТ по коду ТН ВЭД 8433 52 000 0.
Вопрос о классификации товара - жатка "Славянка УАС" УАС 68.00.00.000РЭ был предметом рассмотрения в рамках дела N А40-240545/20.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-240545/20 было установлено, что указанный товар подлежит классификации по коду 8433 52 000 0. Аналогичный вывод содержится в решении суда по делу N А40-23006/21.
При этом, принятие таможней оспариваемого решения о классификации и отнесение спорного товара к подсубпозиции 8433 59 850 9 ТН ВЭД ЕАЭС послужило основанием для увеличения подлежащих уплате таможенных платежей и налогов.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение таможенного органа является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал ЦАТ в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Агро Премьера" путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товарыN 10009100/011120/0116859: таможенной пошлины в размере 94 568,00 руб. и налога на добавленную стоимость в размере 18 913,60 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2021 по делу N А40-40391/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40391/2021
Истец: ООО "АГРО ПРЕМЬЕРА"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ