г. Хабаровск |
|
21 февраля 2022 г. |
А73-14826/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г. Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 17.11.2021 по делу N А73-14826/2021 Арбитражного суда Хабаровского края в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Дальневосточная транспортная группа" о взыскании 73 060 руб. 58 коп. с открытого акционерного общества "Российские железные дороги", третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ПримТрансКом", общество с ограниченной ответственностью "ТЛК "Глобус",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная транспортная группа" (ОГРН 1032700316516, ИНН 2721104698, далее - АО "ДВТГ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 107174, далее - ОАО "РЖД") неустойки за просрочку доставки груза 73 060 руб. 58 коп.
Определением от 14.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ТЛК "Глобус", ООО "ПримТрансКом".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2021 по делу N А73-14826/2021 взыскана с ОАО "РЖД" в пользу АО "ДВТГ" неустойка в размере 71 431 руб. 58 коп., расходы по государственной пошлине 2 857 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу N А73-14826/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 6 процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего устава обстоятельств.
Сроки доставки грузов, правила исчисления таких сроков, порядок оформления утверждены в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245.
Согласно статье 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в целях обеспечения непрерывного скоординированного управления перевозочным процессом на территории Российской Федерации применяется единое учетно-отчетное время - московское. Определение периодичности учета и отчетности работы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по единому учетно-отчетному времени устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в графе "календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
ОАО "РЖД" в период с 17.05.2021 по 15.06.2021 был принят к перевозке груз назначением на различные станции Дальневосточной железной дороги по 49 ж. д. накладным, указанным в иске, грузоотправителем по которым является АО "ДВТГ".
Груз прибыл на станцию назначения и выдан грузополучателю с просрочкой доставки от 1 до 24 суток.
В связи с несоблюдением сроков доставки грузов АО "ДВТГ" предъявило ОАО "РЖД" об уплате пени претензию, оставленную без удовлетворения. О взыскании пени АО "ДВТГ" обратилось в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил заявленное требование в части.
По ж. д. накладным N N ЭБ691849, ЭБ691793 вагоны NN 53119301, 52960440 отправленные со станции Рыбники Дальневосточной железной дороги, прибыли на станцию назначения Дальнереченск 2 Дальневосточной железной дороги 30.05.2021 в 15.35, что подтверждается календарными штемпелями в соответствующем разделе железнодорожных накладных. Согласно памяткам приемосдатчикам NN 800419, 800477 вагоны NN 53119301, 52960440 поданы грузополучателю под грузовую операцию 30.05.2021 в 18.00. АО "ДВТГ" указывало, что вагоны прибыли на станцию назначения 31.05.2021, количество дней просрочки доставки груза составляет 3 суток, что опровергается представленными ОАО "РЖД" документами. Суд первой инстанции верно посчитал, что просрочка доставки груза по накладным NN ЭЬ691849, ЭЬ691793 составила 2 суток, а пени в размере 1 158,12 руб. заявлены необоснованно.
Согласно железнодорожной накладной N ЭЬ833569 вагон N 53515128 отправленный со станции Находка Дальневосточной железной дороги, прибыл на станцию назначения Шмаковка ДВ ж.д. 10.06.2021 в 19.04 московского времени, что подтверждается календарным штемпелем в разделе железнодорожной накладной. Также согласно памятке приемосдатчика N 800243 вагон N 53515128 подан под грузовую операцию 10.06. 2021 в 20 часов 30 минут. АО "ДВТГ" указало, что вагоны прибыли на станцию назначения 11.06.2021, количество дней просрочки доставки груза составляет 2 суток. Поскольку согласно отметке в накладной груз прибыл 10.06.2021, суд первой инстанции правомерно принят довод ОАО "РЖД" о том, что просрочка доставки груза по накладной N ЭЬ833569 составила 1 сутки, а пени в размере 470,88 руб. заявлены необоснованно.
Отклоняется довод жалобы ОАО "РЖД" о том, что вагон N 53562351 следовавший по накладной N ЭЬ640606 простаивал на путях общего пользования станции Февральск Дальневосточной железной дороги в связи с занятостью фронтов погрузки грузополучателя ООО "ТЛК "Глобус", что подтверждается актами общей формы от 28.05.2021 на начало задержки, от 29.05.2021 на окончание задержки, а также просрочка по вагону N 53562351 составляла 1 сутки. Поскольку в накладной имеется отметка о прибытии вагона на станцию назначения 02.06.2021, требования АО "ДВТГ" заявлены правомерно.
Довод жалобы о том, что по вагону N 56559743 просрочка заявлена необоснованно, поскольку вагон был задержан для устранения технической неисправности, были оформлены акты общей формы от 02.06.2021, от 25.06.2020 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона ("неравномерный прокат по кругу катания" - код 117), что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (от 02.06 2021 N 149), отклоняется. Согласно классификатору основных неисправностей грузовых вагонов (КЖА 2005 04), выявленная и устраненная в ходе текущего ремонта неисправность вагона ("неравномерный прокат по кругу катания" - код 117) относится к эксплуатационным неисправностям, возникшая по причине естественного износа деталей в процессе обычной "работы" вагона при его перемещении в пространстве по железной дороге и не связана с качеством изготовления вагона, его ремонта или подготовки вагона на пунктах технического обслуживания - ПТО (временный регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве N 1085/ЦДИ-2011 от 25.07.2011, приложение N 2). Ремонтные работы по устранению технической неисправности проведены на инфраструктуре ООО "ПримТрансКом", что подтверждается уведомлением формы ВУ-26 на пересылку вагона для ремонта в адрес ООО "ПримТрансКом" от 04.06.2021 N 149. Станцией назначения Вяземская Дальневосточной железной дороги на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы от 01.07.2020, согласно которому срок доставки увеличен на 23 суток, о чем сделана отметка в накладной. Пунктом 6.3 Правил N 245 установлено, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случаях задержки вагонов контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. Согласно пункту 1 приложения N 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286 установлено, что ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Ответчик принял грузы для перевозки, следовательно, признал, что в спорном вагоне отсутствуют недостатки, препятствующие перевозке, а также иные нарушения, угрожающие безопасности движения. Простой вагона связанного с подобной неисправностью, носящей, как установлено выше, технический характер, не освобождает перевозчика от ответственности, поскольку согласно статье 20 УЖТ перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны. ОАО "РЖД" предоставлены акты на задержку вагона на 23 суток, а доказательств обоснованности такой длительной задержки не предоставлено. АО "ДВТГ" заявлена просрочка 1 сутки, в связи с чем требование о взыскании неустойки 71 431 руб. 58 коп. по накладной N ЭЭ398439 заявлено обоснованно.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение. В каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом обстоятельств дела и взаимоотношений сторон. Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ.
Исходя из допущенного срока просрочки доставки вагонов, не представления доказательств принятия всех возможных мер по исполнению обязательств, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанцией, о том, что требование о взыскании неустойки заявлено обществом обоснованно. Оснований снижения пени в порядке статьи 333 ГК РФ не усматривает.
Довод жалобы о том, что просрочка доставки груза не повлияла на производственный процесс предприятия истца, отклоняется, так как законодателем не установлен размер неустойки в зависимости от последствия нарушения сроков доставки грузов.
Не обоснован довод жалобы о том, что неустойка значительно превышает размер возможных убытков, поскольку не может свидетельствовать о явной несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства.
Ссылки в жалобе на судебную практику апелляционный суд не принимает как доказательство доводов ОАО "РЖД".
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2021 по делу N А73-14826/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14826/2021
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ГРУППА"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ООО "ПримТрансКом", ООО "ТЛК "Глобус"