г. Самара |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А55-26494/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от Филиала N 2 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - представитель Рученина Е.Е. (доверенность от 31.12.2021),
от общества с ограниченной ответственностью "Клиники доктора Кравченко" - представитель Жданов А.А. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Филиала N 2 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2021 года по делу N А55-26494/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиники доктора Кравченко" (ИНН6312069182)
к Филиалу N 2 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ИНН 6315801679)
о признании решений и действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиники доктора Кравченко" (далее - ООО "КиДК", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение Филиала N 2 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об определении для ООО "Клиники доктора Кравченко" 6 класса профессионального риска, в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ;
- обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и установить тариф на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности ООО "Клиники доктора Кравченко" от 15 июля 2021 года;
- взыскать с филиала N 2 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2021 года решение Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 об определении для ООО "Клиники доктора Кравченко" 6 класса профессионального риска, признано незаконным. Возложена обязанность на Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и установить тариф на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности ООО "Клиники доктора Кравченко" от 15 июля 2021 года. Взысканы с Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 в пользу ООО "Клиники доктора Кравченко" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Филиал N 2 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
От общества с ограниченной ответственностью "Клиники доктора Кравченко" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Филиала N 2 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Клиники доктора Кравченко" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "КиДК" зарегистрировано в Государственном учреждении - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 (далее - Фонд, заинтересованное лицо).
Филиалом было принято решение в отношении ООО "КиДК" об определении 6 класса профессионального риска в 2021 году в соответствии с ОКЭДом 26.60.1 "Производство аппаратов, применяемых в медицинских целях, основанных на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма- излучений" и установлении тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,70 процентов к суммам выплат, что подтверждается уведомлением о страховом тарифе на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате тариф профессионального риска увеличен в несколько раз.
Полагая, что решение Фонда является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которому если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что ООО "КиДК" в срок до 15 апреля 2021 года не подтвердило основной вид экономической деятельности и не предоставило вышеуказанные документы. В связи с этим заявителю 23.04.2021 был установлен страховой тариф в размере 0,7 %, что соответствует виду экономической деятельности общества "ОКВЭД 26.60.1 Производство аппаратов, применяемых в медицинский целях, основанных на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучений" имеющий наиболее высокий класс профессионального риска из видов экономической деятельности заявителя, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Уведомлением от 23.04.2021, которое было направлено по почте 28.04.2021 заявитель был извещен о присвоении указанного тарифа.
Заявитель пояснил, что 15 июля 2021 Обществом были направлены в Фонд необходимые документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 86.21 "Общая врачебная практика", в том числе по данным ЕГРЮЛ, соответствующий 1-му классу профессионального риска видов экономической деятельности, для дальнейшего применения к Обществу соответствующего тарифа страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%.
Согласно вышеуказанным документам основным видом деятельности Общества является "Общая врачебная практика" (код ОКВЭД 86.21).
Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
ОКВЭД 26.60.1, определенный Заинтересованным лицом как основной исключен из видов деятельности Заявителя. Основным видом деятельности является ОКВЭД 86.21. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 23.10.2021 N ЮЭ9965-21-298756011, отчетами в ФСС по форме 4-ФСС (ежеквартальный, полугодовой).
Как указывает заявитель, объем поступлений по ОКВЭД 86.21 - 100%, в связи с чем было подано заявление о перерасчете, однако Фондом в перерасчете было отказано.
Фонд указывает, что на момент присвоения основного вида экономической деятельности у общества в ЕГРЮЛ (от 15.07.2021) был отражен ОКВЭД 26.60.1.
Общество не представило в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, в связи с чем, пересмотр размера страхового тарифа, установленного ООО "Клиники доктора Кравченко" с начала 2021 года, не предусмотрен действующим законодательством.
Суд первой инстанции верно признал данный довод Фонда не соответствующим действующему законодательству и сложившейся судебной практике, в связи с чем обоснованно отклонил в виду следующего.
Страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Реализация данного права не может обращаться в санкцию, применяемую к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, поскольку является лишь мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926).
Судом первой инстанции установлено, что Общество после установления Фондом размера страхового тарифа обращалось в Фонд с заявлением о его пересмотре и документами, необходимыми для установления страхового тарифа на 2021 год, исходя из фактически осуществляемой им деятельности. Однако Фонд тариф не пересмотрел, соответствующие изменения не внес.
Доказательств того, что Фонд располагал информацией о том, что общество фактически осуществляло деятельность "Производство аппаратов, применяемых в медицинский целях, основанных на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучений", ОКВЭД 26.60.1", относящуюся к более высокому классу профессионального риска, в материалы дела не представлено.
Из представленных в материалы дела документов следует, что основной вид экономической деятельности общества - "Общая врачебная практика" (код ОКВЭД 86.21), составляющий 100% поступлений. Следовательно, у Фонда не имелось оснований для повышения страхового тарифа, в отношении вида деятельности, который Общество фактически не осуществляет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 об определении для ООО "Клиники доктора Кравченко" 6 класса профессионального риска, является незаконным.
Аналогичные выводы содержит Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2021 по делу N А54-44/2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.10.2019 по делу N А40-40425/2019.
Довод апелляционной жалобы о том, что в адрес Заинтересованного лица документы для подтверждения основного вида экономической деятельности от ООО "КиДК" не поступали, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку поступление данных документов зафиксировано отметкой о вручении 15.07.2021, данный документ с отметкой был передан в суд и приобщен к материалам дела (заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности от 15 июля 2021 года), заинтересованное лицо само указывает на его получение 15.07.2021.
Судом первой инстанции установлено, что уведомление об увеличенном страховом тарифе в адрес ООО "КиДК" не поступало. Реестр адресов почтовых отправлений, приложенный к материалам дела от заинтересованного лица, не содержит отметок Заинтересованного лица, почтовых или курьерских служб. Приложен распечатанный лист формата А4 с реестром адресов без отметок организаций или должностных лиц. Провести проверку отправлений невозможно, так как по документам заинтересованного лица были направлены простым почтовым отправлением.
Данные о том, что изменения в кодах ОКВЭД ООО "КиДК" в налоговые органы не поступало также являются недостоверными. Изменения кодов ОКВЭД (удалены все ОКВЭД по "Производству") было зарегистрировано органами ИФНС 21.10.2021, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ, приложенная к материалам дела.
Заинтересованное лицо не оспаривает факт основной деятельности Заявителя по ОКВЭД 86.10 "Деятельность больничных организаций", т.е. предоставление услуг. Соответственно применение тарифа ОКВЭД 26.60.1 "Производство аппаратов, применяемых в медицинских целях, основанных на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма- излучений" является незаконным.
Заинтересованное лицо в своей апелляционной жалобе указывает, что устанавливаемый тариф не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (стр.4). Данная позиция является верной. Однако заинтересованное лицо в данном деле использует тариф именно как санкции или штраф, пытаясь применить его в отсутствие деятельности и отсутствие работников (застрахованных лиц) по указанному тарифу и ОКВЭД.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2021 года по делу N А55-26494/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26494/2021
Истец: ООО "Клиники доктора Кравченко"
Ответчик: Филиал N2 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ