город Томск |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А45-23328/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И. |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (N 07АП-12501/2021) на решение от 25.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23328/2021 (судья Наумова Т.А.) по заявлению публичного акционерного общества "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ", г. Москва к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск о признании недействительным предписания от 12.07.2021 N П-54/3/40-нд/- /2/14.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от публичного акционерного общества "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ": Старинчикова М.Н. по доверенности от 17.09.2021 (на 3 года),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу: Иконникова М.Ю. по доверенности от 27.10.2021 (до 27.10.2022).
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ" (далее - заявитель, общество, ПАО МТС) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 12.07.2021 N П-54/3/40-нд/-/2/14.
Решением от 25.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявление удовлетворено
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы настаивает на том, что поскольку в лицензиях не содержится минимального уровня процентного покрытия услугами связи населенного пункта, следовательно, зона покрытия услугами связи должна быть 100 %.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом от 11.06.2021 N 40-нд с учетом внесенных изменений приказом от 29.06.2021N 46-нд Управлением в период с 16.06.2021 по 12.07.2021 проведена внеплановая проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства филиалом ПАО "МТС" в Новосибирской области, целью которой являлось исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N ДЧ-П10-5738, от 25.06.2021 N ДЧ-П10-8340 и приказов Роскомнадзора от 20.05.2021 N88 и от 28.06.2021 N 112.
Задачами проверки являлась проверка соблюдения обязательных требований при оказании услуг электросвязи. Предметом проверки являлись:
- соблюдение обязательных требований к осуществлению лицензируемой деятельности в области связи при проведении в отношении лицензиатов лицензионного контроля в порядке установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
-соблюдение обязательных требований к оказанию услуг связи;
-соблюдение обязательных требований к управлению сетями связи;
-соблюдение обязательных требований к условиям установленных при выделении полосы радиочастот, либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала; -соблюдение обязательных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
-соблюдение обязательных требований к присоединению сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе к условиям присоединения.
По результатам проверки Управлением составлен акт N А-54/2/40-нд/39, установивший наличие нарушений пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.20003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пункта 7.1. лицензионных требований, в связи с чем обществу выдано предписание от 12.07.2021 N П-54/3/40-нд/-/2/14 об устранении нарушений.
В качестве содержания вменяемого ПАО МТС нарушения в оспариваемом предписании указывается, что обществом обеспечено покрытие оказания услуг связи с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 720-727, 5/761-768,5 Мгц, 798,5-806/839,5- 847 Мгц, 2540-2550/2660-2670 Мгц на территории города Бердска Новосибирской области менее 90%, что является нарушением пункта 7.1 лицензионных требований лицензий Роскомнадзора от 25.07.2012 N N 101245,101247, 101248; пункта 1 статьи 46 Закона о связи, пункта 7 разделом XI, XIV, XV Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N2385.
С вменяемыми нарушениями и, соответственно, с выданным предписанием ПАО "МТС" не согласилось, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования, а также требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона.
На лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
ПАО МТС осуществляет деятельность, в качестве оператора связи на основании выданных лицензий:
- в целях оказания услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации ПАО "МТС" выдана лицензия от 25.07.2012 N 101245, согласно которой лицензиат (ПАО "МТС") обязан оказывать услуги по передаче данных для целей голосовой информации с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 720-727, 5/761-768,51\/1 гц, 798,5-806/839,5-847 Мгц, 2540-2550/2660-2670 Мгц в соответствии с лицензией на всей территории Российской Федерации (пункт 3 лицензионных требований);
- в целях оказания услуг подвижной радиотелефонной связи ПАО "МТС" выдана лицензия от 25.07.2012 N 101247, согласно которой лицензиат обязан оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 720-727, 5/761-768,5 Мгц, 798,5-806/839,5-847 Мгц, 2540-2550/2660-2670 Мгц в соответствии с лицензией на всей территории Российской Федерации (пункт 3 лицензионных требований);
- в целях оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации ПАО "МТС" выдана лицензия от 25.07.2012 N 101248, согласно которой лицензиат обязан оказывать услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 720-727, 5/761-768,5 Мгц, 798,5-806/839,5-847 Мгц, 2540-2550/2660-2670 Мгц в соответствии с лицензией на всей территории Российской Федерации (пункт 3 Лицензионных требований).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи (далее - Перечень).
С учетом пункта 7 и согласно пункту 8 раздела XI Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 Перечень лицензионных требований указывает, что обязательно выполнение в процессе оказания услуг условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.
Согласно пункту 3 лицензионных требований лицензий Роскомнадзора от 25.07.2012 N N 101245, 101247, 101248, выданных ПАО NМТС" по результатам открытого конкурса N 1/2012 (далее -лицензии), лицензиат обязан оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 720-727,5/761-768,5 МГц; 798,5-806/839,5-847 МГц; 2540-2550/2660-2670 МГц, на всей территории Российской Федерации.
Использование ПАО "МТС" базовой станции в других выделенных частотных диапазонах, в частности 1800 МГц, не соответствует требованиям лицензии.
Пунктом 7.1 лицензионных требований лицензий Роскомнадзора от 25.07.2012 N N 101245, 101247, 101248 предусмотрена обязанность лицензиата обеспечить техническую возможность оказания услуг связи на базе собственной сети связи, построенной на основе радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций, во всех населенных пунктах численностью 50 тысяч человек и более.
В лицензии и действующем законодательстве не содержится требований о конкретном проценте покрытия в конкретном населенном пункте (например, в отношении г. Новосибирска, Бердска, Искитима, равно как и других городов). Более того, такого требования и не может там содержаться в силу специфики оказываемых услуг связи, влияние на которые могут оказывать различные, в том числе, и природные факторы (включая, метеорологические условия, особенности рельефа, застройки и пр.).
При проведении проверки выполнения лицензионных условий лицензий N N 101245, 101247, 101248 установлено, что ПАО "МТС" для выполнения условия пункта 3 лицензий NN 101245, 101247, 101248 на территории г. Бердска Новосибирской области обязано использовать определенные радиочастотные диапазоны 720-727,5/768,5 МГц, 798,5-806/839,5-847 МГц, 2540-255/2660-2670 МГц.
Пункт 7.2 лицензий N N 101245, 101247, 101248 указывает на количество субъектов РФ, а не городов, на территории которых должна быть обеспечена техническая возможность. Иных требований по проценту покрытия в лицензиях и действующем законодательстве не содержится. При этом параметра "100%" применительно к какому либо населенному пункту в лицензиях не содержится (как не содержится и параметра обеспечения более или менее 90%, что было проверено Управлением и несоответствие которому вменяется обществу).
На основании акта проверки Сибирского филиала ПАО "МТС" от 12.07.2021 N А-54/2/40-нд/39 установлено, что покрытие г. Бердска Новосибирской области, в полосах радиочастот LTE 2500 и LTE 800, оператором связи ПАО "МТС" обеспечивается менее 90%, а именно 78,4%, что не обеспечивает полного (100%) покрытия услугами связи с помощью радиоэлектронных средств стандарта LTE территории г. Бердска, то есть не обеспечивает техническую возможность оказания услуг связи на базе собственной сети связи, создаваемой с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций, в населенном пункте численностью 50 тысяч человек и более и, соответственно, нарушает пункт 7.1 лицензионных требований лицензий NN 101245,101247, 101248.
Управление ссылается на Методические рекомендации проведения проверки выполнения операторами подвижной радиотелефонной связи лицензионных требований и требований ГКРЧ, направленную письмом от 21.06.2021 N 07ТО-38774, согласованную Минцифры от 25.06.2021 ДК-П12/079-25397 с учетом письма Роскомнадзора от 07.06.2021 N МШ-П12-226-21982ДСП, руководствуясь которыми Управлением обнаружены нарушения.
Суд первой инстанции при оценке фактических обстоятельств пришел к обоснованному выводу, что указанная методика (методические указания) проверки выполнения операторами подвижной радиотелефонной связи лицензионных требований и требований решений ГКРЧ подготовлена не в полном соответствии с указаниями Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, доведенными до Роскомнадзора письмом от 07.06.2021, не является нормативным актом и не может быть вменена оператору связи в качестве обязательного для соблюдения документа, даже с учетом отсутствия ее согласования.
Более того, мониторинг ФГУП ГРЧЦ проведен по состоянию на 01.06.2021, то есть до получения и согласования указанной методики, направленной письмом Роскомнадзора только 07.06.2021 (методика разработана исключительно для целей исполнения поручения Правительства от 23.04.2021).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы и дополнений у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23328/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23328/2021
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд