г. Москва |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А41-30204/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Пышка": Марченкова Л.С., представитель по доверенности от 30.03.2021;
от Администрации городского округа Мытищи Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2021 по делу N А41-30204/21, по заявлению ООО "Пышка" к Администрации городского округа Мытищи Московской области, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области о признании незаконным Решения от 21.01.2021 N Р001-4258768407-41615300,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пышка" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Мытищи Московской области со следующими требованиями (с учетом уточнений):
1) Признать незаконным Решение Администрации городского округа Мытищи Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 21.01.2021 N Р001-4258768407- 41615300.
2) Обязать Администрацию городского округа Мытищи Московской области заключить с Обществом с ограниченной ответственностью "Пышка" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101006:37, площадью 1322 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производства углекислоты и "сухого льда", по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Мытищи, г. Мытищи, Олимпийский пр-кт, по цене составляющей 15% от его кадастровой стоимости, направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101006:37 без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.11.2021 по делу N А41-30204/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Мытищи Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
Представитель ООО "Пышка" в судебном заседании поддержала решение суда, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации городского округа Мытищи Московской области в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в нго отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав явившегося представителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, дополнений, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Пышка" обратилось в Администрацию городского округа Мытищи Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101006:1322 в собственность за плату без проведения торгов.
Администрация городского округа Мытищи Московской области Решением от 21.01.2021 N Р001-4258768407-41615300 отказала ООО "Пышка" в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, с мотивировкой, что на испрашиваемом в собственность земельном участке расположен объект капитального строительства, зарегистрированный в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию.
Считая отказ Администрации незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельного участка собственнику здания, расположенного на нем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Суд первой инстанции отклонил довод о том, что земельный участок расположен в зоне планируемого строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объектов транспорта местного значения - существующая улица и дорога местного значения (улица Комбиферма), по следующим основаниям.
В статье 9 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; (п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ) 2) документы территориального планирования муниципальных образований. 3) Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ст. 18 ГрК РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что Генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2-4 части 3 статьи 23, картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; д) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; е) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем: подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно ч. 3 указанной статьи Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованными лицами.
Согласно пунктам 11 и 12 ст. 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми будет пользоваться неограниченный круг лиц), в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса РФ следует вывод, что отображение на картах Генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и иных мест общего пользования, носит общий, планируемых характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает, отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного суда о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территории, изложенную в определении от 26.02.2020 N 18-КА 19-76.
Доказательств наличия в отношении спорного земельного участка в Генеральном плане утвержденных красных линий в границах земельного участка, которые бы доказывали нахождение Земельного участка в зоне планируемого строительства Администрацией суду первой инстанции не представлено.
Также ООО "Пышка" представлено заключение специалиста, согласно которому: земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101006:37 в зоне планируемого строительства реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объекта транспорта местного значения ул. Комбиферма, г. Мытищи не располагается. Таким образом, испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте.
Апелляционный суд не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
При вынесении оспариваемого решения Администрация руководствовалась Временным порядком направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках исполнения отдельных государственных полномочий Московской области в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, утвержденным Распоряжением Минмособлимущества от 19.01.2017 N 13ВР-44, в соответствии с которым муниципальный орган при продаже земельного участка обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничений его оборотоспособности.
В соответствии с обращением по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101006:1322 в собственность за плату без проведения торгов администрацией городского округа Мытищи был подготовлен проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Согласно Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 N 13ВР-44 "Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним)" для согласования вышеуказанного проекта решения соответствующий комплект документов был направлен в Министерство имущественных отношений Московской области.
Согласно сводному заключению Министерства имущественных отношений Московской области (п. 7 протокола N 5-3 от 18.01.2020) вышеуказанный проект решения был рассмотрен. По результатам рассмотрения было принято следующее решение: "Учитывая сведения о нахождении земельного участка в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объектов транспорта местного значения - существующая улица и дорога местного значения (улица Комбиферма), а также, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (в границах земельного участка расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества, создание которого осуществляется в соответствии с положениями ст.ст.51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), отказать в согласовании проекта".
Одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в случае обращения по основаниям, указанным в пп. 6.1.1-6.1.5 Административного регламента, утвержденного Распоряжением Минмособлимущества от 03.07.2020 N 15ВР-910 (ред. от 31.05.2021) "О внесении изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг", является, если установлено, что на испрашиваемом в собственность за плату земельном участке расположен объект капитального строительства, зарегистрированный в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию.
Статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 9 указанной нормы уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов.
В силу п. 7 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101006:37 находится в зоне с планируемым размещением объектов автомобильного транспорта, то есть в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов транспорта местного значения.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью генерального плана развития Московской области.
В силу п. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101006:37 находится в зоне с планируемым размещением объектов автомобильного транспорта регионального значения (Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2020 N 1065/44), а также частично расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов транспорта местного значения (Генеральный план городского округа Мытищи Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Мытищи от 28.12.2017 N 36/1 (с изм. от 19.12.2019 N 4/1, от 17.06.2021 N 27/4).
При таких обстоятельствах, Администрация городского округа Мытищи Московской области не вправе предоставлять в собственность земельный участок при наличии сведений об ограничении его оборотоспособности, а также при отсутствии согласования Министерства имущественных отношений Московской области.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2021 года по делу N А41-30204/21 подлежащим отмене, с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с ООО "Пышка" подлежит взысканию в доход Федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2021 по делу N А41-30204/21 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ООО "Пышка" в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30204/2021
Истец: ООО "Пышка"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ