город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2022 г. |
дело N А53-25422/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представителя Закурка А.В. по доверенности от 03.02.2020 N 14-01-14/091,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2021 по делу N А53-25422/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (ИНН 6167049710, ОГРН 1026103159840)
к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра по Ростовской области", заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, выраженного в уведомлении от 22.04.2021 N 21-14-исх/01005.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФГБУ "ФКП Росреестра" необоснованно отказало ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистрального газопровода.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях. Учитывая, что указанные зоны являются фактически установленными, в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что наличие в ЕГРН таких сведений с учетом их открытости и доступности соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами. Заявитель как собственник объектов обязан предоставлять сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН. Законом предусмотрена возможность регистрации в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории на основании заявления, поданного заинтересованным лицом. В рассматриваемом случае представленное в ФГБУ "Росреестра" заявление ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" содержало информацию, свидетельствующую о волеизъявления заявителя на совершение регистрации зон с особыми условиями территории в ЕГРН и позволяющую идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков; их содержание и содержание приложенных к ним документов было достаточно для совершения регистрационного действия.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра по Ростовской области" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 17.11.2021 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что заявления ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" были рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направленные ФГБУ "ФКП Росреестра" письма не могут квалифицироваться как решения об отказе во внесении в ЕГРН сведений и оспариваться в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции ошибочно указал, что порядок предоставления заявлений о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав на недвижимое имущество установлен и регулируется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.11.2015, в связи с тем, что указанный приказ утратил силу с 09.05.2021. В отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов положение, предусмотренное статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, не утверждено, решения органов государственной власти или местного самоуправления об установлении данных зон не принимались. Обязанность по направлению сведений о зонах минимальных расстояний в регистрирующий орган возложена на государственный орган или орган местного самоуправления, принявший решение об их установлении. Зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не могут считаться установленными на основании положений действующего законодательства, а также на основании "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание заинтересованное лицо явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" является собственником магистрального газопровода Месторождение Марковское-Астаховское Ду 300 Ру 5,4 Мпа с врезкой в действующий газопровод Ду 500" с кадастровым номером 61:00:0000000:471.
09.04.2021 ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" обратилось с заявлением в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области о внесении сведений о зонах минимальных расстояний в отношении газопровода в ЕГРН.
Уведомлением от 22.04.2021 N 21-14-исх/01005 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области отказало заявителю в осуществлении регистрационных действий со ссылкой на отсутствие условий, предусмотренных ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что основанием для отказа заявителю в совершении регистрационных действий по внесению в ЕГРН сведений о границах зон минимальных расстояний до магистрального газопровода послужил вывод ФГБУ "ФКП Росреестра" послужил вывод об отсутствии порядка принятия решения об установлении зон минимальных расстояний и неприменении части 12 статьи 26 Закона N 342.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий в силу могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Таким образом, охранная зона трубопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьями 28, 32 Закона N 69-ФЗ, пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992, и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС, определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20).
Применение положений актуализированной редакции Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы" при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2 (2016)).
Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
При этом согласно выводу Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в указанном определении, СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Таким образом, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
Учитывая, что указанные зоны являются фактически установленными, в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие в ЕГРН таких сведений, с учетом их открытости и доступности, соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также в связи с этим безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами.
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" как собственник газопроводов, являющихся опасными производственными объектами, несет ответственность за их безопасную эксплуатацию.
Отсутствие в ЕГРН сведений об охранных зонах и о зонах минимальных расстояний влечет отсутствие информации и граждан и юридических лиц о местонахождении данных зон, что создает потенциальную опасность причинения жизни и здоровью граждан, а также их имуществу при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах.
Таким образом, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" как собственник объектов газопроводного транспорта обязано предоставлять сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН.
В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющийся вещество, является опасным производственным объектом.
Статья 9 Закона N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обязанность обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.
Наличие сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций.
Доводы заинтересованного лица о том, что зоны минимальных расстояний устанавливаются на основании специальных актов органов местного самоуправления или государственных органов, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие таких актов при установлении соответствующих зон в силу Закона не препятствует регистрации соответствующий сведений в ЕГРН.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенным в письмах от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" и от 04.05.2011 N Д23-1867, в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Федеральной службы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности от 22.04.1992 N 9).
При таких обстоятельствах, в качестве основания для внесения в ЕГРН сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность регистрации в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.
В рассматриваемом случае заявления ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" содержали информацию, свидетельствующую о волеизъявления заявителя на совершение регистрационных действий в отношении зон с особыми условиями территории в ЕГРН, позволяющую идентифицировать соответствующие объекты. Содержание заявлений и приложенных к ним документов было достаточно для совершения регистрационных действий.
При подготовке документов по внесению сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний заявителем приняты во внимание Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов определены СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы".
Доказательств несоответствия представленных заявителем в орган кадастрового учета сведений о зонах минимальных расстояний указанным нормативным актам ФГБУ "ФКП Росреестра" в материалы дела не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до 01.01.2022 установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 01.01.2025.
Пунктом 1.1 приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" предусмотрено, что ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Таким образом, лицом, которое должно предоставить сведения о зонах минимальных расстояний, является собственник магистрального газопровода, а государственным органом, обязанным внести в ЕГРН данные сведения, - ФГБУ "ФКП Росреестра".
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что порядок предоставления заявлений о государственном кадастровом учете и (или) регистрации, прав на недвижимое имущество установлен и регулируется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.11.2015, поскольку указанный приказ утратил силу с 09.05.2021.
Между тем, спорное правоотношение между сторонами сложилось до 09.05.2021 и на момент обращения общества в регистрирующий орган и получения от него отказа приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.11.2015 являлся действующим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно - правового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
В силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Порядок предоставления заявлений установлен Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.11.2015 N 883.
Согласно пункту 3 данного Порядка заявление о государственной регистрации в форме документа на бумажном носителе подписывается собственноручной подписью правообладателя, сторон договора, лица, чье право ограничивается и обременяется объект недвижимости, лица, в пользу которого ограничивается право и обременяется объект недвижимости, или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Формы заявлений, предоставляемых в уполномоченный орган, содержатся в Приказе Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920. Между тем, форм заявлений о внесений в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний приказ N 920 не содержит. Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для осуществления регистрационных действий достаточно волеизъявления заявителя, изложенного в произвольной письменной форме и позволяющего идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков.
В рассматриваемом случае ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" предоставило в ФГБУ "ФКП Росреестра" необходимые для внесения в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний до магистрального газопровода.
При таких обстоятельствах, у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали правовые основания для отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний, указанных заявителем.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2020 N 304-ЭС20-3283 по делу N А81-1422/2019.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направленные ФГБУ "ФКП Росреестра" письма не могут квалифицироваться как решения об отказе во внесении в ЕГРН сведений и оспариваться в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В данном случае решение ФГБУ "ФКП Росреестра", изложенное в письме от 22.04.2021 N 21-14-исх/01005, соответствует признаками ненормативного акта, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции с целью восстановления нарушенного права обоснованно возложил на заинтересованное лицо обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" путем внесения в ЕГРН сведений о вышеуказанных зонах минимальных расстояний от магистральных газопроводов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2021 по делу N А53-25422/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25422/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области