Г. Владимир |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А43-21880/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 21.02.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2021 по делу N А43-21880/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Богородский керамический завод" (ОГРН 1195275045019, ИНН 5245030996) о признании недействительными уведомления Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.04.2020 и решений от 02.04.2021 N 521721100010003, от 05.04.2021 N 521721200005102.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Богородский керамический завод" - Вязьмина О.В. по доверенности от 12.01.2022 сроком действия 2 года.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Богородский керамический завод", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) уведомлением от 28.04.2020 установило обществу с ограниченной ответственностью "Богородский керамический завод" (далее - Общество, страхователь) тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40%, исходя из вида экономической деятельности "Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику", Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) 77.33, имеющего первый класс профессионального риска (22 класс).
Указанный вид экономической деятельности Учреждение выбрало, руководствуясь пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), и пунктом 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), так как в установленный срок Общество не представило в Учреждение документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях установления ему тарифа страховых взносов, исходя из соответствующего этой деятельности класса профессионального риска.
Обществом 07.05.2020 в Учреждение направлено заявление и справка-подтверждение о подтверждении основного вида экономической деятельности, а именно ОКВЭД 23.32 "Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины", в соответствии с которым тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается в размере 1,00%.
Учреждение 04.08.2020 направило в адрес Общества требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений в расчет по начисленным и уплаченный страховым взносам, в соответствии с которым на 2020 год страховой взнос установлен в размере 3,4%.
Общество 13.08.2020 представило пояснения, что основным видом экономической деятельности Общества является "Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины" (ОКВЭД 23.32), а также указало на направление 07.05.2020 заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности.
Учреждением 02.04.2021 вынесено решение N 521721100010003 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии со статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) и назначен штраф в размере 23 089 руб. 25 коп., начислены пени по состоянию на 01.01.2021 в сумме 330 руб. 42 коп., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 115 446 руб. 26 коп.
Учреждением 05.04.2021 принято решение N 521721200005102 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя, в размере 388 271 руб. 82 коп.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными уведомления Учреждения от 28.04.2020 и решений от 02.04.2021 N 521721100010003, от 05.04.2021 N 521721200005102.
Решением от 25.11.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные Обществом требования.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что действующим законодательством установлена императивная норма для предоставления документов в подтверждение страхового тарифа в срок до 15 апреля текущего года. Возможность пересмотра ранее установленного страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщиком самостоятельно не предусмотрена.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, страхователь нарушил установленный срок для предоставления документов и не представил доказательства, что данное производство имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
По мнению Учреждения, Обществом пропущен процессуальный срок для обжалования уведомления в судебном порядке.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Учреждения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частями 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.
Уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки. Основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины его пропуска, то есть обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях соблюдения установленного порядка. В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, право установления наличия уважительных причин пропуска срока и их оценки принадлежит суду.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Рассмотрев доводы Учреждения о пропуске Обществом срока на обжалование уведомления от 28.04.2020, суд первой инстанции правильно посчитал его несостоятельным.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что срок для оспаривания уведомления пропущен Обществом по уважительным причинам, так как Обществом предпринимались меры для урегулирования спора во внесудебном порядке, а именно: 07.05.2020 направлено заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, 13.08.2020 и 25.12.2020 Общество вновь обращалось к Учреждению с представлением подтверждающих основной вид экономической деятельности документов.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным указанный срок восстановить.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Федерального закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей, устанавливаются федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Федеральный закон N 179-ФЗ) установлены страховые тарифы в размере от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.
Данные тарифы применяются в 2020 году в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 477-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами N 713, в пункте 8 которых определено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которому если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Общество документы, подтверждающие основной вид деятельности организации для установления страхового тарифа на 2020 год, в установленный в пункте 5 Порядка N 55 срок не представило, в связи с чем Учреждение установило Обществу страховой тариф в размере 3,40 % по виду деятельности "Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику" (код ОКВЭД 77.33), относящегося к 1 классу профессионального риска.
Вместе с тем страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
В рассматриваемом случае страхователь после вынесения уведомления от 28.04.2020 направил 07.05.2020 в Учреждение документы, необходимые для установления страхового тарифа на 2020 год, исходя из фактически осуществляемой им деятельности.
В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности за 2019 год, представленной в Учреждение 07.05.2020, Общество указало код ОКВЭД 23.32 и представило соответствующие документы, исходя из фактически осуществляемой им деятельности. Достоверность данных сведений не опровергнута.
Доказательства того, что Общество фактически осуществляло деятельность по коду ОКВЭД 77.33 "Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику", в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, судом первой инстанции также учтено, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 239) установлены с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 294) с 06.05.2020 по 08.05.2020 включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Частью 4 Указа N 239 установлен перечень организации (работодателей и их работников), на которые не распространяется этот Указ.
Аналогичные положения также содержаться в пункте 3 Указа N 294.
Общество не относится к перечню организаций, на которые не распространяются вышеприведенные Указы.
Указами N 239 и N 294 срок предоставления документов перенесен на 12.05.2020.
В соответствии с письмом от 13.04.2020 N 02-09-11/06-06-8452 Фонд социального страхования Российской Федерации сообщил о переносе сроков подтверждения вида деятельности и сдачи отчетности в Фонд на 06.05.2020, которые приходятся на апрель 2020 года.
Поскольку в соответствии с Указом N 294 первым рабочим днем после периода с 30.03.2020 по 11.05.2020 является 12.05.2020, именно эта дата, с учетом разъяснений ФСС, признана крайним сроком для подачи подтверждения вида деятельности.
Следовательно, заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности направлено Обществом с учетом срока для подачи документов (до 12.05.2020).
Поскольку предусмотренные Порядком N 55 документы представлены Обществом в полном объеме, у Учреждения отсутствовали правовые основания для вынесения уведомления от 28.04.2020 об установлении в отношении Общества тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40%, а равно для вынесения на его основании решений от 02.04.2021 N 521721100010003 и от 05.04.2021 N 521721200005102.
Названные ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям Федерального закона N 125-ФЗ, Порядка N 55 и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагается на Общество обязанность по начислению и перечислению страховщику страховых взносов, исходя из неправомерно установленного страхового тарифа.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учреждение от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2021 по делу N А43-21880/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-21880/2021
Истец: ООО "Богородский керамический завод", ООО представителю заявителя "Богородский керамический завод" Вязьминой О.В.
Ответчик: ГУ Филиал N 17 - Нижегородского регионального отделения фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ