город Омск |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А70-18106/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодунковой С.А.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15789/2021) общества с ограниченной ответственностью УК "Жилищный стандарт" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 по делу N А70-18106/2021 (судья Макаров С.Л.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом с Добром" (ОГРН 1197232012944, ИНН 7203479800) к обществу с ограниченной ответственностью УК "Жилищный стандарт" (ОГРН 1127232001192, ИНН 7202225426) о понуждении к передаче документации на многоквартирный дом,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом с Добром" - представитель Букреев А.Э. по доверенности от 09.02.2022 N 2 сроком действия до 31.12.2022, диплом от 02.07.2010 N ЖЮ2662,
в судебном заседании участвуют:
от общества с ограниченной ответственностью УК "Жилищный стандарт" - представитель Герлейн М.В. по доверенности от 10.11.2021 N 21/21-Н сроком действия на один год, диплом от 26.02.2005 N 450, представитель Дубовой Д.В. по доверенности от 21.10.2021 N 19/21-Н сроком действия на один год,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом с Добром" (далее - ООО УК "Дом с Добром", истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью УК "Жилищный стандарт" (далее - ООО УК "Жилищный стандарт", ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об обязании передать техническую и иную документацию, относящуюся к управлению многоквартирными домами в городе Тюмени: N 52 "б" по ул. Котовского, N 54 по ул. Холодильной, N 64 по ул. Киевской, N 6 по ул. Энергетиков.
Истец просит, в случае неисполнения в 10-ти дневный срок судебного решения, с даты вступления его в законную силу, взыскать с ООО УК "Жилищный стандарт" 150 000 рублей - компенсации за ожидание исполнения судебного акта.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 иск удовлетворен частично. Суд обязал ООО УК "Жилищный стандарт" восстановить и передать ООО УК "Дом с Добром" в течение 3 - х месяцев с даты вступления решения в законную силу, следующую техническую и иную документацию, относящуюся к управлению многоквартирными домами в городе Тюмени: N 52 "Б" по ул. Котовского, N 54 по ул. Холодильной, N 64 по ул. Киевской, N 6 по ул. Энергетиков:
- документы (акты) о приемке результатов работ;
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
- копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка;
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- исполнительные чертежи контуров заземления.
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт за последние 3 года;
- акты технических осмотров за 2019-2020 год;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей за 2019-2021 г.;
- протоколы измерения вентиляции.
- теплоэнергетический паспорт жилых и общественных зданий (результаты тепловизионного обследования наружных ограждающих конструкций для подтверждения соответствия показателей энергосбережения и энергетической эффективности здания по теплотехническим и энергетическим критериям) в соответствии с п.6.2.1. ТСН 23-313-2000.
- санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам радиационного контроля помещений и прилегающей территории после завершения работ по строительству здания и выполнения работ по благоустройству территории.
- санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам химического и бактериологического исследования воды хозяйственно-питьевого водоснабжения из водомерного узла и стояков холодного и горячего водоснабжения за 2019-2021 г.
- паспорта на системы вентиляции с заключением о соответствии воздухообмена в помещениях проектным решениям (заверенные подписью и печатью организации, которая выполняла наладку систем вентиляции) в комплексе с разделом "ОВ".
- акт проверки каналов естественной вентиляции на эффект;
- акты на скрытые работы по выполнению мероприятий, предусмотренных проектными решениями (по шумо-, вибро изоляции, монтажу систем вентиляции и др.).
- санитарно-эпидемиологические заключения на применяемые строительные и отделочные материалы, а также материалы, из которых выполнено оборудование, контактирующее с водой питьевого качества.
- акты на установку заполнений проемов в противопожарных преградах (окна, двери, люки, ворота).
- сертификаты пожарной безопасности на материалы, примененные для отделки путей эвакуации.
- протоколы испытаний качества огнезащитной обработки конструкций.
- протокол испытания работоспособности систем дымоудаления.
- акты приемки, опробования автоматических систем противопожарной защиты (дымоудаления, подпора воздуха при пожаре, автоматической пожарной сигнализации (пожаротушения), системы оповещения людей о пожаре).
- исполнительная документация по монтажу огнезадерживающих клапанов в системах общеобменной вентиляции.
- исполнительная документация по выполнению огнезащиты воздуховодов систем общеобменной вентиляции.
- сертификаты пожарной безопасности на установленное противопожарное оборудование (включая импортного производства): строительные конструкции и материалы, автоматическая система пожаротушения, автоматическая пожарная сигнализация, дымоудаление, противопожарные двери (ворота), окна, огнезадерживающие клапана, противопожарные муфты, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
- акты об оказании услуг и выполнении работ в отношении общего имущества многоквартирного дома в объеме минимального перечня услуг и работ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, за 2019 и 2020,2021год.
В остальной части иска отказано. ООО "УК "Жилищный стандарт" установлена судебная неустойка на случай неисполнения судебного решения, в размере 150 000 руб., взыскиваемых в пользу ООО "УК "Дом с Добром". С ООО "УК "Жилищный стандарт" в пользу ООО "УК "Дом с Добром" взыскано 6 000 руб. - расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "УК "Жилищный стандарт" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, её податель указывает на следующее:
- ООО "УК "Жилищный стандарт" предало ООО "УК "Дом с Добром" передало по актам приема передачи, имеющимся в материалах дела, техническую документацию на многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими домами документы. О наличии разногласий по количественному и качественному составу переданной документации истец в актах не указал, соответственно основания для обращения в суд с иском у ООО "УК "Дом с Добром" отсутствовали;
- при уточнении исковых требований истец одновременно изменил основания и предмет иска, что является не допустимым;
- не подлежат передаче документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута и иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута и иных обременении, относящегося к части земельного участка, поскольку в данном случае доказательств подтверждающих наличие обременении земельного участка (части земельного участка), в том числе сервитута, в материалах дела отсутствуют;
- обязанность по изготовлению отсутствующих документов и последующей их передаче другому лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, статьей 162 Жилищного кодекса РФ прямо не предусмотрена;
- протоколы измерения вентиляции не подлежат передаче, поскольку отсутствуют сведения о том, что в период управления многоквартирным домом ответчиком проводились испытания с составлением соответствующих протоколов;
- не подлежат передаче инструкции по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, поскольку разрешение на введение в эксплуатацию многоквартирных домов: N 52 "Б" по ул. Котовского, N 54 по ул. Холодильной, N 64 по ул. Киевской, N 6 по ул. Энергетиков, получено до 1 июля 2007 года;
- в мотивировочной части решения суда отсутствует указание на нормативно-правовой акт в силу которого у ООО "УК Жилищный стандарт" истребовано:
"теплоэнергетический паспорт жилых и общественных зданий (результаты тепловизионного обследования наружных ограждающих конструкций для подтверждения соответствия показателей энергосбережения и энергетической эффективности здания по теплотехническим и энергетическим критериям), а в его отсутствие восстановить его и передать истцу; санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам радиационного контроля помещений и прилегающей территории после завершения работ по строительству здания и выполнения работ по благоустройству территории выдаются во исполнение Методических указаний 2.6.1.2398-08. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 02.07.2008;
- оснований для истребования санитарно-эпидемиологического заключения по результатам химического и бактериологического исследования воды водоснабжения изводомерного узла и стояков холодного и горячего водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологического заключения на применяемые строительные и отделочные материалы, а также материалы из которых выполнено оборудование, контактирующее с водой питьевого качества, отсутствуют, поскольку на доме 52 Б по ул. Котовского; доме 54 по ул. Холодильной; доме 64 по ул. Киевской; доме 6 по ул. Энергетиков исследований услугу по ХВС в 2019-2021 г.г. не проводилось, строительные и отделочные материалы, а также материалы из которых выполнено оборудование, контактирующее с водой питьевого качества не менялось, капитальный ремонт системы ХВС на указанных домах не проводился;
- на доме 52 Б по ул. Котовского- 1973 года постройки; доме 54 по ул. Холодильной -1973 года постройки; доме 64 по ул. Киевской - 1963 года постройки; доме 6 по ул. Энергетиков- 1966 года постройки - паспорта на системы вентиляции с заключением о соответствии проектным решениям - отсутствуют, соответственно переданы они быть не могут;
- акты на скрытые работы по выполнению мероприятий, предусмотренных проектными решениями (по шумо-, вибро изоляции, монтажу систем вентиляции и др.) переданы быть не могут, так как на спорных многоквартирных домах данные работы не проводились;
- акты на установку заполнений проемов в противопожарных преградах (окна, двери, люки, ворота); сертификатов пожарной безопасности на материалы, применяемые для отделки путей эвакуации; протоколы испытаний качества огнезащитной обработки конструкций, протоколы испытания работоспособности систем дымоудаления; акты приемки, опробования автоматических систем пожарной системы (дымоудаление, подпора воздуха при пожаре, автомотической пожарной сигнализации (пожаротушения), системы оповещения людей при пожаре); исполнительная документация по монтажу огне- задерживающих клапанов в системах общеобменной вентиляции; исполнительная документация по вьшолнению огнезащитных воздуховодов системы общеобменной вентиляции; сертификаты пожарной безопасности на установленное противопожарное оборудование (включая импортного производства): строительные конструкции и материалы, автоматическая система пожаротушения, автоматическая пожарная сигнализация, дымоудаление, противопожарные двери (ворота), окна, огнезадерживающие клапаны, противопожарные муфты, система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в ООО "УК Жилищный стандарт" отсутствуют, поскольку вышеуказанные требования предъявляются для зданий высотой более 28 метров, и не могут быть восстановлены, все спорные МКД ниже 28 метров.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 указанная жалоба принята и назначена к рассмотрению на 15.02.2022.
10.02.2022 ООО "УК "Дом с Добром" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "УК "Жилищный стандарт" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, дал пояснения, ответил на вопросы суда.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, дал пояснения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 июня 2021 года протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Тюмень, ул. Котовского, д.52 "Б" (л.д.58), принято решение о расторжении договора управления МКД с ООО УК "Жилищный стандарт" и о выборе ООО УК "Дом с добром" в качестве управляющей организации.
09.08.2021 года истец направил ответчику письмо N 154/21 (л.д.21) о передаче документации в том числе и в отношении дома N 52 "Б" по ул Котовского.
Ответчик ранее управлял указанным МКД с 20 августа 2012 года на основании Протокола N 011/12 общего собрания собственников помещений по ул. Котовского, д.52 "Б" (л.д.84)
Ответчик по акту приема передачи от 04.08.2021 года передал (л.д.152) истцу следующие документы в отношении дома N 52 "Б" по ул. Котовского:
- копия технического паспорта жилого дома
- поэтажный план 1-5 этажей, подвала, план участка
- рабочий проект "Узел учета холодного водоснабжения" Шифр 2-20-06-14ХВС
- протокол N 75 (копия) измерения сопротивления изоляции эл.уст.
- рабочая документация (реконструкции кровли) 09-ПР/13-9-П-ТЗ
- рабочая документация (реконструкции кровли) 09-ПР/13-9-П-СМ
- акт весеннего осмотра, апрель 2021
- паспорт на преобразователь давления тип MBS 1700 с/н 29622343
- паспорт на преобразователь давления тип MBS 1700 с/н 32917343
- свидетельство о поверке N С-2263.005/Т-2020
- свидетельство о поверке N С-2263.007/Т-2020
- свидетельство о поверке N С-2263.010/Т-2020
- паспорт на преобразователь давления N N 1717002, 1717098
- приказ о подтверждении адреса N 08-33766 от 01.10.2008 года
- однолинейная схема электроснабжения
- план благоустройства.
Иных документов не передавалось.
25.06.2021 протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, д.54 (л.д.67), принято решение о расторжении договора управления МКД с ООО УК "Жилищный стандарт" и о выборе ООО УК "Дом с добром" в качестве управляющей организации.
09.08.2021 года истец направил ответчику письмо N 154/21 (л.д.21) о передаче документации, в том числе и в отношении дома N 54 по ул. Холодильной.
Ответчик ранее управлял указанным МКД с 30 мая 2013 года на основании Протокола N 097/13 общего собрания собственников помещений по ул. Холодильной, д.54 (л.д.101)
Ответчик по акту приема передачи от 04.08.2021 года передал (л.д.153) истцу следующие документы в отношении дома N 54 по ул. Холодильной:
- копия технического паспорта жилого дома
- поэтажный план 1-9 этажей, подвала
- Рабочий проект "Узел учета холодного водоснабжения" Шифр 2-310-08-13ХВС
- Рабочий проект "Узел учета тепловой энергии" Шифр 3408-04-13ТЭ
- акт приема передачи документации по кап.ремонту (лифты) от 31.10.2018 года КС-2
- рабочая документация (лифты) шифр Л-35-17
- однолинейная схема электроснабжения
- акт весеннего осмотра, апрель 2021
- паспорт на преобразователь давления тип MBS 1700 с/н 92014332
- паспорт на преобразователь давления тип MBS 1700 с/н 91983332
- свидетельство о поверке N С-01204.20/Т-2018
- свидетельство о поверке N С-00882.1/Т-2018
- свидетельство о поверке N С-020886.8/Т-2018
- свидетельство о поверке N С-2263.017/Т-2020
- свидетельство о поверке N С-2263.020/Т-2020
- свидетельство о поверке N С-2263.004/Т-2020
- свидетельство о поверке N С-2263.006/Т-2020
- паспорт на расходомер - счетчик зав.N 1239657
- паспорт на расходомер - счетчик зав.N 1244157
- паспорт на расходомер - счетчик зав.N 1241967
- паспорт на расходомер - счетчик зав.N 1228694
- паспорт на термопреобразователь сопротивления N N 11502,1184560
- паспорт на термовычислитель N 1202073
- паспорт лифта N 241943 1п.
- паспорт лифта N 241945 1п
- паспорт лифта N 241944 3п
Иных документов не передавалось.
21.06.2021 протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Тюмень, ул. Киевская, д.64 (л.д.70), принято решение о расторжении договора управления МКД с ООО УК "Жилищный стандарт" и о выборе ООО УК "Дом с добром" в качестве управляющей организации.
31.08.2021 года истец направил ответчику письмо N 175/21 (л.д.25) о передаче документации в том числе и в отношении дома N64 по ул. Киевской.
Ответчик ранее управлял указанным МКД с 28.11.2012 на основании Протокола N 049/12 общего собрания собственников помещений по ул. Киевской, д.64 (л.д.119)
Ответчик по акту приема передачи от 02.09.2021 года передал (л.д.154) истцу следующие документы в отношении дома N 64 по ул. Киевской:
- технический паспорта жилого дома
- поэтажный план 1-5 этажей, подвала
- заключение по газовому оборудованию N 7449
- Протокол N 67
- исполнительная документация (подвал) по капитальному ремонту
- однолинейная схема электроснабжения
- акт весеннего осмотра, апрель 2021
- свидетельство о поверке N С-1014.1/Т-2019
- свидетельство о поверке N С-1014.17/Т-2019
- свидетельство о поверке N С-1014.24/Т-2019
- свидетельство о поверке N С-1014.28/Т-2019
Иных документов не передавалось.
21.07.2021 протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, д.6 (л.д.72), принято решение о расторжении договора управления МКД с ООО УК "Жилищный стандарт" и о выборе ООО УК "Дом с добром" в качестве управляющей организации.
31.08.2021 года истец направил ответчику письмо N 175/21 (л.д.25) о передаче документации в том числе и в отношении дома N6 по ул. Энергетиков.
Ответчик ранее управлял указанным МКД с 26.03.2013 на основании Протокола N 087/13 общего собрания собственников помещений по ул. Энергетиков, д.6 (л.д.134).
Ответчик по акту приема передачи от 08.09.2021 года передал (л.д.155) истцу следующие документы в отношении дома N 6 по ул. Энергетиков:
- технический паспорта жилого дома
- поэтажный план 1-5 этаж
- рабочий проект "Узел учета холодного водоснабжения" Шифр 2-8-02-13 ХВС
- рабочий проект "Узел учета тепловой энергии" Шифр 76-2019-УУ
- заключение по газовому оборудованию N 7476
- исполнительная документация по ремонту крыши
- технический отчет испытание электроустановки
- акт весеннего осмотра, апрель 2021
- паспорт на преобразователь давления тип MBS 1700 с/н 00882342
- паспорт на преобразователь давления тип MBS 1700 с/н 00883342
- паспорт на расходомер - счетчик зав.N 1721591
- паспорт на расходомер - счетчик зав.N 11249101
- паспорт на адаптер сигналов N 1207498
- паспорт на теплосчетчик - регистратор N 1207219
- паспорт на термопреобразователь сопротивления N 1917893, 1917861
- паспорт на термопреобразователь сопротивления N 1029180, 1136035
- паспорт на термовычислитель N 1207219
Иных документов не передавалось.
Истец указывая на то, что ему не передана вся техническая документации на многоквартирные дома: N 52 "Б" по ул. Котовского, N 54 по ул. Холодильной, N 64 по ул. Киевской, N 6 по ул. Энергетиков, обратился к ответчику с претензией, которая осталась без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "УК "Дом с Добром" в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований в части обязания ответчика передать истцу испрашиваемую документацию, явилось причиной подачи ООО "УК "Жилищный стандарт" апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в обжалуемой части.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ МКД может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
В силу части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (часть 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления МКД, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Если иное не установлено договором управления МКД, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе (часть 11 статьи 162 ЖК РФ).
Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определен разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Прием, ведение, хранение, актуализация и восстановление (при необходимости) технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпунктом "а" пункта 4 Правил N 416 прямо отнесены к стандартам управления МКД.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 416 техническая документация на МКД и иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе (комплекте), предусмотренном Правилами N 491.
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на МКД, а в пункте 26 поименованы иные связанные с управлением МКД документы. Техническая документация на МКД включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации МКД по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 24 Правил N 491).
В состав иных документов, связанных с управлением МКД, как это предусмотрено пунктом 26 Правил N 491, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) МКД (при наличии); д(1)) реестр собственников помещений в МКД, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в МКД; д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД; е) иные связанные с управлением МКД документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Состав технической документации, в том числе документации длительного хранения, и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведены в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда N170).
Принимая во внимание совокупность обязанностей, возложенных на управляющую организацию, при рассмотрении судами настоящего дела следовало исходить из презумпции наличия у лица, осуществлявшего в течение определенного времени управление МКД, всей предусмотренной действующим законодательством документации, связанной с управлением таким МКД и подлежащей передаче при смене управляющей организации.
Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем исполнении обязательства по управлению МКД управляющей организацией. При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление предыдущей управляющей организацией ежегодно собственникам помещений в МКД отчетов о выполнении договора управления за предыдущий год, предусмотренных частью 11 статьи 162 ЖК РФ, не свидетельствует об исполнении предыдущей управляющей организацией обязанности, установленной частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности; в этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в пунктах 22, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, может сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче определенного документа или оборудования, связанных с управлением МКД, и отказать в удовлетворении иска в данной части.
По общему правилу, именно на ответчике как на предыдущей управляющей организации, лежит бремя доказывания объективной невозможности исполнения законодательно установленной обязанности по передаче испрашиваемых истцом документов, в том числе по причине их фактического отсутствия.
Из вышеизложенного следует, что обязанность предшествующей управляющей организации передать вновь избранной управляющей организации МКД документы, связанные с управлением таким жилым домом и управлением им вытекает из норм закона и не обусловлена возможностью вновь избранной управляющей организации МКД исполнять обязательства, принятые по договорам управления.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Нормы действующего законодательства, регулирующие отношения, связанные с прекращением деятельности по управлению МКД и передачей технической документации вновь выбранному лицу, приступающему к управлению МКД, устанавливают обязательные требования к составу документов, которые подлежат передаче новой управляющей организации; между тем указанные требования не исполнены ООО "УК "Жилищный стандарт" в полном объеме.
Так, истец указывает на необходимость передать следующую документации:
- документы (акты) о приемке результатов работ;
- исполнительные чертежи контуров заземления,
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт за последние 3 года;
- акты технических осмотров за 2019-2020 год;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей за 2019-2021 г.;
- протоколы измерения вентиляции.
Согласно подпунктов б, в пункта 24 Правил N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра.
В соответствии с пунктами 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170, в состав технической документации длительного хранения в том числе входит: исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
В соответствии с пунктами 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170 в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Указанная выше документация должна сопровождать собственную хозяйственную деятельность управляющей компании по управлению МКД.
Ответчик, осуществляя функций по управлению МКД, действуя разумно и добросовестно, должен был располагать всей необходимой документацией, предусмотренной действующим законодательством в качестве необходимой для управления МКД.
Доказательств передачи данной документации материалы дела не содержат, соответственно требование истца в данной части является обоснованным.
- инструкции по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 24 Правил N 491 указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 25 Правил N 491 застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.
Пунктом 6 постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что действие подпункта "г" пункта 24 и пункта 25 Правил N 491, распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 г.
При этом, согласно техническим паспортам многоквартирных домов, дом 52 Б по ул. Котовского- 1973 года постройки; дом 54 по ул. Холодильной - 1973 года постройки; дом 64 по ул. Киевской - 1963 года постройки; дом 6 по ул. Энергетиков-1966 года постройки.
Таким образом, с учетом периода ввода в эксплуатацию указанных домов, истребуемая истцом инструкция по эксплуатации многоквартирного дома, не входит в состав технической документации многоквартирных домом: дом 52 Б по ул. Котовского; дом 54 по ул. Холодильной; дом 64 по ул. Киевской; дом 6 по ул. Энергетиков, и соответственно не подлежит передаче ответчиком истцу. Иного истцом не доказано.
В связи с указанным, требование истца в части передачи инструкция по эксплуатации многоквартирного дома является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
- копии кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка;
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута).
Согласно пункту 26 Правил N 491, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка;
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута).
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы.
Ответчик, осуществляя функций по управлению МКД, действуя разумно и добросовестно, должен был располагать всей необходимой документацией, предусмотренной действующим законодательством в качестве необходимой для управления МКД. Суд апелляционной инстанции не усматривает препятствий для ответчика в получении необходимых документов в целях последующей передачи истцу(если таковые не были получены в период осуществления деятельности по управлению МКД).
Доказательств передачи данной документации материалы дела не содержат, соответственно требование истца в данной части является обоснованным.
- теплоэнергетический паспорт жилых и общественных зданий (результаты тепловизионного обследования наружных ограждающих конструкций для подтверждения соответствия показателей энергосбережения и энергетической эффективности здания по теплотехническим и энергетическим критериям) в соответствии с п.6.2.1. ТСН 23-313-2000.
Территориальные строительные нормы области "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий" были утверждены постановлением Губернатора Тюменской области от 18.09.2000 N 216. Данное постановление утратило силу на основании постановления Губернатора Тюменской области от 02.12.2014 N 129.
Какого-либо иного нормативного обоснования заявленного требования истцом не представлено. В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что на заявленных требованиях в данной части не настаивает.
Требование о передаче документации на основании утратившего силу нормативно-правового акта является неправомерным, соответственно удовлетворению не подлежит.
- санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам химического и бактериологического исследования воды хозяйственно-питьевого водоснабжения из водомерного узла и стояков холодного и горячего водоснабжения за 2019-2021.
Наличие указанного заключение было предусмотрено пунктом 4.16 СанПиН 2.1.7.1287-03, введенного в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 53.
Данные нормы утратили силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, в связи с введением в действие СанПиН 2.1.3684-21
В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", в случае заключения прямого договора при предоставлении собственникам помещений в многоквартирном доме некачественных коммунальных услуг лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, выступает "единым окном" для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и обязано отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций, тогда как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций (пункт 6).
Согласно пункту 2.4.5 Методических рекомендаций "МР 2.1.4.0176-20 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.04.2020, при проведении проверок и расследований в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, жилищно-эксплуатационной (управляющей) организации, имеющих на балансе внутридомовые (внутренние) системы водоснабжения, отбор проб проводится на вводе в здание (место разграничения балансовой ответственности) и непосредственно в распределительной сети объекта (жилого дома). В случае отсутствия возможности отбора проб в общедомовых помещениях отбор проб воды осуществляется в жилом помещении по предварительной договоренности жилищно-эксплуатационной (управляющей) организации с собственником жилого помещения.
Таким образом, на управляющую компанию возложена обязанность по надлежащему содержанию внутридомовых инженерных коммуникаций, оказание содействия при проведении проверок и расследований, но не возложена прямая обязанность по проведению химического и бактериологического исследования воды хозяйственно-питьевого водоснабжения из водомерного узла и стояков холодного и горячего водоснабжения, соответственно наличие санитарно-эпидемиологического заключения(ий) по результатам химического и бактериологического исследования воды не является обязательном документом, наличие которого у управляющей компании предполагается, поэтому требование о передаче санитарно-эпидемиологического заключения по результатам данных исследований является неправомерным, удовлетворению не подлежит.
- паспорта на системы вентиляции с заключением о соответствии воздухообмена в помещениях проектным решениям (заверенные подписью и печатью организации, которая выполняла наладку систем вентиляции) в комплексе с разделом "ОВ".
В соответствии с пунктом 8.3.1 СП 73.13330.2016. Свод правил. Внутренние санитарно-технические системы зданий. СНиП 3.05.01-85, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.09.2016 N 689/пр, перед сдачей в эксплуатацию систем вентиляции и кондиционирования воздуха, после передачи монтажной организацией работ (оформляют актом) наладочная организация проводит индивидуальную и (или) комплексную наладку систем. При регулировке систем на проектные расходы воздуха следует выполнить:
- проверку соответствия фактического исполнения систем вентиляции и кондиционирования воздуха исполнительной документации и требованиям настоящего раздела;
- проверку соответствия фактических характеристик техническим данным, в том числе: расход воздуха и полное давление, частота вращения, потребляемая мощность и т.д.;
- проверку равномерности прогрева (охлаждения) теплообменных аппаратов, при этом прогрев (охлаждение) проверяется тактильным способом (на ощупь) либо с применением накладных термометров или пирометров с любой погрешностью, а также проверку отсутствия выноса влаги через каплеуловители камер орошения или воздухоохладителей;
- определение расхода и сопротивления пылеулавливающих устройств;
- проверку действия вытяжных устройств естественной вентиляции;
- испытание и регулировку вентиляционной сети систем в целях достижения проектных показателей по расходу воздуха в воздуховодах, местных отсосах, по воздухообмену в помещениях и определение в системах подсосов или потерь воздуха.
На каждую систему вентиляции и кондиционирования воздуха оформляют паспорт в двух экземплярах по форме приложения Е.
Данный Свод правил введен в действия 30.09.2016 года, между тем многоквартирные дома более ранней даты постройки, а именно: дом 52 Б по ул. Котовского- 1973 года постройки; дом 54 по ул. Холодильной -1973 года постройки; дом 64 по ул. Киевской - 1963 года постройки; дом 6 по ул. Энергетиков- 1966 года постройки.
Как указывает ответчик, паспорта на системы вентиляции с заключением о соответствии проектным решениям - отсутствуют.
В свою очередь истец не представил нормативное обоснование, свидетельствующее о том, что данные паспорта должны быть составлены на каждый обслуживаемый управляющей компанией объект, независимо от года ввода в эксплуатацию, поэтому требование о передаче паспорта на системы вентиляции с заключением о соответствии воздухообмена в помещениях проектным решениям (заверенные подписью и печатью организации, которая выполняла наладку систем вентиляции) в комплексе с разделом "ОВ" является неправомерным, удовлетворению не подлежит.
- акты на установку заполнений проемов в противопожарных преградах (окна, двери, люки, ворота).
- сертификаты пожарной безопасности на материалы, примененные для отделки путей эвакуации.
- протоколы испытаний качества огнезащитной обработки конструкций.
- протокол испытания работоспособности систем дымоудаления.
- акты приемки, опробования автоматических систем противопожарной защиты (дымоудаления, подпора воздуха при пожаре, автоматической пожарной сигнализации (пожаротушения), системы оповещения людей о пожаре).
- исполнительная документация по монтажу огнезадерживающих клапанов в системах общеобменной вентиляции.
- исполнительная документация по выполнению огнезащиты воздуховодов систем общеобменной вентиляции.
- сертификаты пожарной безопасности на установленное противопожарное оборудование (включая импортного производства): строительные конструкции и материалы, автоматическая система пожаротушения, автоматическая пожарная сигнализация, дымоудаление, противопожарные двери (ворота), окна, огнезадерживающие клапана, противопожарные муфты, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Как следует из пункта 10 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В период до 25.06.2021 обязанность по содержанию общего имущества многоквартирных домов: 52 Б по ул. Котовского; дом 54 по ул. Холодильной; дом 64 по ул. Киевской; дом 6 по ул. Энергетиков, была возложена на ООО "УК "Жилищный стандарт". При этом содержание имущество должно было осуществляться в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Соответственно ООО "УК "Жилищный стандарт" должна была принимать меры по обеспечению и контролю обеспечения пожарной безопасности в данных домах.
Между тем, из представленных в материалы дела актов приема передачи документации не следует, что ООО "УК "Жилищный стандарт" передавало ООО "УК "Дом с Добром" какие-либо документы, касающиеся принятия мер по обеспечению пожарной безопасности в многоквартирных домах. В силу чего, требование истца в данной части является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
- акты об оказании услуг и выполнении работ в отношении общего имущества многоквартирного дома в объеме минимального перечня услуг и работ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, за 2019 и 2020,2021год;
- санитарно-эпидемиологические заключения на применяемые строительные и отделочные материалы, а также материалы, из которых выполнено оборудование, контактирующее с водой питьевого качества;
- акт проверки каналов естественной вентиляции на эффект;
- акты на скрытые работы по выполнению мероприятий, предусмотренных проектными решениями (по шумо-, вибро изоляции, монтажу систем вентиляции и др.);
- санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам радиационного контроля помещений и прилегающей территории после завершения работ по строительству здания и выполнения работ по благоустройству территории.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что указанная выше документация должна сопровождать собственную хозяйственную деятельность управляющей компании по управлению МКД.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что за время осуществления управления МКД: 52 Б по ул. Котовского; дом 54 по ул. Холодильной; дом 64 по ул. Киевской; дом 6 по ул. Энергетиков (период около восьми лет) ООО "УК "Жилищный стандарт" вообще не проводило никаких подрядных работ на указанных домах (капитальных либо текущих). Между тем, учитывая даты построек обслуживаемых управляющей компанией домов, деятельность ООО "УК "Жилищный стандарт" не могла не включать выполнение подрядных работ (ремонтные работы, замена систем отопления, водоснабжения и проч.), при этом производство подобного рода работ должно сопровождаться оформлением соответствующей документации (акты скрытых работ, акты проверок, получение заключений и т.п.), которая не была передана обществу "УК "Дом с Добром".
Ответчик, осуществляя функций по управлению МКД, действуя разумно и добросовестно, должен был располагать всей необходимой документацией, предусмотренной действующим законодательством в качестве необходимой для управления МКД.
При этом следует отметить законодательно установленную презумпцию наличия в рассматриваемом случае у ответчика, исполнявшего до истца функции управляющей компании в отношении спорного многоквартирного дома, истребуемых документов. Бремя доказывания того обстоятельства, что соответствующая документация изначально не передавалась от организации, осуществлявшей управление названным домом до ответчика, возлагается на него. Само по себе отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В таком случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Вместе с тем ООО "УК "Жилищный стандарт" в нарушение положений статьи 65 АПК РФ доказательств того, что им принимались меры для получения всего объема технической документации, необходимой для управления спорными МКД, а также доказательств восстановления истребуемой документации или невозможности ее восстановления, не представило.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание невозможность эксплуатации МКД без технической и иной документации, в отсутствие доказательств ее передачи истцу в полном объеме, апелляционный суд полагает требования истца о передаче указанной выше документации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод подателя жалобы о том, что при уточнении исковых требований истец одновременно изменил основания и предмет иска, что является не допустимым, апелляционным судом отклоняется в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", в силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска. Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
В рассматриваемом случае заявленное истцом уточнение исковых требований не является одновременным изменением предмета и основания иска (истец действительно уточнил перечень подлежащей передаче документации и порядок ее передачи), принятие судом данного уточнения не свидетельствует о нарушении норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 по настоящему делу подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, подлежит изменению, путем исключения из перечня документов, подлежащих передаче обществом с ограниченной ответственностью УК "Жилищный стандарт" обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом с Добром": инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства; теплоэнергетический паспорт жилых и общественных зданий (результаты тепловизионного обследования наружных ограждающих конструкций для подтверждения соответствия показателей энергосбережения и энергетической эффективности здания по теплотехническим и энергетическим критериям) в соответствии с п.6.2.1. ТСН 23-313-2000; санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам химического и бактериологического исследования воды хозяйственно-питьевого водоснабжения из водомерного узла и стояков холодного и горячего водоснабжения за 2019-2021; паспорта на системы вентиляции с заключением о соответствии воздухообмена в помещениях проектным решениям (заверенные подписью и печатью организации, которая выполняла наладку систем вентиляции) в комплексе с разделом "ОВ".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15789/2021) общества с ограниченной ответственностью УК "Жилищный стандарт" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 по делу N А70-18106/2021 изменить, исключив из перечня документов подлежащих передаче обществом с ограниченной ответственностью УК "Жилищный стандарт" обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом с Добром":
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- теплоэнергетический паспорт жилых и общественных зданий (результаты тепловизионного обследования наружных ограждающих конструкций для подтверждения соответствия показателей энергосбережения и энергетической эффективности здания по теплотехническим и энергетическим критериям) в соответствии с п.6.2.1. ТСН 23-313-2000;
- санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам химического и бактериологического исследования воды хозяйственно-питьевого водоснабжения из водомерного узла и стояков холодного и горячего водоснабжения за 2019-2021;
- паспорта на системы вентиляции с заключением о соответствии воздухообмена в помещениях проектным решениям (заверенные подписью и печатью организации, которая выполняла наладку систем вентиляции) в комплексе с разделом "ОВ".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
С.А. Бодункова |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18106/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Дом с добром", ООО пр-ль "УК "Дом с добром" Букреев А.Э.
Ответчик: ООО "УК Жилищный стандарт"
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2099/2022
27.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4402/2022
22.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15789/2021
18.11.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18106/2021