г. Челябинск |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А47-7122/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.11.2021 по делу N А47-7122/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Веселовское" (далее - заявитель, страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному учреждению - Оренбургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным и отмене уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в отношении ООО "Веселовское" от 15.04.2021 об установлении тарифа 7,40%; установлении размера страхового тарифа на 2021 год в отношении ООО "Веселовское" с учетом вида деятельности 06.10.1 - Добыча сырой нефти, в размере 0,5%; обязании ответчика произвести перерасчет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с применением страхового тарифа 0,5% и перечислить излишне уплаченные денежные средства на расчетный счет ООО "Веселовское"; взыскании в пользу заявителя расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.11.2021 требования общества удовлетворены: уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в отношении ООО "Веселовское" от 15.04.2021 признано незаконным; возложена обязанность на Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 29.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что согласно пункту 4 Пояснительной записки к отчету по геологическому изучению недр и по воспроизводству минерально-сырьевой базы за 2020 год ООО "Веселовское", общество на Никифоровском месторождении осуществляло деятельность включающую в себя, как добычу нефти, так и добычу попутного газа (добыла в нефти - 5,617 тыс.т., попутного газа -0,646 млн.куб.м.), то есть деятельность, предусмотренную ОКВЭД 06.10. Именно совокупность добычи нефти и попутного газа, а не просто нефти не позволяет деятельность, осуществляемую ООО "Веселовское" в 2020 году отнести к виду деятельности, предусмотренной ОКВЭД 06.10.1 (добыча нефти), поскольку это прямо противоречит расшифровке видов деятельности по ОКВЭД предусмотренной Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014.
ООО "Веселовское" после получения уведомления Фонда от 15.04.2021 и отказа в изменении страхового тарифа, 25.05.2021 были внесены изменения в ЕГРЮЛ под N 2215600115388 и вид деятельности с кодом по ОКВЭД 06.10 "Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа" был исключен из ЕГРЮЛ, а вместо него добавлен и сделан основным видом деятельности с кодом ОКВЭД 06.10.1 "Добыча сырой нефти". Кроме того, 25.05.2021 ООО "Веселовское" добавлены виды деятельности с кодами ОКВЭД 06.10.3 "Добыча нефтяного (попутного) газа" и 46.71.3 "Торговля оптовая нефтью". Обществом, по мнению Фонда, внесены изменения в ЕГРЮЛ с целью занижения суммы страховых взносов на обязательнее социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисляемых в Фонд социального страхования.
Действующим законодательством, по мнению Фонда, не предоставлено право страхователю на пересмотр установленного страхового тарифа. Подтверждение основного вида экономической деятельности носит заявительный характер и ответственность за правильность его определения при подаче заявления несет страхователь. Возможность изменения размера страхового тарифа, установленного страхователю, в течение календарного года, внесение уточнений и корректировок в представленные страховщику документы, ни Правилами, ни Порядком не предусмотрена. В связи с тем, что страхователю установлен размер страхового тарифа 7,4%, который подлежит применению в течение 2021 года, правовых оснований для перерасчета страховых взносов с применением размера страхового тарифа 0,5% не имеется.
В адрес суда от ООО "Веселовское" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанный отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Веселовское" (ОГРН:1065603036927, дата присвоения ОГРН: 02.10.2006, ИНН: 5603017980) зарегистрировано с 04.10.2006 в региональном отделении Фонда социального страхования в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регистрационный номер 5603017980.
Страхователем 13.04.2021 представлено заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, в котором общество указало, в 2020 году основным видом экономической деятельности общества являлось - 06.10 "Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа".
К заявлению приложена справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, согласно которой доля доходов и поступлений от осуществляемого вида экономической деятельности 06.10 "Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа" в 2020 году составил 67,16%, по 46.71.3 "Торговля оптовая сырой нефтью" - 32,84%.
На основании данных документов государственным учреждением - Оренбургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации выдано Уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях от 15.04.2021, которым страхователю в соответствии с заявленным основным видом экономической деятельности 06.10 "Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа" определен 30 класс профессионального риска и установлен страховой тариф в размере 7,4%.
Общество в письме исх. N 27/04-1 от 27.04.2021 обратилось в Отделение с просьбой исправить техническую ошибку, допущенную страхователем при представлении документов, и установить размер страхового тарифа, соответствующий основному виду экономической деятельности - 06.10.1 "Добыча сырой нефти".
В ответ на письмо исх. N 27/04-1 от 27.04.2021 заинтересованное лицо направило страхователю уведомление N 15-24/5615-22122 от 06.05.2021, в котором отказало обществу в пересмотре размера страхового тарифа, указав, что изменение страхователем в течение текущего календарного года экономической деятельности не влечет изменение страхового тарифа, установленного на год в отношении такого страхователя.
Полагая, что уведомление от 15.04.2021 вынесено заинтересованным лицом без учета вида экономической деятельности, фактически осуществляемого заявителем, не является экономически обоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, ООО "Веселовское" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ в обязанности страхователя входит, в том числе правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ).
Согласно статье 22 указанного Федерального закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (п. 1). Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 3).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее также - Правила).
На основании пунктов 8 и 9 означенных Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 11 Правил установлено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
Согласно п. 2 Порядка N 55, основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Пунктом 3 означенного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 713, пунктом 5 Порядка N 55, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, учитывая изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10 правовую позицию, пункт 9 Правил должен применяться с учетом положений п. 8 Правил и п. 5 Порядка, поскольку вид фактически осуществляемой страхователем деятельности подлежит определению с учетом основного вида деятельности, фактически осуществляемого страхователем.
В рассматриваемом случае страхователем первоначально представлены заявление в установленной форме, а также справка-подтверждение, в которых указано, что обществом за 2020 года осуществлялся основной вид экономической деятельности - 06.10 "Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа".
После вынесения Фондом оспариваемого Уведомления от 15.04.2021 общество повторно обратилось с заявлением, сообщив, что основной вид экономической деятельности, указанный в заявлении от 13.04.2021, является технической ошибкой, и просило установить размер страхового тарифа, соответствующий основному виду экономической деятельности - 06.10.1 "Добыча сырой нефти".
При этом Фонд данные доводы страхователя отклонил, указав, что изменение страхователем в течение текущего календарного года экономической деятельности не влечет изменение страхового тарифа, установленного на год в отношении такого страхователя
Между тем, фондом не учтено следующее.
Апелляционный суд отмечает, что законодательством о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не урегулирован вопрос о пересмотре основного вида экономической деятельности в случае, когда страхователем допущена ошибка в документах, представленных для подтверждения страхового тарифа.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Установление правильного страхового тарифа является необходимым условием в целях обеспечения прав застрахованных лиц.
В Определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по делу N А45-16531/2017 Верховный Суд Российской Федерации указывает, что страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности. Вместе с тем, Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
В пункте 3 Порядка идет речь о документах для подтверждения основного вида экономической деятельности для целей определения страхового тарифа.
Следовательно, и в рассматриваемом в рамках данного дела случае фонд должен был оценить повторно представленные обществом документы. Доказательств, подтверждающих, что представленные обществом документы являются недостоверными, основным видом экономической деятельности общества является другой вид деятельности, заинтересованным лицом не представлено.
При этом суд апелляционной инстанции считает возможным отметить, что из материалов рассматриваемого дела не следует, что общество злоупотребляет правом.
Апелляционный суд полагает, что указание обществом неверного кода по ОКВЭД является технической ошибкой.
Следовательно, несостоятельны доводы фонда о том, что действующим законодательством не предусмотрено изменение страхового тарифа в случае предоставления страхователем уточненных документов в течение года.
Доказательства относительно фактического основного вида деятельность представлены в фонд обществом после обнаружения технической ошибки.
Таким образом, Фонд безосновательно определил вид экономической деятельности общества по наиболее высокому классу профессионального риска, поскольку до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь относится к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному им в предыдущем финансовом году.
При этом уведомление Фонда от 15.04.2021 о присвоении обществу вида деятельности - 06.10 "Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа" и определении 30 класса профессионального риска и соответствующего ему тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 7,40% не соответствует положениям Федерального закона N 125-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на заявителя обязанность по начислению и перечислению страховщику страховых взносов, исходя из неправомерно установленного Фондом страхового тарифа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований общества.
Довод Фонда о внесении обществом в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в части указания основного вида экономической деятельности после получения оспариваемого уведомления судом отклоняется, поскольку внесение изменений не освобождает Фонд от обязанности проверить сведения, представленные страхователем.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.11.2021 по делу N А47-7122/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7122/2021
Истец: ООО "Веселовское"
Ответчик: ГУ ОРЕНБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд