город Воронеж |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А35-8167/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя Барояна Карена Нориковича: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 16.12.2021 по делу N А35-8167/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) к индивидуальному предпринимателю Барояну Карену Нориковичу о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль, сентябрь 2020 года в размере 5500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Барояна Карена Нориковича (далее - ИП Бароян К.Н., Предприниматель, страхователь) финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль, сентябрь 2020 года в размере 5 500 руб.
Определением от 29.09.2021 заявление принято Арбитражным судом Курской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства за номером А35-8167/2021. Определением от 13.10.2021 суд облпсти перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.12.2021 произведена замена государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) на Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области (далее - Отделение Пенсионного фонда, Фонд, уполномоченный орган), в удовлетворении заявленных требований полностью отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Отделение Пенсионного фонда ссылается на положения пункта 40 Инструкции, утвержденной 22.04.2020 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", предусматривающего применение финансовых санкций к страхователю в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек. В рассматриваемом случае имело место несвоевременное первичное представление сведений по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в своевременно представленной исходной форме СЗВ-М за февраль 2020 года и сентябрь 2020 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 13.03.2020 ИП Бароян К.Н. в управление Пенсионного фонда были представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении 10 застрахованного лица за февраль 2020 года и сведении по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года с указанием нулевых сведений.
22.01.2021 ИП Бароян К.Н. представил в управление Пенсионного фонда дополняющую форму сведений по форме СЗВ-М за февраль 2020 года еще на 1 застрахованное лицо, которого не было в исходной форме.
Также 22.01.2021 Предприниматель представил дополняющую форму сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года еще на 10 застрахованных лиц, которых не было в исходной форме.
Управлением Пенсионного фонда проведены проверки с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за февраль и сентябрь 2020 года, по итогам которых составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.01.2021 N N 056S18210000455 и 056S18210000456.
Решением от 11.03.2021 N 056S19210001276 ИП Бароян К.Н. привлечен к ответственности в виде финансовой санкции на сумму 500 руб. в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон о персонифицированном учете, Закон N27-ФЗ) за февраль 2020 года.
Решением от 11.03.2021 N 056S19210001277 страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ на сумму 5 000 руб. за сентябрь 2020 года.
Основанием для привлечения общества к ответственности в обоих случаях послужил вывод фонда о несвоевременном предоставлении отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, за сентябрь 2020 года - в отношении 10 застрахованных лиц.
20.04.2021 в адрес Предпринимателя направлены требования N N 056S01210001634, 056S01210001635 от 14.04.2021 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 19.05.2021.
Неисполнение ИП Бароян К.Н. указанных требований в добровольном порядке явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Курской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
20.08.2021 арбитражный суд по делу N А35-7314/2021 отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Указанное обстоятельство в совокупности с отсутствием добровольной уплаты финансовой санкции послужило основанием для обращения управления Пенсионного фонда с рассмотренным заявлением в арбитражный суд.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к заявителю ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку страхователем было реализовано право на исправление представленных сведений.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
При этом в статьях 15 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, 15 законодатель не установил срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, до их обнаружения органом Пенсионного фонда, и представить в орган Пенсионного фонда достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как следует из материалов дела, в период представления заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль и сентябрь 2020 г. действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 38 Инструкции N 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В Определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетности.
Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете), в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либо самостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленном органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлении соответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, заявителем в Управление Пенсионного фонда были своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды февраль 2020 года и сентябрь 2020 года, тип формы "исходная".
Указанные формы СЗВ-М (исходная) за февраль 2020 года и сентябрь 2020 года были приняты органом Пенсионного фонда без замечаний.
Доказательств направления в адрес страхователя уведомлений об устранении ошибок и несоответствий, материалами дела не подтверждено.
ИП Бароян К.Н., самостоятельно обнаружив несоответствия (неполноту) в представленных сведениях, направил в адрес пенсионного органа дополняющие формы отчета СЗВ-М за февраль 2020 года и сентябрь 2020 года, указав сведения о застрахованных лицах, что подтверждается извещениями о доставке (л.д. 15, 25) и не оспариваются отделением.
При этом, тот факт, что исходная форма сведений СЗВ-М за сентябрь 2020 года содержала нулевые показатели, не является основанием для взыскания финансовых санкций, поскольку в последующем страхователь представил дополняющую форму отчета за указанный период с указанием необходимых сведений о застрахованных лицах. Пенсионным фондом также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что страхователем - ИП Бароян К.Н. совершены умышленные действия, направленные на занижение базы для исчисления страховых взносов и неуплату страховых взносов.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что допущенные предпринимателем несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М за февраль 2020 года и сентябрь 2020 года были самостоятельно устранены страхователем до выявления указанных нарушений Управлением Пенсионного фонда (то есть до составления актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования), что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за февраль 2020 года и сентябрь 2020 года, предприниматель реализовал свое право на исправление представленных сведений за эти периоды, которые ранее не представлялись.
Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок, не соответствует понятию юридической ответственности, которая представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018.
Целью назначения наказания за нарушение требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете является предупреждение совершения новых правонарушений (как самим правонарушителем, так и другими лицами), а также обеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, используемых для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Одновременно установленный Инструкцией на основании статьи 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ порядок осуществления контроля за достоверностью представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, в части исправления ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях путем их уточнения и дополнения представляет собой иной механизм достижения соответствующих целей, эффективность которого обеспечивается, в том числе, возможностью неприменения финансовых санкций при представлении страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений либо самостоятельно, либо в установленный в уведомлении контролирующего органа срок.
Доводы Управления Пенсионного фонда о том, что поскольку дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период, то вышеназванное обстоятельство в силу положений п. 40 Инструкции является основанием для применения к страхователю финансовых санкций, отклоняются апелляционной инстанцией.
Прежде всего, апелляционный суд исходит из того, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Положения п. 40 Инструкции не могут лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались, что свидетельствует о его добросовестном поведении.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц, на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации в своих судебных актах.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения предпринимателя к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за нарушение срока предоставления сведений за февраль 2020 года и сентябрь 2020 года путем представления формы СЗВ-М с типом "дополняющая", у Управления Пенсионного фонда не имелось.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с государственного учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 16.12.2021 по делу N А35-8167/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8167/2021
Истец: УПФР в г. Курске Курской области (межрайонное)
Ответчик: ИП Бароян Карен Норикович
Третье лицо: ГУ Отделение Пенсионного фонда по Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд