г. Москва |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А41-81210/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2021 по делу N А41-81210/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Садоводческого некоммерческого товарищества "Родник" - Ларина И.О. по доверенности от 12.01.2022.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Родник" (далее - СНТ "Родник", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, ответчик), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, ответчик) с требованиями (с учетом уточнений) об установлении границ земельного участка СНТ "Родник", расположенного по адресу: Московская обл., г. Истра, д. Еремееево, с кадастровым номером 50:08:0040306:365, определив его площадь равной 30 987 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040306:357, определив его площадь равной 7607 кв. м, в соответствии с координатами поворотных точек границ земель общего пользования по варианту 1 установления границ (по фактическому использованию) землеустроительной экспертизы в системе координат МСК-50; исправлении реестровой ошибки в местоположении земельного участка гослефонда с кадастровым номером 50:00:0000000:25 по варианту установления границ землеустроительной экспертизы: исключить из ЕГРН сведения о местоположении поворотных точек границ земельного участка гослесфонда с кадастровым номером 50:00:0000000:25 согласно геоданным, приведенных в таблицах 8, 10, 12, 14; внести в ЕГРН сведения о местоположении поворотных точек границ земельного участка гослесфонда с кадастровым номером 50:00:0000000:25 согласно геоданным, приведенным в таблицах 9, 11, 13, 15, в соответствии с координатами, указанными в просительной части уточненного искового заявления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, третье лицо), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области (далее - кадастровая палата, третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 12.11.2021 исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился Рослесхоз и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Рослесхоз (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что границы земельного участка лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что суд ошибочно пришел к вывод о наличии реестровой ошибки.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товариществу на основании постановлений главы Администрации Истринского района Московской области от 04.08.1993 N 746-свз и от 19.10.1993 N 400 в коллективно-совместную собственность товарищества предоставлен земельный участок площадью 0,9 га и 40 200 кв. м, соответственно, выданы свидетельства о праве коллективно-совместной собственности на землю от 17.08.1993 N МО-8-01-38223 и от 04.11.1993 N МО-8-09 N 000903.
Также Солнечногорским лесокомбинатом 22.08.1989 для товарищества выделена территория гослесфонда под строительство подъездной дороги к садовым участкам площадью 2,0 га и площадка для размещения водонапорной башни площадью 0,09 га.
Истец в целях установления в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040306:357 и 50:08:0040306:365, находящихся в фактическом владении СНТ "Родник" и используемых им в качестве земель общего пользования, а также ссылаясь на наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 50:00:0000000:25, относящемся к землям лесного фонда, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Так, как следует из пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) также определено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу
Статьей 8 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) было предусмотрено, что земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (пункт 2).
Как подтверждается материалами дела и установлено судом, постановлениями главы Администрации Истринского района Московской области от 04.08.1993 N 746-свз и от 19.10.1993 N 400 товариществу в коллективно-совместную собственность предоставлены земельные участки площадью 0,9 га и 40 200 кв. м, соответственно, право товарищества зарегистрировано в установленном действовавшим законом порядке, что отражено в свидетельствах от 17.08.1993 N МО-8-01-38223 и от 04.11.1993 N МО-8-09 N 000903, выданных непосредственно товариществу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что вещное право товарищества на земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0040306:365 и 50:08:0040306:357 является ранее возникшим и подтвержденным.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления N 10/22, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
При этом иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (статья 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
По ходатайству истца определением от 29.04.2021 судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Василенкову Евгению Владимировичу.
На разрешение эксперта судом поставлены следующие вопросы:
1. Возможно ли установить на местности границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040306:357 и 50:08:0040306:365 в соответствии с правоустанавливающими документами, генпланом СНТ "Родник", материалами лесоустройства? Соответствует ли площадь фактического использования земельных участков СНТ "Родник" земельным участкам с кадастровыми номерами 50:08:0040306:357 и 50:08:0040306:365, отобразить графически. В случае положительного ответа на вопрос 1 указать, имеется ли пересечение, наложение и т.п. с иными земельными участками, указать их правообладателей. Указать графически и на схеме, в табличном варианте координаты пересечения, наложения.
2. При положительном ответе на вопрос 1 указать причины возникновения пересечений, наложений, площадь и границы наложений, является ли причиной пересечений, наложений реестровая ошибка. При наличии реестровой ошибки предложить варианты ее устранения, отобразить графически (в форме таблицы, с указанием исключаемых точек ЕГРН и точек, подлежащих внесению (с отображением координат, длин линий и дирекционных углов).
3. Установить площадь и границы земель общего пользования СНТ "Родник", установленных в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, с указанием их координат и площади.
Согласно экспертному заключению от 09.08.2021 фактически земли общего пользования товарищества на месте представлены дорогами общего пользования, территорией водозаборной скважины, территорией размещения водонапорной башни, группой сооружений на въезде в товарищество (въездная площадка, спортплощадка, мусоросборная площадка, КПП, шлагбаум). Вдоль границы товарищества проходит водоотводная канава. Частично вдоль границы товарищества сохранилось металлическое ограждение. При совмещении плана границ земельного участка общего пользования товарищества по фактическому пользованию с генпланами, экспертом сделан вывод, что существующая дорожная сеть генпланам соответствует.
Согласно выводам землеустроительной экспертизы имеется наложение кадастровых границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:00:0000000:25 на фактические границы земельного участка общего пользования товарищества, что свидетельствует о реестровой ошибке в местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:00:0000000:25. Причина реестровой ошибки заключается в том, что при постановке земель лесного фонда с кадастровым номером 50:00:0000000:25 не учтены фактические границы земель общего пользования СНТ "Родник", а также не учтена точность определения границ смежного земельного участка (земли общего пользования СНТ "Родник").
С учетом исправления реестровой ошибки экспертом предложено три варианта установления границ СНТ "Родник": по фактическому пользованию, по генеральному плану СНТ "Родник" и вариант, предусматривающий "компенсацию" территории лесного фонда, не включенной в генплан и занятой товариществом, за счет земель общего пользования товарищества.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является ненадлежащим доказательством, ответчиком не представлены.
Истцом уточнены заявленные требования в соответствии с выводами, изложенными в экспертном заключении от 09.08.2021.
Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
Довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода о наличии реестровой ошибки подлежит отклонению, поскольку противоречит выводам экспертизы. При этом Рослесхоз не приводит свидетельств недостоверности заключения судебной экспертизы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2021 по делу N А41-81210/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81210/2020
Истец: Садовое некоммерческое товарищество "Родник", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ " ФКП Росреестра " по МО
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14164/2022
25.10.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18941/2023
18.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14164/2022
22.02.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-521/2022
12.11.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-81210/20