г. Вологда |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А05-12666/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 декабря 2021 года по делу N А05-12666/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН 1022900532490, ИНН 2901086624; адрес: 163050, Архангельская область, город Архангельск, улица Пирсовая, дом 27; далее - учреждение) о взыскании 5 000 руб. финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление страхователем в установленные законом сроки сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за август, сентябрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 декабря 2021 года по делу N А05-12666/2021 заявленные требования удовлетворены. С учреждения в пользу фонда взыскано 5 000 руб. финансовых санкций.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что срок для взыскание финансовых санкций в судебном порядке истек, считает решения о привлечении к ответственности не соответствующими принципам соразмерности и справедливости наказания, поскольку при их вынесении не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Учреждение представило в фонд в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года.
В ходе сверки сведений о страховом стаже застрахованных лиц по формам СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год фонд выявил, что ответчиком не представлены сведения за август 2020 года в отношении трех человек, за сентябрь 2020 года в отношении семи человек. В связи с этим фонд направил учреждению уведомление от 24.02.2021 N 10-20/147 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у фонда. К уведомлению фонд приложил список застрахованных лиц с указанием соответствующих периодов, в которых учреждением производились выплаты (начислены страховые взносы) застрахованным лицам, а отчетность по формам СЗВ-М за периоды, указанные в списке, учреждением не представлена. Уведомление с прилагаемым списком застрахованных лиц направлено в адрес учреждения по телекоммуникационным каналам связи и 24.02.2021 получено последним.
Во исполнение указанного уведомления 19.04.2021 учреждение представило в фонд сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года с типом "дополняющая" - в отношении трех застрахованных лиц (Абрамов А.А., Свальбов О.С., Юдин К.В.) и по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года с типом "дополняющая" - в отношении семи застрахованных лиц (Абрамов А.А., Воробьев А.В., Заболотних Н.С., Зензин А.С., Сумерин Е.А., Терёшкин Д.А., Юдин К.В.).
Посчитав, что учреждение не представило в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года, фонд составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.05.2021 N 10-20/676, 10-20/677, в которых содержатся уведомления ответчика о времени и месте рассмотрения фондом материалов проверок и вынесения решений. Акты направлены учреждению по телекоммуникационным каналам связи и 07.05.2021 получены ответчиком.
По результатам рассмотрения материалов проверки фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.06.2021 N 10-20/676, которым учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 1 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за август 2020 года; от 09.06.2021 N 10-20/677, которым учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 3 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за сентябрь 2020 года.
Решения от 09.06.2021 направлены учреждению по телекоммуникационным каналам связи, 16.06.2021 получены ответчиком.
На основании названных решений фонд направил учреждению требования об уплате финансовой санкции за правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.06.2021 N 10-20/676, от 30.06.2021 N 10-20/677, которыми предложил уплатить финансовые санкции в срок до 20.07.2021 на общую сумму 5 000 руб. Указанные требования направлены ответчику по телекоммуникационным каналам связи и 02.07.2021получены ответчиком.
Требования в добровольном порядке ответчиком не исполнены, поэтому на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ управление обратилось с заявлением суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) установленные в данной статье сведения.
Сведения подаются в форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п.
На основании части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Судом первой инстанции установлено, что учреждение сведения по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года (исходная форма) представило в фонд 12.08.2020 и 10.10.2020 в установленные сроки.
Согласно части 5 статьи 17 упомянутого Закона при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Как следует из материалов дела, фонд направил учреждению уведомление от 24.02.2021 N 10-20/147 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у фонда. К уведомлению фонд приложил список застрахованных лиц с указанием соответствующих периодов, в которых учреждением производились выплаты (начислены страховые взносы) застрахованным лицам, а отчетность по формам СЗВ-М за периоды, указанные в списке, учреждением не представлена. В названном уведомлении фонд предложил страхователю устранить имеющие расхождения.
Корректирующие сведения должны быть представлены 03.03.2021, тогда как страхователь 19.04.2021 представил сведения по форме СЗВ-М по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года (дополняющая форма).
Ответчик представил уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, указанных в уведомлении фонда от 24.02.2021 N 10-20/147, после получения названного уведомления о выявлении ошибок и с нарушением срока, соответственно, к нему обоснованно применены финансовые санкции в размере 5 000 руб.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал, что фонд правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании 5 000 руб. финансовых санкций и взыскал их в заявленном размере.
Доводы апеллянта о пропуске срока на обращение в суд апелляционный суд признает ошибочными на основании следующего.
Согласно части шестой статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
На основании части седьмой названной статьи акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Частью восьмой указанной статьи предусмотрено, что лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу части девятой данной статьи акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно частям одиннадцатой, двенадцатой указанной статьи по результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которое в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
На основании части тринадцатой названной статьи решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Частью пятнадцатой указанной статьи предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
На основании части шестнадцатой вышеназванной статьи требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно части семнадцатой статьи 17 указанного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части восемнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
На основании части девятнадцатой указанной статьи в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Таким образом, указанными нормам установлены сроки: 3 месяца на проведение проверки и составление акта, + 5 дней на направление (вручение) акта, + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте, + 15 дней на представление страхователем возражений, + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), + 5 дней на направление (вручение) решения, + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), + 10 дней на вступление в силу решения по проверке, + 10 дней на направление требования, + 6 дней на получение требования в случае направления по почте, + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании, + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций - срок на обращение в с заявлением в суд.
В рассматриваемом случае фонд выявил нарушение при проверке сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, корректирующие сведения учреждение должно было представить до 03.03.2021, фактически представило 19.04.2021.
Следовательно, максимальный срок на взыскание финансовых санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности вышеуказанных сроков, истекал в 2022 году.
Общая сумма финансовых санкций по рассматриваемым решениям от 09.06.2021 N 10-20/676, 10-20/677 составила 5 000 руб. и превысила 3 000 руб., поэтому у фонда возникло право на обращение в суд с заявлением об их взыскании.
Фонд обратился с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке 11.11.2021, то есть с соблюдением совокупного срока для обращения в арбитражный суд.
Доводы апеллянта о возможности применения смягчающих ответственность обстоятельств и снижении размера финансовых санкций коллегией судей не принимаются, поскольку в суде первой инстанции о снижении финансовых санкций не заявлено, в соответствии с разъяснениям, приведенным в абзаце 6 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции. Например, не могут быть приняты и рассмотрены требования о снижении размера пеней, неустойки, штрафа, которые не были заявлены в суде первой инстанции, если из закона не следует иное.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 декабря 2021 года по делу N А05-12666/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12666/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области"
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5976/2022
08.06.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-393/2022
22.02.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-393/2022
09.12.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12666/2021