08 июня 2022 г. |
Дело N А05-12666/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
рассмотрев 08.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А05-12666/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163069, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 28, ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", адрес: 163050, г. Архангельск, Пирсовая ул., д. 27, ОГРН 1022900532490, ИНН 2901086624 (далее - Учреждение), 5 000 руб. финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление страхователем в установленные законом сроки сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за август - сентябрь 2020 года.
Решением суда первой инстанции от 09.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.02.2022, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение.
По мнению подателя жалобы, Фондом пропущен срок на взыскание санкций в судебном порядке. Как полагает податель жалобы, данный срок подлежал исчислению со дня непредставления дополняющих сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М, то есть с 04.03.2021, и истек 12.11.2021, в то время как Фонд обратился в суд первой инстанции позднее указанной даты. Также ответчик считает, что суды в своих выводах не учли обстоятельства, смягчающие ответственность Учреждения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, представило в Фонд в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года.
В ходе сверки сведений о страховом стаже застрахованных лиц по формам СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год Фонд установил, что Учреждением не представлены сведения за август 2020 года в отношении трех человек, за сентябрь 2020 года в отношении семи человек.
В этой связи Фонд направил Учреждению уведомление от 24.02.2021 N 10-20/147 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у фонда. К уведомлению Фонд приложил список застрахованных лиц с указанием соответствующих периодов, в которых Учреждением производились выплаты (начислены страховые взносы) застрахованным лицам, а отчетность по формам СЗВ-М страхователем не представлена. Уведомление с прилагаемым списком застрахованных лиц направлено Учреждению по телекоммуникационным каналам связи и получено последним 24.02.2021.
Во исполнение указанного уведомления Учреждение 19.04.2021 представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года с типом "дополняющая" - в отношении трех застрахованных лиц (Абрамов А.А., Свальбов О.С., Юдин К.В.) и по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года с типом "дополняющая" - в отношении семи застрахованных лиц (Абрамов А.А., Воробьев А.В., Заболотних Н.С., Зензин А.С., Сумерин Е.А., Терешкин Д.А., Юдин К.В.).
Поскольку Учреждение не представило в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года в отношении названных лиц, Фонд составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.05.2021 N 10-20/676 и N 10-20/677, в которых содержались уведомления ответчика о времени и месте рассмотрения Фондом материалов проверок и вынесения решений.
Указанные акты направлены получены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 07.05.2021.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: от 09.06.2021 N 10-20/676 - в виде штрафа в размере 1 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за август 2020 года; от 09.06.2021 N 10-20/677 - в виде штрафа в размере 3 500 руб. за непредставление в установленный срок указанных сведений за сентябрь 2020 года.
Указанные решения получены Учреждением по телекоммуникационным каналам связи 16.06.2021.
На основании названных решений Фонд направил Учреждению требования об уплате финансовой санкции за правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.06.2021 N 10-20/676 и от 30.06.2021 N 10-20/677, которыми предложил уплатить финансовые санкции на общую сумму 5 000 руб. в срок до 20.07.2021.
Требования получены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 02.07.2021.
Поскольку Учреждение финансовые санкций не уплатило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что суды правомерно удовлетворили заявленные Фондом требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как предусмотрено частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае судами установлено и Учреждением не опровергается, что сведения по форме СЗВ-М "исх" за август, сентябрь 2020 года представлены в Фонд 12.08.2020 и 10.10.2020 с ошибками, что обнаружено при сравнении представленных Учреждением сведений по форме СЗВ-М "исх" за указанные периоды и по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в целом.
В соответствии с частью пятой статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Уведомлением от 24.02.2021 N 10-20/147 Фонд сообщил Учреждению о необходимости устранения ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, приложив список застрахованных лиц с указанием соответствующих периодов, в которых учреждением производились выплаты (начислены страховые взносы) застрахованным лицам, а отчетность по формам СЗВ-М за периоды, указанные в списке, учреждением не представлена. В названном уведомлении фонд предложил страхователю устранить имеющие расхождения.
Следовательно, несоответствие между представленными Учреждением сведениями подлежало устранению в срок до 03.03.2021.
Ответчик представил 19.04.2021 уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, указанных в уведомлении Фонда от 24.02.2021 N 10-20/147, после получения названного уведомления и с нарушением срока, в связи с чем суды правомерно не усмотрели оснований для освобождения Учреждения от уплаты финансовых санкций.
Довод ответчика о пропуске Фондом срока на обращение в суд был предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой данной статьи (часть 18).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (часть 19).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20).
В силу части 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
В рассматриваемом случае указанный срок давности Фондом не пропущен.
Срок исполнения требований Фонда об уплате Учреждением финансовых санкций за правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.06.2021 N 10-20/676 и от 30.06.2021 N 10-20/677 истек 20.07.2021. На дату истечения срока исполнения этих требований общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию с Учреждения составляла 5 000 руб.
Учитывая, что предусмотренная частями 6 - 16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ совокупность сроков для составления актов, вынесения решений и выставления требований при выявлении допущенного Учреждением правонарушения Фондом соблюдена, заявитель в силу части 19 указанной статьи Закона должен был обратиться в суд за взысканием 5 000 руб. финансовых санкций в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанных требований, то есть, начиная с 20.07.2021.
Обратившись в суд с таким заявлением 11.11.2021, Фонд указанный срок не нарушил, на что обоснованно указали суды в принятых по делу судебных актах.
Ссылаясь в доводах кассационной жалобы на то, что наложенные Фондом финансовые санкции в сумме 5 000 руб. подлежали снижению судом с учетом статуса ответчика как казенного учреждения, финансируемого из федерального бюджета, ответчик не учитывает, что согласно приводимым им постановлениям Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П от 30.07.2001 N 13-П, от 25.02.2014 N 4-П суд не лишен права снизить размер примененных к Учреждению санкций при рассмотрении соответствующего заявления привлекаемого к ответственности лица.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, ответчик, не оспаривая факт совершения правонарушения, в суде первой инстанции о необходимости снижения взыскиваемых с него финансовых санкций вследствие их несоразмерности последствиям допущенного правонарушения не заявлял, обосновывающих это обстоятельство доводов не приводил, отзыва на требование истца не представил, чем в силу части 2 статьи 9 АПК РФ принял на себя риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий.
В этой связи суд апелляционной инстанции исходя из положений части 7 статьи 268 АПК и разъяснений, приведенных в абзаце 6 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", обоснованно не принял к рассмотрению довод ответчика о снижении санкций, впервые заявленный при апелляционном обжаловании решения суда.
Таким образом, доводы кассационной жалобы Учреждения свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами двух инстанций, имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Направленность доводы жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела не может служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А05-12666/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, ответчик, не оспаривая факт совершения правонарушения, в суде первой инстанции о необходимости снижения взыскиваемых с него финансовых санкций вследствие их несоразмерности последствиям допущенного правонарушения не заявлял, обосновывающих это обстоятельство доводов не приводил, отзыва на требование истца не представил, чем в силу части 2 статьи 9 АПК РФ принял на себя риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий.
В этой связи суд апелляционной инстанции исходя из положений части 7 статьи 268 АПК и разъяснений, приведенных в абзаце 6 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", обоснованно не принял к рассмотрению довод ответчика о снижении санкций, впервые заявленный при апелляционном обжаловании решения суда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2022 г. N Ф07-5976/22 по делу N А05-12666/2021