г. Чита |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А19-19185/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года по делу N А19-19185/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области (адрес: 664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 92, ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБ" (ИНН 3847000610, ОГРН 1133805000955, адрес: 665793 Иркутская область, Братский район, деревня Леонова, улица Трактовая 4) о взыскании штрафных санкций в размере 6 500 руб.,
(суд первой инстанции - О.Л. Зволейко),
без вызова сторон в судебное заседание
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - Пенсионный фонд, заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОСНАБ" (далее - Общество, ООО "ТЕПЛОСНАБ", страхователь) о взыскании штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации за отчетные периоды: январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018года, 2017 год.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд указал, что общество, самостоятельно обнаружив ошибку в ранее представленных спорных отчетах, представило в Пенсионный фонд дополняющие формы за отчетные периоды: январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018года - 26.10.2020, за 2017 год - 20.10.2020. Таким образом, подав 20.10.2020 и 26.10.2020 дополняющие формы СЗМ-СТАЖ и СЗВ-М за 2017 год, январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018года, страхователь реализовал свое право, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ, на уточнение (исправление) переданных сведений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.11.2021 года по делу А19-19185/2021 по заявлению Государственного учреждения - Отделения-Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 6500,00 рублей. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что в данном случае представление сведений о застрахованных лицах за указанные выше отчетные периоды по формам СЗВ-М и СЗВ-Стаж с типом "доп" имело место не исправление ошибок в ранее представленных сведениях (например, ошибки в Ф.И.О., в номере СНИЛС, в ИНН в первичной отчетности), а дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее в сведениях за указанные отчетные периоды не представлялась. Таким образом, страхователь, не представив своевременно сведения в отношении застрахованных лиц, отраженных в дополнительных сведениях, но не отраженных ранее в исходных сведениях, совершило такое правонарушение как непредставление сведений в отношении таких застрахованных лиц в установленный срок.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБ" зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1133805000955.
Ответчиком представлены в пенсионный фонд - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Братске и Братском районе Иркутской области по месту учета, сведения (доп) за отчетные периоды: январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018года - 26.10.2020, за 2017 год - 20.10.2020, по результатам проверки которых приняты решения от 15.01.2021 N 048S19210000563, 15.01.2021 N 048S19210000555, N 048S19210000554, N 048S19210000556, N 048S19210000557, N 048S19210000558, N 048S19210000559, N 048S19210000560, N 048S19210000561, N 048S19210000562 о привлечении учреждения к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2, п.2.2 ст.11 данного закона, в виде штрафа в общем размере 6500 руб. 00 коп.
Требованиями от 12.02.2021 N 048S01210003746, N 048S01210003738, N 048S01210003737, N 048S01210003739, N 048S01210003740, N 048S01210003741, N 048S01210003742, N 048S01210003743, N 048S01210003744, N 048S01210003745 ответчику предложено уплатить финансовые санкции в общем размере 6500 руб.
Срок исполнения требований истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника ООО "ТЕПЛОСНАБ" финансовых санкций в размере 6500 руб. 00 коп.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области является правопреемником - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Братске и Братском районе Иркутской области в связи с его реорганизацией.
Определением суда от 25.08.2021 в принятии заявления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области о выдаче судебного приказа на взыскание с должника финансовых санкций в размере 6500 руб. 00 коп., отказано.
20.09.2021 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось в суд с настоящим заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 6500 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБ" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.14 вышеуказанного закона страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Пунктом 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) соответствующие сведения.
В соответствии с п.2.2 ст.11 вышеуказанного закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 17 данного закона установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п.2 - 2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующее законодательство не содержит запрета на представление дополняющих сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц. При этом срок представления дополняющих сведений не установлен.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 15.07.2020 N 58956, вступила в силу 27 июля 2020 года).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункту 39 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действовавшей в спорный период), установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет уточненные индивидуальные сведения.
Согласно п.39 вышеуказанной Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся ошибках и несоответствиях, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В соответствии с абзацем 4 пункта 40 Инструкции в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Кроме того, ответственность за представление несвоевременно дополняющих сведений законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусмотрена.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Обществом представлены в установленный законом срок, сведения по формам СЗВ-М (ИСХ) за отчетные периоды 2018 года: январь - 02.08.2018, февраль- 15.03.2018, март- 02.04.2018, апрель- 10.05.2018, май- 07.06.2018, сентябрь- 09.10.2018, октябрь - 07.11.2018, ноябрь - 06.12.2018, декабрь - 09.01.2019, по форме СЗВ -СТАЖ (ИСХ) за 2017 год - 22.02.2018.
Общество, самостоятельно обнаружив ошибку в ранее представленных спорных отчетах, представило в Пенсионный фонд дополняющие формы за отчетные периоды: январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018года - 26.10.2020, за 2017 год - 20.10.2020.
Таким образом, подав 20.10.2020 и 26.10.2020 дополняющие формы СЗМ-СТАЖ и СЗВ-М за 2017 год, январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018года, страхователь реализовал свое право, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ, на уточнение (исправление) переданных сведений.
Поскольку исходные сведения за спорный период страхователем представлены своевременно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Отклоняя доводы пенсионного фонда, суд первой инстанции также правильно исходил из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным 17 законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Положения статьи 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 30.10.2017 N 307- КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку исходные сведения за спорный период страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а также учитывая, что вышеуказанные дополнения Пенсионным фондом приняты без замечаний (недостоверность сведений не установлена), суд первой инстанции правомерно посчитал, что у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что Пенсионным фондом не доказан факт совершения страхователем правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления сведений за отчетные периоды: январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018года, 2017 год, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и правомерности привлечения заявителя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", поэтому требования Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о взыскании штрафных санкций удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права, по тем же мотивам, что и судом первой инстанции. Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы пенсионного фонда, апелляционный суд также исходит из того, что положения статьи 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, принятие новой Инструкции N 211н ситуации не изменяет, поскольку основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года по делу N А19-19185/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19185/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: ООО "ТеплоСнаб"