город Москва |
|
21 февраля 2022 г. |
дело N А40-105096/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 21.02.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирма "Жасмин" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2021
по делу N А40-105096/21,
по заявлению ООО Фирма "Жасмин"
к ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом"
о признании незаконным решения об отказе;
при участии:
от заявителя - Чукина А.А. по доверенности от 01.11.2021;
от заинтересованного лица - Гарин Е.Д. по доверенности от 29.12.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2021 в удовлетворении заявленных ООО Фирма "Жасмин" требований о признании незаконным и отмене решения ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" от отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества от 16.03.2020 N Ц-14-313/21-5, отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали своим доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. чт. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 13.03.2007 между Департаментом имущества г. Москвы (арендодатель) и ООО Фирма "Жасмин" (арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности г. Москвы N 01-00210/07 общей площадью 277, 90 кв.м. по адресу: Москва, Лефортовский переулок, дом 12/50, стр. 2. Объект аренды передан для использования в целях под общественное питание. Срок действия договора с 01.05.2006 до 01.09.2018.
Арендатор пользуется помещением, договор не расторгнут, не прекращен, действует на неопределенный срок.
Цель использования объекта - под общественное питание (п. 1.3 договора).
Распоряжением от 26.09.2019 N 38343 нежилое помещение общей площадью 277, 90 кв.м. по адресу: Москва, Лефортовский переулок, дом 12/50, стр. 2 передано на праве хозяйственного ведения ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" (запись о государственной регистрации права от 01.11.2019 N 77:01:0003017:3825-77/011/2019-2).
15.02.2021 ООО Фирма "Жасмин" обратилось в ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" с заявлением о предоставлении государственной услуги.
Письмом 16.03.2020 N Ц-14-313/21-5 ООО Фирма "Жасмин" отказано в предоставлении в предоставлении государственной услуги на основании того, что 20.02.2021 истцу направлено уведомление о расторжении договора аренды.
Рассмотрев повторно в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Согласно абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменении и отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
По правилам ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на преимущественное приобретения государственного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства возможно при условии, что арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Частью 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Закон об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретении арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (ч. 8 ст. 4 Закона N 159).
Из материалов дела следует, что права и обязанности арендодателя перешли к ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом", о чем ООО Фирма "Жасмин" уведомлено письмами об изменении стороны договора аренды в силу Закона от 09.12.2019 N Ц-17- 4258/19 и N Ц-17-4258/19-1, в которых указаны сведения с приложением документов, обосновывающие замену стороны по договору аренды и актуальные реквизиты ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" для уплаты арендных платежей.
За получением какой-либо информации и документов общество в ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" не обращалось.
Правомерность передачи объекта в хозяйственное ведение ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2020 по делу N А40-325413/19-72-2318.
В процессе реализации права хозяйственного ведения ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" установлено, что арендатор пользовался объектом с существенными нарушениями порядка содержания и пользования объектом, установленным договором аренды, а именно: объект передан в субаренду без письменного согласия арендодателя; проведена перепланировка и переоборудование объекта без письменного согласования с арендодателем и получения необходимых разрешений, что подтверждается актами осмотра объекта от 25.11.2019 и 05.02.2021; арендная плата не перечислена 15 месяцев.
Реализуя право предусмотренное п. 8.3. договора аренды, ст. ст. 450.1, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" в адрес ООО Фирма "Жасмин" направлено уведомление от 20.02.2021 N Ц-04-823/21 о расторжении договора аренды в одностороннем порядке.
Согласно данным отслеживания отправлений официального сайта АО "Почта России" уведомление о расторжении договора аренды вручено адресату 18.03.2021, идентификационный номер отправления 11505455051837.
Следовательно, договор расторгнут в одностороннем порядке с 20.02.2021.
В связи с тем, что по состоянию на 01.04.2021 обществом не освобождено занимаемое помещение, ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о признании договора аренды расторгнутым и выселении ООО Фирма "Жасмин" (дело N А40-90611/2021).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона государственное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему. Государственное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества (ч. 3 ст. 4 Закона).
Таким образом, у ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" имеется право, а не обязанность заключать договор купли-продажи, поскольку, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, то право на приобретение такого имущества не может быть реализовано в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ, согласно которому субъект малого и среднего предпринимательства, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении приобретения имущества.
ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом" не уполномочен рассматривать заявления субъектов малого или среднего предпринимательства в предоставлении государственной услуги в отношении государственного имущества, в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 9 Закона.
Кроме того, при применении положений ст. 3 названного Закона следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества (заключенному как с указанием срока аренды, так и на неопределенный срок), действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества (в том числе и по договору аренды, действие которого возобновлено на неопределенный срок по правилам п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2021 по делу N А40-105096/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105096/2021
Истец: ООО ФИРМА "ЖАСМИН"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ"