г. Владивосток |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А51-13643/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-230/2022
на решение от 30.11.2021
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-13643/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 44 г. Владивостока" (ИНН 2539043569, ОГРН 1022502126492)
к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439)
о признании частично незаконным решения от 25.05.2021 N 29н/с,
при участии:
от МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 44 г. Владивостока": Борисова Е.О. по доверенности от 12.07.2021, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 06-629);
от Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: не явились;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 44 г. Владивостока" (далее по тексту - заявитель, Учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения N 29 н/с от 25.05.2021 Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 (далее по тексту - Фонд, страховщик) в части начисления страховых взносов в сумме 114 рублей 82 копейки, 22 рублей 96 копеек штрафа и 1 рубля 13 копеек пеней (с учетом уточнения требований, принятых судом в судебном заседании 23.11.2021 в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 30.11.2021 уточненные требования удовлетворены. Кроме того, суд взыскал с Фонда в пользу Учреждения расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3000 рублей.
Фонд, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы указывает на то, что ежемесячные выплаты молодым специалистам, а также наставникам, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", так как начислены в пользу физического лица в рамках трудовых отношений, являются частью заработной платы в соответствии со статьей 129 ТК РФ и по мнению Фонда напрямую связаны с квалификацией работников, а также со сложностью и качеством выполняемой работы.
По мнению Фонда, ежемесячные выплаты молодым специалистам по своему характеру не могут являться компенсационной выплатой, а носят стимулирующий характер, так как мотивируют их к продолжению трудовой деятельности в образовательном учреждении. Страхователь, не уплачивая страховые взносы с сумм выплат молодым специалистам, ущемляет права физических лиц, которые лишаются возможности получения страхового возмещения при наступлении страхового случая в размере соразмерном получаемой ими заработной платы, что противоречит статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Фонд, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Согласно поступившему ходатайству просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель Учреждения в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Фонда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Фондом на основании решения от 23.03.2021 N 58 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
По итогам проверки составлен акт N 58 н/с от 22.04.2021 и вынесено решение N29 н/с от 25.05.2021.
В ходе выездной проверки установлено занижение страхователем базы для начисления страховых взносов в Фонд на сумму 57 391,29 руб., страхователем не были включены суммы ежемесячных выплат молодым специалистам, а именно: ежемесячные денежные выплаты в размере по 10 000 руб. молодым специалистам-преподавателям (Жданова П.Л.) и ежемесячные денежные выплаты по 5 000 рублей преподавателям- наставникам молодых специалистов (Останина И.В.), все выплаты были произведены на основании приказов по каждому преподавателю - молодому специалисту или преподавателю-наставнику молодого специалиста.
Полагая, что данные выплаты носят характер социальной поддержки и не подлежат обложению страховыми взносами, учреждение не начисляло и не уплачивало страховые взносы с данных сумм.
По указанному занижению базы для исчисления страховых взносов на 57 391 рублей 29 копеек Фондом решением начислено 114 рублей 82 копейки страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 1 рубль 13 копеек пени и 22 рубля 96 копеек штрафа за неуплату страховых взносов на основании статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ( далее по тексту Закон N 125-ФЗ).
Не согласившись с решением Фонда, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.2 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, который включает в себя в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и другие выплаты.
Согласно обжалуемому решению, страхователем не включены в базу для начисления страховых взносов суммы ежемесячных выплат молодым специалистам в размере 10 000 руб. и наставникам в размере 5000 руб. начисленные, как полагает Фонд, в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 названного Кодекса.
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с положениями статьи 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Под понятием заработная плата, согласно статье 129 ТК РФ понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 ТК РФ).
Взаимосвязанное толкование статей 15, 56, 129, 135 ТК РФ и положений статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции.
Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работника (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В соответствии с положениями Постановления Администрации Приморского края от 18.12.2018 N 619-па "О Порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края" (далее - Порядок) указанные выплаты являются мерой социальной поддержки, предоставляемой за счет субвенций из бюджета Приморского края, передаваемых бюджету Владивостокского городского округа для осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки молодым специалистам.
Согласно пункту 9 Порядка руководитель муниципальной образовательной организации ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении выплат по мерам социальной поддержки представляет в уполномоченный орган местного самоуправления, заявку о выделении средств на финансовое обеспечение мер социальной поддержки за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций, а также ежемесячно представляет в уполномоченный орган местного самоуправления в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчет о произведенных расходах по предоставлению мер социальной поддержки.
В силу пункта 9.3 Порядка уполномоченный орган местного самоуправления ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении мер социальным поддержки, представляет в уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в сфере образования заявку о выделении средств из краевого бюджета на финансовое обеспечение мер социальной поддержки за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций.
Согласно пункту 5.3 Порядка в случае принятия положительного решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты молодому специалисту руководителем образовательной организации издается приказ о предоставлении ежемесячной денежной выплаты молодому специалисту.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение указанных нормативных правовых актов МБОУ "СОШ N 44" изданы следующие приказы о назначении ежемесячных денежных выплат молодым специалистам и их наставникам: от 01.09.2020 N 42/4-а, N 42/5-а 23л.
В статье 8 Закона Приморского края от 23.11.2018 N 390-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями" приведена методика расчета средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций Приморского края, в соответствии с которой для расчета размера субвенций применяются следующие показатели: среднегодовая численность молодых специалистов муниципальных образовательных организаций; размер единовременной денежной выплаты молодым специалистам муниципальных образовательных организаций, установленный законодательством Приморского края; размер ежемесячной денежной выплаты молодым специалистам муниципальных образовательных организаций, установленный законодательством Приморского края; размер компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения молодым специалистам муниципальных образовательных организаций, установленный законодательством Приморского края; размер компенсации части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, установленный законодательством Приморского края.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено финансирование за счет средств бюджета Приморского края взносов на обязательное социальное страхование.
Основанием рассматриваемых выплат является не трудовой договор, то есть, данные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда, поэтому выплаты молодым специалистам и наставнику не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные выплаты молодым специалистам и наставникам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Учреждения и не включены в систему оплаты труда, а выплачены в рамках государственной социальной поддержки Администрации Приморского края, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 29 н/с от 25.05.2021 в части начисления страховых взносов в сумме 114 руб.82 коп., 22 руб.96 коп. штрафа и 1 руб.13 коп. пени.
С учетом результатов рассмотрения дела, отнесение на Фонд судебных расходов Учреждения по уплате государственной пошлины соответствует требованиям части 1 статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как податель жалобы освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2021 по делу N А51-13643/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13643/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 44 Г. ВЛАДИВОСТОКА"
Ответчик: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА