г. Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А40-146165/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А. Яцевой
судей: |
И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2023 по делу N А40-146165/23-145-1184,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БВГ" (ОГРН: 1025004070079, ИНН: 5032073106)
к Центральной акцизной таможне (ОГРН: 1027700552065, ИНН: 7703166563),
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Шемякин А.Н. - по дов. от 26.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Куликов А.В. - по дов. от 19.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БВГ" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее также - заинтересованное лицо, таможня/таможенный орган) о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, изложенного в письме от 17.04.2023 N 13-12/08300, о возложении на таможенный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2023 требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы таможня указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, принятым при полном и всестороннем выяснении и исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения данного дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество в период с 01 мая по 31 мая 2020 года осуществило ввоз колесных транспортных средств и шасси на территорию Российской Федерации в количестве 78 штук, ошибочно оплатив в большем размере утилизационный сбор.
Так, ООО "БВГ" рассчитало размер утилизационного сбора, ошибочно включив в полную массу транспортных средств (шасси) такую техническую характеристику как "грузоподъемность", что привело к необоснованному увеличению показателя массы, а, следовательно, к применению более высоких коэффициентов и увеличению суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате.
В целях реализации права на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора, заявитель обратился в таможенный орган с заявлением от 06.04.2023 (вх. ЦАТ от 11.04.2023 г. N 06751) о его возврате.
Решением от 17.04.2023 N 13-12/08300 по результатам рассмотрения заявления, обществу было отказано в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Решение таможни мотивировано необходимостью исчисления утилизационного сбора исходя из понятия "технически допустимой максимальной массы", установленной Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" TP ТС 018/2011 (далее - TP ТС 018/2011), которая включает грузоподъемность транспортного средства (шасси).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
На основании положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из наличия установленной совокупности перечисленных обязательных условий.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", указал на то, что действовавший в спорный период порядок исчисления утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении спорных транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность (в дополнение к указанной изготовителем массе самого грузового автомобиля).
Вместе с тем Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291", как указал суд первой инстанции, не может применяться в настоящем случае, поскольку данный нормативный правовой акт принят после ввоза транспортных средств и возникновения спорных правоотношений и обратной силы не имеет.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 26.12.2013 N1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
При этом, согласно Перечню, при расчете размера утилизационного сбора учитывается полная масса транспортного средства.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, для правильного определения коэффициента, а, следовательно, и правильного расчета суммы утилизационного сбора следует использовать значение полной массы транспортного средства, понятие которого в Постановлении Правительства РФ N1291 отсутствует.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что определение понятия "полная масса" в отношении транспортных средств отсутствует также и в TP ТС 018/2011, на который ссылается таможенный орган.
Так, в TP ТС 018/2011 установлены следующие определения массы транспортного средства:
- "масса транспортного средства в снаряженном состоянии"- определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки;
- "разрешенная максимальная масса" - установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства;
- "технически допустимая максимальная масса" - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Основания для расширительного толкования понятий "максимально допустимая техническая масса" и "полная масса" в отношении колесных машин в контексте исчисления утилизационного сбора отсутствуют.
Таким образом, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановление N 1291 не содержат понятия полная масса. В указанных нормативных актах также нет указания на необходимость использования при расчете положений Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 (далее - ТР ТС 018/2011).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2016 г. N 14-П, от 05.03.2013 г. N 5-П, от 14.05.2009 г. N 8-П, от 28.02.2006 г. N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в спорной ситуации Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановление N 1291 не содержат понятие "полная масса транспортного средства", применение таможней иных определений массы транспортного средства по аналогии является неправомерным.
В обоснование апелляционной жалобы, таможня указывает, что грузоподъемность транспортного средства должна учитываться при расчете полной массы транспортного средства.
Вместе с тем, указанная позиция таможенного органа не соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в отношении утилизационного сбора. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам транспортного средства. Использование понятия грузоподъемности находилось бы в противоречие с целью введения утилизационного сбора. Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.10.2019 по делу N А51-15330/2018 указал, что ни Правила, утвержденные Постановлением N 1291, ни Перечень, утвержденный указанным постановлением, не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на решение Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ23-122 от 25.04.2023, где плательщик утилизационного сбора в рамках административного искового заявления просит признать частично не действующими пункты Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 о внесении изменений в Постановление Правительства N1291, которые вступили в силу 28.11.2020. В рамках рассмотрения административного иска Верховный суд Российской Федерации определил максимальную массу транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом в качестве физической характеристики, оказывающей влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами.
Судебная коллегия приходит к выводу, что таможня ошибочно трактует позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в указанном решении.
Само по себе внесение указанных изменений в Постановление N 1291 означает, что понятия "технически допустимая максимальная масса" транспортного средства и "полная масса" транспортного средства имеют различное содержание, что и обусловило необходимость внесения соответствующих изменений.
Так, в таблице приложения N 1 к Правилам N 1291 наименование графы 10 изложено в следующей редакции: "Технически допустимая максимальная масса (тонн)".
В пунктах 4-16, 24-31 слова "полной массой" заменены словами "технически допустимой максимальной массой".
Разъяснительная сноска 2 дополнена абзацем следующего содержания: "Используемый в описании отдельных видов и категорий транспортных средств термин "технически допустимая максимальная масса" применяется в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Тем самым вопрос о значении термина "полная масса" транспортного средства решен путем исключения указанного термина из текста Постановления N 1291.
Указанное означает, что с даты 28.11.2020 утилизационный сбор подлежит уплате исходя из "технически допустимой максимальной массы" транспортного средства, а не "полной массы" транспортного средства в значении, указанном выше.
Различия в терминах "технически допустимая максимальная масса" и "полная масса" также подтверждаются тем фактом, что в Постановлении N 1291 в действующей на момент рассмотрения спора редакции (с изменениями и дополнениями от22 сентября 2023 г.) используются оба термина для транспортных средств одной категории:
"13. Транспортные средства технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
14 1. Седельные тягачи технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн (экологического класса Евро-6), используемые для осуществления международных перевозок"
Таким образом, Правительство РФ использует различные термины для определения массы ТС, полагая, что именно указанная характеристика имеет юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора.
Вместе с тем, в решении N АКПИ23-122 от 25.04.2023, помимо прочего, Верховный Суд Российской Федерации указывает, что Правительство РФ, реализуя дискреционные полномочия на основании Закона об отходах производства и потребления, определило в качестве физической характеристики, оказывающей влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств, установленную изготовителем максимальную массу транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленную его конструкцией и заданными характеристиками.
Из этого следует, что до внесения изменений в Постановление N 1291, Правительство РФ определяло в качестве физической характеристики, оказывающей влияние на затраты в связи с утилизацией другую физическую характеристику, а именно полную массу, определение которой отсутствовало в Законе N 89-ФЗ и Постановлении N 1291 до 28.11.2020.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, применение выводов, изложенных в Определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ23-122 от 25.04.2023, возможно только к отношениям, возникшим после вступления в силу изменений в постановление Правительства N1291: то есть после 28.11.2020 года. Поскольку заявление ООО "БВГ" относится к периоду ввоза колесных транспортных средств и шасси на территорию России 01.2020-02.2020, вышеуказанные выводы Верховного Суда Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Из материалов дела следует, что при подаче первоначального расчета утилизационного сбора при таможенном оформлении товаров сумма утилизационного сбора была исчислена заявителем исходя из максимальной технической массы транспортных средств (шасси) как суммы фактической массы и ее грузоподъемности. Факт оплаты заявителем утилизационного сбора за спорные транспортные средства (шасси) таможенным органом не оспаривается.
Согласно пункта 24, 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1291, в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора, излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов.
В соответствии с пунктом 27 Правил, заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора, с приложением документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также, ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора.
Из перечня прилагаемых документов, представленных обществом с заявлениями, следует, что требования Правил обществом выполнены, трехлетний срок на возврат утилизационного сбора заявителем не пропущен.
К заявлениям приложены все необходимые документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора: сами декларации; платежные поручения; расчет переплаты утилизационного сбора в отношении каждого транспортного средства и шасси с указанием номеров соответствующих ТПО.
Доказательств того, что представленный расчет выполнен неправильно, таможенным органом не представлено.
На основании изложенного суды первой инстанции и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о незаконности вынесенного решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление общества подлежит удовлетворению согласно части 2 статьи 201 АПК РФ с возложением на таможенный орган в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанности устранить нарушение прав и законных интересов ООО "БВГ" путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора за ввезенные в период с 01.05.2020 по 31.05.2020 колесные транспортные шасси в размере 46 867 500 руб.
Доводы, изложенные таможенным органом в обоснование оспариваемого решения и своей позиции при рассмотрении дела в первой инстанции, исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 АПК РФ не усматривает.
Доводы, приведенные таможенным органом в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции и иной оценке представленных в дело доказательств.
При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2023 по делу N А40-146165/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Яцева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146165/2023
Истец: ООО "БВГ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ