г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А42-2899/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.
судей Смирновой Я.Г., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2484/2022) общества с ограниченной ответственностью "Калган" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2021 по делу N А42-2899/2021, принятое
по иску унитарного муниципального производственного предприятия "Жилкомхоз" закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Калган"
об обязании совершить действия и о взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
унитарное муниципальное производственное предприятие "Жилкомхоз" ЗАТО Александровск Мурманской области (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Калган" (далее - Общество, ответчик) об обязании в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу установить на двух канализационных насосных станциях, расположенных в городе Снежногорске ЗАТО Александровск Мурманской области, приборы учёта сточных вод в соответствии с условиями договора по транспортировке этих сточных вод (с учетом уточнения требований, т. 2 л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2021 иск удовлетворен, суд обязал Общество в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу установить на канализационной насосной станции N 1 (КНС-1), расположенной по адресу: Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, ул. Победы, д.1/1, и на канализационной насосной станции N 2 (КНС-2), расположенной по адресу: Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, ул. Октябрьская, д.26, приборы учёта сточных вод в помещениях насосных станций КНС-1 и КНС-2 согласно договору по транспортировке сточных вод б/н от 01.09.2019. На случай неисполнения Обществом решения суд, суд присудил судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения.
С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на недоказанность обстоятельства наличия технической возможности установки приборов учета в соответствии с пунктом 83 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Указывает на отсутствие на сетях установленной запорной арматуры, что не позволяет определить место установки приборов учета, и в соответствии с пунктами 8, 30 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) истцом не предоставлены надлежащие технические условия на проектирование приборов учета сточных вод, позволяющие установить место установки и характеристики приборов учета.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, между Предприятием (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Обществом (транзитной организацией) 01.09.2019 заключен договор б/н о транспортировке сточных вод, в соответствии с которым транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов по объёму сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приёма (отведения) сточных вод от точки приёма сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приёма сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод (пункт 1 Договора; т. 1 л.д.53).
В порядке пункта 4 Договора дата начала транспортировки сточных вод 1 сентября 2019 года и эта же дата является на основании пункта 53 Договора датой вступления его в силу и действует до 01.08.2020 с возможностью пролонгации на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока ни одна из сторон не заявит о прекращении или изменении Договора либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 54, 55 Договора).
Обязательства транзитной организации приведены в пункте 15 Договора, где в числе прочего Общество обязано обеспечивать учёт сточных вод в соответствии с порядком, установленным в разделе V Договора, и требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "д") и установить приборы учёта сточных вод на границах раздела эксплуатационной ответственности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт "е").
Руководствуясь данными условиями Договора, Предприятие 10.11.2020 направило Обществу требование N 642 о необходимости установить в срок до 01.12.2020 приборы учёта сточных вод на границах эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения канализационных насосных станций NN 1, 2 (КНС-1, КНС-2), а именно, оборудовать канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения средствами измерения (л.д.67 т.1), а в письме от 27.11.2020 N 677 были направлены технические условия на монтаж приборов учёта сточных вод на объектах КНС-1 и КНС-2 (л.д.68, 69, 70-82, 87-99 т.1).
Ссылаясь на нарушение Обществом договорных обязательств по установке приборов учёта сточных вод, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения сторон в сфере водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами N 644 и Правилами N 776.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Одними из таких обязательств, которые следует исполнить Обществу, предусмотрены подпунктами "д", "е" пункта 15 Договора, то есть обеспечить учёт сточных вод в соответствии с порядком, установленным в разделе V Договора, и требованиями законодательства Российской Федерации и установить приборы учёта сточных вод на границах раздела эксплуатационной ответственности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В развитие приведённых обязательств пунктами 17, 18, 19, 20, 21, 25 договора определено, что учёт объёма отводимых сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами N 776.
Коммерческий учёт сточных вод в узлах учёта обеспечивает транзитная организация.
Количество сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учёт сточных вод, в соответствии с данными фактического учёта 6 по показаниям приборов учёта, за исключением случаев, когда осуществление коммерческого учёта сточных вод осуществляется расчётным способом в соответствии с Правилами N 776.
Транзитная организация обязана обеспечить надлежащее состояние и исправность узлов учёта и приборов учёта, своевременную поверку приборов учёта, сохранность пломб на приборах учёта, доступность и надлежащее состояние мест отбора проб сточных вод, находящихся в границах эксплуатационной ответственности транзитной организации.
Сторона, осуществляющая коммерческий учёт транспортируемых сточных вод, снимает показания приборов учёта на последнее число расчётного периода, установленного договором, либо осуществляет в случаях, предусмотренных Правилами N 776, расчёт объёма отведённых сточных вод расчётным способом, вносит показания приборов учёта в журнал учёта, передаёт данные сведения в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (транзитной организации) не позднее 10 числа месяца, следующего за расчётным.
В случае обнаружения неисправности приборов учёта и необходимости их ремонта, а также по истечении очередного срока поверки, транзитная организация незамедлительно, в течение одних суток, уведомляет об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства, организовывает работы по устранению выявленных неисправностей и проведению поверки. Неисправности прибора учёта должны быть устранены в срок, не превышающий 7 дней, если иной срок не согласован сторонами Договора.
Таким образом, обязанность по установке Обществом спорных приборов учёта является не случайной и полностью согласуется с его обязательствами по коммерческому учёту сточных вод, а равно по надлежащему такому учёту.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не исполнил предусмотренные подпунктами "е" и "д" раздела V заключенного между истцом и ответчиком договора от 01.09.2019 о транспортировке сточных вод обязанности по установке приборов учета, при доказанности наличия соответствующей технической возможности установки оборудования, и неисполнение данной обязанности нарушает права истца на определение стоимости услуг по транспортировке сточных вод учетным способом в соответствии с пунктами 17, 18, 19, 20, 21, 25 договора и положениями Правил N 644. Срок исполнения ответчиком присужденной обязанности установлен, исходя из фактической возможности установки приборов учета с учетом совокупности организационно-правовых действий. Размер заявленной истцом судебной неустойки снижен исходя из принципов разумности и справедливости.
Выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и апеллянтом в жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно установлен факт наличия технической возможности установки приборов учета, отклоняются как противоречащие содержанию представленного истцом акта обследования от 21.10.2021 (т. 2 л.д. 4) и представленного ответчиком акта обследования от 15.10.2021 (т. 2 л.д. 52), которым судом дана надлежащая оценка на предмет формального и содержательного соответствия пункту 83 Правил N 644.
По тем же основаниям отклоняются ссылки апеллянта на отсутствие технических условий на проектирование приборов учета сточных вод, позволяющие установить место установки и характеристики приборов учета в соответствии с пунктами 8, 30 Правил N 776.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
В связи с невыполнением требования об уплате государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой и отсутствием в деле доказательств ее уплаты на момент рассмотрения жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с подателя апелляционной жалобы в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2021 по делу N А42-2899/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Калган" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2899/2021
Истец: УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЖИЛКОМХОЗ" ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Калган"
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24202/2023
26.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39683/2022
25.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2484/2022
15.12.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2899/2021