г. Москва |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А41-69444/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
в судебное заседание представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управление Росреестра по МО на решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021 по делу N А41-69444/21 по иску Администрации городского округа Серпухов Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными решения NКУВД-001/2021-22429474/2 и NКУВД-001/2021- 22429681/3 от 08.09.2021 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховской район, в районе д. Новая, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551, расположенные по адресу: Московская область, Серпуховской район, в районе д. Новая,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) с требованиями: признать решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N КУВД-001/2021-22429474/2 и N КУВД001/2021-22429681/3 от 08.09.2021 об отказе в снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. Новая, незаконными; обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551, расположенные по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. Новая.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021 суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551, расположенные по адресу: Московская область, Серпуховской район, в районе д. Новая. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованную переквалификацию судом первой инстанции спорных правоотношений, расценив их как спор, подлежащий рассмотрению в исковом производстве, а не в порядке главы 24 АПК РФ; отсутствие в ст. 12 ГК РФ такого способа защиты нарушенного права, как обязание лица, участвующего в деле, осуществить какие-либо действия. Также Управление полагает, что оно не является надлежащим ответчиком по таким искам, суд был вправе в порядке ч. 1, 2 ст. 47 АПК РФ осуществить замену ненадлежащего ответчика. При отсутствии установленных судом незаконных действий со стороны Управления, которые нарушают права и свободы лиц, возложение обязанности на регистрирующий орган осуществить какие-либо регистрационные действия является необоснованным.
В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом, не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ, в их отсутствие.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Принимая во внимание, что от сторон заявлений относительно проверки обжалуемого судебного акта в полном объеме не поступало, суд апелляционной инстанции проверяет законность решения в обжалуемой части.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола о результатах торгов (аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 29.09.2016 N 4, проведенных в соответствии с Постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области N 1604 от 22.08.2016, между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и Ивкиной Натальей Григорьевной заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030225:5526 N 12-М от 05.10.2016 сроком до 01.10.2026.
Государственный кадастровый учет в отношении указанного земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Новая, осуществлен 06.11.2014.
В ходе реализации вопросов, связанных с обеспечением интересов муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0030225:5526 пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551, государственная собственность на которые не разграничена, государственный кадастровый учет осуществлен 18.06.2009 и присвоен статус "актуальные, ранее учтенные".
02.06.2021 года Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлениями о снятии земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551 с государственного кадастрового учета. Регистрирующим органом 08.06.2021 были направлены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета в порядке пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а именно поскольку земельные участки имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
08.09.2021 решениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, выраженном в уведомлении N КУВД-001/2021-22429474/2 и N КУВД-001/2021-22429681/3, отказано в осуществлении государственного кадастрового учета снятия земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551 с кадастрового учета. Считая указанные решения незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции с учетом положений п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также разъяснений, изложенных в письмах Минэкономразвития России от 13.04.2010 N Д23-1342, от 02.06.2011 N Д23-1331 о порядке исключения из ГКН сведений о земельных участках, сведения о которых не носят временный характер, самостоятельно переквалифицировал спорные правоотношения, расценив их как спор, подлежащий рассмотрению в исковом производстве, а не в порядке Главы 24 АПК РФ, поскольку во внесудебном порядке снять с учета земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551 невозможно, а отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в осуществлении права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает указанный вывод суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм гражданского законодательства.
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ и Федеральным законом N 218-ФЗ. Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 И 50:32:0030225:1551 имеют статус ранее учтенных объектов недвижимости, дата постановки на государственный кадастровый учет 18.06.2006 года, а также в отношении указанных земельных участков в ЕГРН имеется погашенные сведения о государственной регистрации договора аренды (с 28.02.2012 по 27.05.2021), право собственности, ограничения прав или обременения объектов недвижимости не зарегистрированы.
В силу пункта 4 статьи 63 Федерального закона N 218-ФЗ государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Исходя из положений ФЗ N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки учтенные до 01.03.2008 года при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Учитывая, что заявленные к снятию с государственного кадастрового учета земельные участки имеют статус ранее учтенных объектов недвижимости (то есть не являются преобразуемыми) и не подпадают ни под одно из оснований, перечисленных в Законе N 218 - ФЗ - они не подлежат снятию с государственного кадастрового учета по заявлению органа местного самоуправления.
Следовательно, решение об отказе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N КУВД-001/2021-22429474/2 и N КУВД001/2021-22429681/3 от 08.09.2021 об отказе в снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0030225:1550 и 50:32:0030225:1551, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. Новая не могут быть признаны незаконными, так как они соответствуют нормам N218 - ФЗ от 13.07.2015, поэтому оспаривание указанных решений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не приведет к восстановлению нарушенных прав Администрации.
По указанному основанию изложенный в апелляционной жалобе довод Управления о том, что при отсутствии установленных судом незаконных действий со стороны Управления, которые нарушают права и свободы лиц, возложение обязанности на регистрирующий орган осуществить какие-либо регистрационные действия является необоснованным, отклоняется апелляционным судом.
Вопреки доводу заявителя жалобы, Управление является надлежащим ответчиком по делу, поскольку как верно установил суд первой инстанции, в соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 3 ФЗ N 218-ФЗ, пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, с 01 января 2017 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии наделена полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно разъяснениям о порядке исключения из ГКН сведений о земельных участках, сведения о которых не носят временный характер, изложенным в письмах Минэкономразвития России от 13.04.2010 N Д23-1342, от 02.06.2011 N Д23-1331, снятие с государственного кадастрового учета земельных участков возможно на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии с государственного кадастрового учета.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в осуществлении права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
Данный правовой подход соответствует правовым позициям, изложенным в определении ВС РФ от 02.10.2015 N 306-КГ15-11923, 08.02.2016 N 310-ЭС-15-19011.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости переквалификации спорных правоотношений, подлежащих рассмотрению в порядке искового производства, а не в рамках главы 24 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены решения в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021 по делу N А41-69444/21 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69444/2021
Истец: Администрация г.о. Серпухов Московской области
Ответчик: Управление Росреестра по МО
Третье лицо: Управление Росреестра по МО