г. Саратов |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А06-5695/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Астраханской таможни на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 ноября 2021 года по делу N А06-5695/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южные транспортные линии" (346910, Ростовская обл., г. Новошахтинск, ул. Привольная, д. 31; ОГРН 1096176000040, ИНН 6151345343)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Нахимова, д. 42; ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414)
о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни от 20.05.2021 N 10311000-165/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании: от Астраханской таможни - Руденко Ю.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022, Дука И.В., действующий на основании доверенности от 20.01.2022; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Южные транспортные линии" (далее - ООО "ЮТЛ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Астраханской таможне (далее также - административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни от 20.05.2021 N 10311000-165/2021 о привлечении ООО "ЮТЛ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2021 по делу N А06-5695/2021 признано незаконным и отменено постановление Астраханской таможни от 20.05.2021 N 10311000-165/2021 о привлечении ООО "ЮТЛ" к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Астраханская таможня обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный об удовлетворении заявленных требований.
ООО "ЮТЛ" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Астраханской таможней представлены письменные пояснения по делу в порядке статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи, организованной при содействии Арбитражного суда Астраханской области, принимали участие представители Астраханской таможни.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представители Астраханской таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2021 по делу N А06-5695/2021 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на апелляционную жалобу и пояснений по делу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22.03.2021 таможенный представитель ООО "ЮТЛ", на основании договора таможенного представителя с декларантом от 17.03.2021 N 11/21бр, заключенного с ООО "ТД МИКС-ТРЕЙД", подал на Южный таможенный пост Южной электронной таможни электронную декларацию N 10323010/220321/0046402, для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товаров, прибывших из Турции, в адрес декларанта.
Согласно вышеуказанной декларации декларировались следующие товары:
1) "Кондитерские изделия из сахара, карамели, не содержащие какао, расфасованы для розничной продажи, предназначены для употребления в пищу, не содержат ГМО: "Карамель с кофейной начинкой MY Coffee, 8x1000 гр...", "Карамель ментоловая I LOVE MENTHOL, 16x400 гр...". Производитель SARAN SEKERLEME GIDA. SAN. VE TIC.LTD, товарный знак MY Coffee. Вес брутто/нетто 17 934/16 592 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 1704907500;
2) "Кондитерские изделия из сахара, жевательные конфеты, не содержат какао, расфасованы для розничной продажи, предназначены для употребления в пищу, не содержат ГМО: "Жевательные конфеты "TOFIGO SLIM", 8x1000 гр..., товарный знак TOFIGO SLIM", "Жевательные конфеты FLATAFFY, 8x1000 гр..., товарный знак FLATAFFY", "Жевательные конфеты Tofigo Stick, 8x1000 гр..., товарный знак Tofigo Stick", "TOFIGO SLIM", 8x800 гр..., товарный знак TOFIGO SLIM", "Жевательные конфеты FLATAFFY, 8x800 гр..., товарный знак FLATAFFY". Производитель SARAN SEKERLEME GIDA. SAN. VE TIC.LTD, товарный знак MY Coffee. Вес брутто/нетто 2 272,5/2 040 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 1704906500;
3) "Кондитерские изделия из сахара, ириски с шоколадно-кремовой начинкой, содержащие какао, расфасованы для розничной продажи, предназначены для употребления в пищу, не содержат ГМО": "Ириска с шоколадно-кремовой начинкой ECLAIRS, 24x250 гр..., товарный знак "ECLAIRS", "Ириска с шоколадно-кремовой начинкой ECLAIRS, 8x1000 гр..., товарный знак "ECLAIRS". Производитель SARAN SEKERLEME GIDA. SAN. VE TIC.LTD, товарный знак MY Coffee. Вес брутто/нетто 573/510 кг, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 1806905002.
В результате таможенного досмотра был установлено, что фактический вес товаров нетто/брутто составил 19 577,7 кг / 20815,44 кг, вместо заявленных 19142 кг /20779,5 кг. Превышение фактического веса товара нетто над указанным в ДТ N 10323010/220321/0046402 составило 435,7 кг, в том числе превышение веса товара N 1 составило 321,01 кг, товара N 2 - 105,45 кг, товара N 3 - 9,24 кг.
30.04.2021 по вышеуказанному факту Астраханской таможней в отношении ООО "ЮТЛ" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением Астраханской таможни от 20.05.2021 N 10311000-165/2021 ООО "ЮТЛ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 202 215,04 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что количественные характеристики товара соответствуют действительности, что говорит об отсутствии в действиях ООО "ЮТЛ" состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия считает обжалуемое решение подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Постановлением Астраханской таможни от 20.05.2021 N 10311000-165/2021 ООО "ЮТЛ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Привлекая лицо к административной ответственности, административный орган обязан установить все элементы состава административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
Объектом правонарушения выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты.
Объективной стороной является внешнее проявление противоправного поведения: действие, бездействие. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, его систематичности, повторности, злостности.
Субъектом административного правонарушения выступает лицо, виновное в его совершении.
Субъективная сторона определяет форму вины такого лица (умысел, неосторожность).
Отсутствие одного из четырех элементов означает отсутствие и самого состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения является порядок таможенного декларирования товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует действие лица, выразившееся в заявлении неполных, недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. К таким сведениям относятся: наименование товара, его описание, вес, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения, таможенная стоимость и иные.
Субъектом административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее таможенное декларирование товаров и на которого в силу этого возложена обязанность по заявлению таможенным органам достоверных сведений о декларируемых товарах, перечень которых установлен правом Евразийского экономического союза, т.е. любое лицо, осуществляющее таможенное декларирование товаров, то есть как декларант, так и его таможенный представитель, действующий от его имени и по его поручению.
Субъективная сторона правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ применяется в том случае, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Статьей 105 ТК ЕАЭС установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан: 1)произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 17 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
На основании Инструкции по заполнению таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 в графе 31 (грузовые места и описание товаров) указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Согласно пункту 2 статьи 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операции таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Заявитель, осуществляющий свою деятельность в качестве таможенного представителя, на основании договора таможенного представителя от 17.03.2021 N 11/21бр, заключенного с ООО "ТД МИКС-ТРЕЙД", подал ДТ N 10323010/220321/0046402.
В графе 31 ДТ товар заявлен со следующими характеристиками:
- кондитерские изделия из сахара, карамели, не содержащие какао, расфасованы для розничной продажи, предназначены для употребления в пищу, не содержат гмо карамель с кофейной начинкой my coffee, 8x1000 г, кол-во 30.00 шт. (796),
В графе 31 добавочного листа к ДТ:
- кондитерские изделия из сахара, жевательные конфеты, не содержащие какао, расфасованы для розничной продажи, предназначены для употребления в пищу, не содержат гмо жевательные конфеты tofigo slim, 8x1000 г, кол-во 50.00 шт.
- жевательные конфеты flataffy, 8x1000 г, кол-во 75.00 шт.
- жевательные конфеты tofigo slim, 8x800 г, кол-во 50.00 шт.
- жевательные конфеты flataffy, 8x800 г, кол-во 50.00 шт.
- кондитерские изделия из сахара, ириски с шоколадно-кремовой начинкой, содержащие какао, расфасованы для розничной продажи, предназначены для употребления в пищу, ириска с шоколадно-кремовой начинкой eclairs, 24x250 г, кол-во 45.00 шт.
В графе 38 ДТ вес нетто товара указан в количестве 22 500 кг был заявлен на основании коммерческих документов (приложение к контракту, инвойс, упаковочный лист) и с учетом характеристик товара, указанных на самой упаковке товара.
Результаты проведения таможенного досмотра оформляются путем составления акта таможенного досмотра (далее - АТД), форма которого определяется Комиссией. Форма АТД утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов".
Методика измерений от 27.09.2018 N 204/2-03/RA.RU.311787-2016/2018 (далее - Методика), указанная в АТД доведена до таможенных органов Российской Федерации для практического применения письмом ФТС России от 01.10.2018 N09-93/62148.
Таможенный досмотр был проведен в объеме 100% всех товаров.
Судебной коллегией установлено, что в товаре N 1 было представлено к досмотру 3 наименования (вида) конфет, в связи с этим было необходимо найти вес нетто каждого наименования (брутто находятся путем взвешивания товара с упаковкой).
Для удобства подсчета результатов взвешивания должностными лицами отдела таможенного досмотра использовался протокол определения массы нетто товара расчетным способом.
Согласно Методике инспектором, проводившим таможенный досмотр, были произведены следующие действия
1) произведено взвешивание в 23 приема всего товара одного наименования в 1100 коробках. Результаты взвешивания занесены в протокол, в котором производится вычисления среднего веса одной коробки. Получили общий вес брутто 1100 коробок одного наименования - 9 573,00 кг;
2) отобрано 3 коробки с товаром данного наименования. Коробки с товаром вскрываются и пустые коробки взвешиваются за три приема. Результаты взвешивания заносятся в протокол, в котором производятся вычисления среднего веса одной пустой коробки. Получили общий вес 1100 шт. пустых коробок одного наименования - 565,400 кг;
3) после занесения результатов взвешивания в протокол, в котором автоматически вычисляется вес нетто всей партии и вес брутто всей партии одного наименования с учетом погрешности весового оборудования, инспектор проверяет данные в ручную и описывает данные действия в описательной части акта таможенного досмотра. В итоге получаем результат вес нетто одного наименования товара - 9007,900 кг.
4) данные действия производятся по каждому наименованию товара N 1
- карамель с кофейной начинкой "MY COFFEE" (товар N 1 по ДТ) 1100 шт. вес нетто - 9007,900 кг.
- карамель с кофейной начинкой "MY COFFEE" (товар N 1 по ДТ) 950 шт. вес нетто - 7710,200 кг.
- карамель ментоловая "LOVE MENTOL" (товар N 1 по дт) 30 шт. вес нетто - 194,910
В итоге общий вес нетто товара N 1 составил 9007,900 кг +7710,200 кг +194,910 кг =16913,01 кг, что на 321,01 кг больше, чем указано в ДТ.
Результаты взвешивания зафиксированы на фотографиях, приложенных к АТД.
В процессе проверки точности вычисления используются оформленные протоколы определения массы нетто товара расчетным способом и фото с результатами взвешивания.
Аналогичные действия произведены с товарами N 2, N 3.
Арифметических ошибок апелляционной коллегией не установлено.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что таможенный досмотр проводился в присутствии представителя ООО "ТД МИКС-ТРЕЙД" Комалева Р.А., у которого замечаний и претензий по проведению таможенного досмотра и вышивания товарной партии не поступило.
Согласно пункту 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
При должной мере осмотрительности и заботливости, ООО "ТД МИКС-ТРЕЙД", являющимся таможенным представителем и оказывающим услуги по таможенному декларированию товаров на профессиональной основе, должно было и могло до подачи ДТ установить сведения о фактическом количестве погруженного товара.
Однако Общество не воспользовалось правом предварительного досмотра товара до подачи ДТ в таможенный орган, сознательно приняв на себя риск заявления при декларировании недостоверных сведений о количестве товара.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно пункту 1 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство.
В пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС (ранее - статья 181 ТК ТС) регламентирован общий перечень сведений заявляемых декларантом, либо таможенным представителем в таможенной декларации, в список которых входит, сведения о заявляемой процедуре, о декларанте, стране происхождения, стоимости, в том числе признаки товара:
- это его качественные характеристики: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, чего не было оговорено в п.2 пп.5 ст.181 ТК ТС.
- количественные характеристики: количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.
Под качественными характеристиками товара понимается совокупность внутривидовых потребительских свойств товара, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. К качественным характеристикам товара относятся цвет, материал, форма изделия, наличие на товаре определенного покрытия.
В рассматриваемом случае качественными характеристиками товара N 1 являются "Кондитерские изделия из сахара, карамели, не содержащие какао, предназначены для употребления в пищу, не содержащие ГМО, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 1704 90 750 0; товара N 2 - "Кондитерские изделия из сахара, жевательные конфеты, не содержащие какао, расфасованные для розничной продажи, предназначены для употребления в пищу, не содержащие ГМО, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 1704 90 650 0; товара N 3 - "Кондитерские изделия из сахара, ириски с шоколадно-кремовой начинкой, содержащие какао, расфасованные для розничной продажи, предназначены для употребления в пищу, не содержащие ГМО, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 1806 90 500 2.
Под количественными характеристиками товара понимаются его параметры, количество, характеризующее любые свойства и состояние (единицы объема, веса, штуки).
В ТН ВЭД ЕАЭС применяют следующие единицы измерения: основная единица - килограмм, условное обозначение - кг, код единицы измерения - 166; 25 дополнительных единиц измерения, в том числе дополнительная единица измерения - штука, условное обозначение - шт., код единицы измерения - 796.
В отношении задекларированных товаров согласно текстам товарных подсубпозиций 1704 90 650 0, 1704 90 650 0, 1806 90 500 2 ТН ВЭД ЕАЭС применяется основная единица измерения - "килограмм", иные дополнительные единицы измерения не установлены.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.
Таким образом, законодатель прямо указал в подпункте 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС на то что, качественные характеристики товара необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин и налогов, в отличие от веса товара, являющегося основной единицей количества товара, позволяющим учесть непосредственно сам полезный груз.
Кроме того, в силу пункта 29 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Инструкция) в графе 38 декларации "Вес нетто (кг)" вес товара указывается в килограммах масса "нетто" декларируемого товара: для товара, перемещаемого в упакованном виде: масса декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и (или) первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров; масса декларируемого товара без учета какой-либо упаковки в остальных случаях. Через знак разделителя "/" указывается масса "нетто" декларируемого товара без учета всех видов упаковки при наличии таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих, иных документах либо на упаковке товара (пункт 36 Инструкции).
Согласно акту таможенного досмотра от 25.03.2021 N 10311100/290321/100011 вес нетто декларируемых товаров с учетом первичной упаковки составил 19577,7 кг., а в графе 38 ДТ N 10323010/220321/0046402 заявлен вес нетто - 19142 кг, т.е. на 435,7 кг меньше, чем установлено таможенным органом по результатам проведения таможенного досмотра.
Таким образом, ООО "ЮТЛ" были заявлены недостоверные сведения о количественных характеристиках (весе нетто в килограммах) декларируемых товаров, нарушив требования пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о неправильной квалификации административным органом совершенного Обществом правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ вместо части 2 статьи 16.2 КоАП РФ судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего: часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Аналогичная позиция по вопросу разграничения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2021 N 83-АД20-9, Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2014 N 18-АД13-4.
В рассматриваемом случае таможенным представителем ООО "ЮТЛ" в декларации на товары N 10323010/220321/0046402 качественные характеристики товаров NN 1, 2, 3, необходимые для таможенных целей, были заявлены верно, однако по количественным характеристикам товар по ДТ N10323010/220321/0046402 был задекларирован не полностью.
Материалы дела свидетельствуют, что ООО "ЮТЛ" при таможенном декларировании товаров нарушило требования статей 84, 104 ТК ЕАЭС.
Совершенные Обществом действия являются противоправными и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно полученному в ходе производства по делу об административном правонарушении заключению специалиста ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону ЭИО N 1 (г. Астрахань) от 26.04.2021 N 12406050/0010564 общая свободная (рыночная) стоимость товара (кондитерские изделия), являющегося предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении N 10311000-165/2021, по состоянию на 22.03.2021 составила 202 215,04 руб., в том числе: свободная (рыночная) стоимость товара N 1 - 149 484,73 руб. (в количестве 321,01 кг), свободная (рыночная) стоимость товара N 2 - 48 726,34 руб. (в количестве 105,45 кг), свободная (рыночная) стоимость товара N 3 - 4 003,97 руб. (в количестве 9,24 кг).
Вина ООО "ЮТЛ" в совершении указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.04.2021 N 10311000-165/2021, декларацией на товары N 10323010/220321/0046402 с комплектом документов, актом таможенного досмотра от 25.03.2021 N 10311100/290321/100011, протоколом опроса свидетеля Белокопытова Ю.А., протоколом опроса свидетеля Сагиденова Н.Н., заключением специалиста от 26.04.2021 N 12406050/0010564, протоколом об административном правонарушении от 30.04.2021 N 10311000-165/2021.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, считает доказанной объективную сторону вменяемых ООО "ЮТЛ" правонарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законодательством обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "ЮТЛ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
ООО "ЮТЛ" привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административных штрафов назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенных правонарушений, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
В силу статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции вправе, в частности, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что
постановление Астраханской таможни от 20.05.2021 N 10311000-165/2021 о привлечении ООО "ЮТЛ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении требований ООО "ЮТЛ" следует отказать. Таким образом, решение Астраханской области от 16.11.2021 по делу N А06-5695/2021 подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 ноября 2021 года по делу N А06-5695/2021 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Южные транспортные линии" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5695/2021
Истец: ООО "ЮТЛ"
Ответчик: Астраханская таможня
Третье лицо: АО АС, Двенадцатый Арбитражный аппелляционный суд