г. Москва |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А40-98133/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Д.Е. Лепихина, Т.Т. Марковой, |
при ведении протокола |
помощником судьи Полушкиной Д.Д., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Куйбышевазот"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2021 г. по делу N А40-98133/21,
по заявлению ПАО "Куйбышевазот"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
третье лицо: Федеральное казначейство
о признании незаконным Требования,
при участии:
от Федерального казначейства - Хусаинов И.Р., дов. от 06.12.2021 г.
от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - Берулин А.Н., дов. от 17.12.2021 г.
от ПАО "Куйбышевазот" - Игнатьева И.Е., дов. от 18.10.2021 г.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "КуйбышевАзот" (далее - Заявитель, ПАО "КуйбышевАзот", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заинтересованное лицо, Минпромторг России, Министерство) о признании незаконным Требования N 3061/03 от 21.01.2021 г.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021 г. в удовлетворении заявления ПАО "КуйбышевАзот" отказано.
ПАО "КуйбышевАзот" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ПАО "КуйбышевАзот" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Минпромторга в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Федерального казначейства в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Судом первой инстанции установлено, что 21 января 2021 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в адрес ПАО "КуйбышевАзот" было направлено требование N 3061/03 о возврате предоставленных средств субсидий в доход федерального бюджета на сумму 11 662 683 рубля 57 копеек и уплате штрафа в размере выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, что 21.12.2019 г. Минпромторг России и ПАО "КуйбышевАзот" (далее - Получатель) заключили Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции от 21.12.2019 г. N 020-11 -2019-1344 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1.1. Соглашения Министерство предоставляет Получателю в порядке и на условиях Соглашения и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 г. N 496 "О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции" (далее - Правила N 496) субсидии в целях возмещения затрат Получателя, указанных в приложении N 2 к Соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный Министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 г. по 31.08.201г. (с 01.07.2018 г. по 31.08.2019 г. - для продукции отрасли автомобилестроения), в размере, указанном в пункте 2.1 Соглашения, определенном в соответствии с пунктом 5 Правил N 496.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения Министерством была перечислена Получателю субсидия в размере 195 987 113,50 руб.
Федеральным казначейством в период с 29.09.2020 г. по 19.10.2020 г. в отношении Минпромторга России проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы.
По итогам проверки Федеральным казначейством был составлен акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2020 г., направленный в адрес Министерства письмом от 23.10.2020 г. N 18-03-01/21698, и направлено представление от 15.12.2020 г. N 18-03-01/26118 (далее - Представление), в которых указано, помимо прочих, следующее выявленное нарушение: в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. N 181-ФЗ), подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ), пункта 5 Правил N496 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 г. N 1214), пункта 3.1.2 Соглашения в 2019 году Минпромторгом России предоставлена субсидия ПАО "КуйбышевАзот" при отсутствии подтверждения производства ткани кордной за период с 01.10.2018 г. по 21.05.2019 г. на территории Российской Федерации (на период транспортировки), что привело к неправомерному предоставлению субсидии в сумме 11 662 683,57 руб. (пункт 17 Представления).
Письмом от 21.01.2021 г. N 3061/03 Министерство направило в адрес Получателя Требование о возврате субсидии в размере 11 662 683,57 руб. и уплате штрафа в размере выявленного нарушения.
Письмами от 12.02.2021 г. N 0042/72, от 15.02.2021 г. N 0042/86 и от 24.02.2021 г. N 0042/120 Получатель отказался удовлетворять указанные требования Министерства.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции исходил из того, что у Общества на период транспортировки продукции отсутствовало подтверждение производства ткани кордной за период с 01.10.2018 г. по 21.05.2019 г. на территории Российской Федерации, что является нарушением пункта 5 Правил N 496, пункта 3.1.2 Соглашения, в связи с чем, субсидия на сумму 11 662 683 рубля 57 копеек подлежала возврату в бюджет с уплатой штрафа.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 БК РФ субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами, развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов - малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии: с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 г. N 496 "О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции".
Пунктом 8 Правил N 496 определено, что субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого организацией с акционерным обществом "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ", Центр) как агентом Правительства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) определены критерии и порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением N 719, заключение выдается на основании заявления о выдаче заключения, представляемого в Минпромторг России субъектом деятельности в сфере промышленности.
В данном случае, производство Обществом продукции, соответствующей требованиям Постановления Правительства N 719, подтверждено заключениями Минпромторга России от 13.07.2017 г. и от 22.05.2019 г.
Фактически транспортировка продукции осуществлена в период с 01.10.2018 г. по 21.05.2019 г., в соответствии с пунктом 1.1.1 Соглашения от 21.12.2019 г. N 020-11 -2019-1344.
При этом пунктом 5 Правил N 496 не было предусмотрено, что подтверждение производства продукции на территории Российской Федерации должно быть получено на дату транспортировки продукции либо применительно к конкретным партиям произведенной продукции.
Согласно пункту 5 Правил N 496, для расчета размера субсидий, применяется коэффициент субсидирования, равный 0,8, в случае, если организация осуществляет производство продукции, соответствующей требованиям, приведенным в приложении к Постановлению N 719, что подтверждается заключением о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданным Минпромторг России в соответствии с Постановлением N 719, т.е. достаточным является подтверждение факта производства данной продукции конкретной организацией, установленного соответствующим документом, а не периода его производства и транспортировки.
Таким образом, затраты Общества, связанные с транспортировкой продукции обоснованно включены Обществом при расчете субсидии на транспортировку продукции, условия предоставления субсидий Обществом не нарушены, а оспариваемое требование противоречит действующему законодательству и нарушает права Заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о признании оспариваемого Заявителем Требование Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 3061/03 от 21.01.2021 г. незаконным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021 г. подлежит отмене, заявление ПАО "КуйбышевАзот" - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.08.2021 г. по делу N А40-98133/21 отменить.
Признать Требование Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 3061/03 от 21.01.2021 г. незаконным.
Взыскать с Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в пользу ПАО "Куйбышевазот" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3 000 руб., за подачу апелляционной жалобы - в сумме 1 500 руб.
Возвратить ПАО "Куйбышевазот" из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы - в сумме 1 500 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98133/2021
Истец: ПАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО