г. Москва |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А40-53235/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судей Чеботаревой И.А., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гапоновым М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Технология-люкс", Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2021 по делу N А40-53235/21,
принятое по иску ООО "Технология-люкс"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на применение льготной ставки,
третье лицо: Правительство Москвы,
при участии в судебном заседании представителей истца: Кондрашов Р.Е. по доверенности от 23.09.2020, диплом ВСГ 4884715 от 02.07.2010, ответчика: Руденко М.В. по доверенности от 13.12.2021, диплом КБ N 69093 от 13.07.2012, третьего лица: Руденко М.В. по доверенности от 10.12.2021, диплом КБ N 69093 от 13.07.2012,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Технология-люкс" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 03.08.2007 N 03-00421/07 с 01.01.2017 по 31.12.2019 в размере 4 500 руб. за кв.м в год, с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 4 750 руб. за кв.м в год в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Решением арбитражного суда от 22.11.2021 за ООО "Технология-Люкс" признано право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды N 03-00421/07 от 03.08.2007 с 01.01.2017 по 31.12.2019 в размере 4 500 руб. за кв. м в год в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в казне города Москвы", в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Истец, ответчик, третье лицо, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
В судебном заседании представитель заявителей (ответчика и третьего лица по делу) поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить в части, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Представитель истца в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить в части, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и третьего лица.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.08.2007 между ответчиком - Департаментом имущества города Москвы (правопреемником является Департамент городского имущества города Москвы, арендодатель) и истцом - ООО "Технология - люкс" (арендатор) заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, N 03-00421/07, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект, общей площадью 56,2 кв.м, расположенный по адресу г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 86.
Срок действия договора устанавливается с 03.08.2007 по 03.08.2012 (п. 2.1 договора).
Дополнительным соглашением от 23.10.2015 в соответствии с ч. 9 и ч. 10 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" по взаимному соглашению сторон срок действия договора аренды продлен по 30.06.2025. С 23.10.2015 ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда установлена за 1 кв.м в год в размере 18 436 руб. без учета НДС (п. 2 соглашения от 25.10.2015).
В связи с тем, что с 01.01.2015 со стороны ответчика не применялась льготная ставка арендной платы, истец направил в адрес ответчика заявление о перерасчете арендной платы по договору аренды от 03.08.2007 N 03-00421/07, которое оставлено последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции исходил из буквального содержания п.п. 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, согласно которой для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик и третье лицо указывают, что льготная ставка в размере 4 500 руб. за кв.м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек.
Суд отклоняет приведенный довод апелляционной жалобы.
Позиция ответчика и третьего лица не согласуется с буквальным содержанием п. 1 Постановления N 800-ПП.
Согласно названному пункту критерием для предоставления указанной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Таким образом, само по себе заключение дополнительного соглашения от 23.10.2015 о продлении срока аренды в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе п. 1.1.
В ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям договора аренды от 03.08.2007 и дополнительного соглашения от 23.10.2015 размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 01.01.2017 льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в п. 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 23.10.2015, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856 по делу N А40-36273/2019.
При рассмотрении настоящего дела ответчик не представил доказательств того, что истец в спорный период перестал отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод жалобы ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности по требования за период с 01.01.2017 по 16.03.2018.
Исковые требования заявлены за период с 01.01.2017 по 31.12.2020, исковое заявление поступило в арбитражный суд 16.03.2021. В этой связи Департаментом и Правительством Москвы заявлено о пропуске истцом сроков исковой давности за период с 01.01.2017 по 16.03.2018.
Статьями 195 и 196 Гражданского кодекса установлен трехлетний срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статья 200 ГК РФ устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на: требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304); другие требования в случаях, установленных законом.
В данном случае оснований для применения ст. 208 ГК РФ не имеется.
Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований за период с 01.01.2017 по 16.03.2018.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что применение срока исковой давности является формальным основанием для отказа в иске, а льготная ставка арендной платы применяется в силу закона, у ответчика в любом случае отсутствуют основания для начисления арендной платы в 2017, 2018 годах по рыночной ставке арендной платы.
Отказывая в удовлетворении требования о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 03.08.2007 N 03-00421/07 с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 4 750 руб. за кв.м в год, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для автоматического применения льготной ставки в отношении истца с 01.01.2020 не имеется.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что суд первой инстанции не применил положения ст. 4 ГК РФ, а также неправильно применил положения пунктов Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в казне города Москвы", в связи с чем ошибочно не согласился с правомерностью требования о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 03.08.2007 N 03-00421/07 с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 4 750 руб. за кв.м в год.
Суд признает обоснованными доводы апелляционной жалобы истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в оспариваемой истцом части, суд первой инстанции указал на то, что истец не представил в материалы дела доказательства обращения в Комиссию с заявлением с приложением необходимых документов, а также доказательств принятия Комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы на 2020-2021 год в соответствии с требованиями, установленными в Постановлении Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП (ред. от 24.11.2020) "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы".
Также суд указал, что началом действия редакции Постановления Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-1111 "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП и от 01.07.2013 N 424-ПП" является 22.09.2020, в связи с чем пришел к выводу о том, что оснований для автоматического применения льготной ставки в отношении истца с 01.01.2020 не имеется.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что в соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-1111, внесшим изменения в постановление Правительства Москвы N 800-ПП, не установлено, что он распространяет свое действие на ранее возникшие правоотношения.
Таким образом, новая редакция постановления N 800-ПП, исключающая для истца по спору при наличии дополнительного соглашении по ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона N135-ФЗ возможность автоматического применения минимальной ставки, актуальна для применения с 2021 года, поскольку закон не имеет обратной силы и не распространяет свое действие на правоотношения с 2020 года, в связи с чем является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что оснований для автоматического применения льготной ставки в отношении истца с 01.01.2020 не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части признания права на применение льготной ставки с 01.01.2017 по 31.12.2019, а также отмене в части отказа в удовлетворении требования о признании права на применение льготной ставки в размере 4750 руб./кв.м в год на 2020 год, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела с принятием нового судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2021 по делу N А40-53235/21 изменить в части признания права на применение льготной ставки с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Признать за ООО Технология-Люкс право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды 03-00421/07 от 03.08.2007 с 16.03.2018 по 31.12.2019 в размере 4500 руб. за кв.м в год в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 800-ПП О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в казне города Москвы.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2021 по делу А40-53235/21 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании права на применение льготной ставки в размере 4750 руб./кв.м в год на 2020 год.
Признать за ООО Технология-Люкс право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды 03-00421/07 от 03.08.2007 на 2020 год в размере 4750 руб. за кв.м в год в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 800-ПП О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в казне города Москвы.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО Технология-Люкс судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53235/2021
Истец: ООО " ТЕХНОЛОГИЯ - ЛЮКС "
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ