г. Москва |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А41-53222/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Виткаловой Е.Н., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Щипова А.Д. по доверенности от 22.12.2021;
от ЗАО "САЛЮТ-2" - Королева А.С. по доверенности от 10.09.2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "САЛЮТ-2" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2021 года по делу N А41-53222/21, по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ЗАО "САЛЮТ-2" о расторжении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ЗАО "САЛЮТ-2" о расторжении договора N 50-0587-04-0323 от 05.12.2008 аренды лесного участка в связи с непредставлением ответчиком проекта освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.10.2021 по делу N А41-53222/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ЗАО "САЛЮТ-2" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
Представитель ЗАО "САЛЮТ-2" в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель Администрации городского округа Мытищи Московской области в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании поддержала решение суда, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу и ходатайство о назначении судебной экспертизы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав явившихся представителей, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, дополнений, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.12.2008 между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва и Обществом заключен договор N 50-0587-04-03-0323 аренды лесного участка площадью 2,18 га, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Дмитровское лесничество, Истринское участковое лесничество, кв. 92 выд. 3,4, зарегистрированный в Управлении федеральной регистрационной службы по Московской области 05.10.2009 N 50-50-09/031/2009-139, под осуществление рекреационной деятельности, сроком до 22.06.2053.
Пунктом 11 п.п. в) Договора на Арендатора возложена обязанность в течение года в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
Пункт 11 пп. г) Договора возлагает на арендатора обязанность ежегодно подавать лесную декларацию.
Согласно п. 10 пп. а) Договора арендатор имеет право приступит к использованию лесного участка после предоставления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы.
Согласно ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов, лесная декларация Обществом не предоставлены, что явилось основанием обращения Комитета в суд с иском.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктом 30 настоящего приказа установлено, что проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 14.12.2018 N 26П-2892 введен в действие новый Лесохозяйственный регламент Клинского лесничества Московской области (изменения согласно Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 05.06.2019 N 29П-2118).
Из системного толкования норм действующего лесного законодательства обязанность разработки проекта освоения лесов возложена на определенное лицо, использующее леса. Разработанный проект не является приложением к лесному участку, поэтому не может передаваться другому арендатору.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проект освоения лесного участка, соответствующий требованиям действующего лесохозяйственного регламента, у арендатора отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка. Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
Данная позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О.
Из системного толкования статей 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм правовым последствием использования арендатором лесного участка в отсутствии действующего проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы, и неразработкой его в установленный срок является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Положения Лесного кодекса Российской Федерации устанавливают, что расторжение договора аренды лесного участка осуществляется по общим правилам гражданского и земельного законодательства, о чем прямо указано в пункте 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды может быть досрочно расторгнут судом по требованию арендодателя в случае, если арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. 05 мая 2021 года Комитет направил в адрес ответчика претензию, содержащую предложение о расторжении договора аренды, подписании соглашения о расторжении.
Факт направления по юридическому адресу ответчика претензии подтверждается почтовой квитанцией.
Разделом II Приказа Рослесхоза России N 69 установлены требования к содержанию проекта освоения лесов, который должен включать в себя сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Таким образом, проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ст. 1 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В нарушение условий договора аренды и требований лесного законодательства РФ ответчик не представил на утверждение новый проект освоения лесов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку ответчик, являясь Арендатором по договору аренды лесного участка, не выполняет длительное время обязательства по представлению проекта освоения лесов, имеющий положительное заключение экспертизы, требование о расторжении договора подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно п. 5 ст. 450.1 ГК РФ в случаях, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось истцом, что на протяжении трех лет Комитет получал от ответчика арендную плату, не заявляя требований о прекращении договорных отношений.
Кроме того, 13.12.2021 Комитетом лесного хозяйства Московской области был утвержден и согласован с ЗАО "САЛЮТ-2" новый план освоения лесов, необходимый для продолжения использования лесного участка (протокол N 28-ГС-1209 от 13.12.2021), а также направлен ответчику расчет арендной платы за январь-декабрь 2022 года.
В соответствии с пунктом 8 Информационного письма Президиума Верховного арбитражного суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" N 14 от 05.05.1997 требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2021 года по делу N А41-53222/21 подлежащим отмене, с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с Комитета лесного хозяйства Московской области подлежит взысканию в доход Федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2021 по делу N А41-53222/21 отменить.
В удовлетворении иска Комитета лесного хозяйства Московской области отказать.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу ЗАО "САЛЮТ-2" 3 000 руб. судебных расходов по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53222/2021
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: АО "САЛЮТ-2"