г. Москва |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А41-12764/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от СНТ "Поляна"- Марнов А.А. представитель по доверенности от 24.07.21 г.;,
от Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840) - Бугаева А.В. представитель по доверенности от 11.11.21 г.;
от Администрации городского округа Истра Московской области (ИНН 5017015766, ОГРН: 1035003055889) - представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273 ОГРН: 1097746296977) - представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561 - представитель не явился, надлежащим образом извещен.
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2021 года по делу N А41-12764/21,
по иску СНТ "Поляна" к Федеральному агентству лесного хозяйства, Администрации городского округа Истра Московской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Поляна" (далее - СНТ "Поляна",) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство), Администрации городского округа Истра Московской области (далее - администрация) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, - признать право собственности СНТ "Поляна" на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Истра, д. Горнево, территория СНТ "Поляна";
- установить границы земельного участка земель общего пользования СНТ "Поляна" с кадастровым номером 50:08:0060433:147, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, деревня Горнево по фактическому пользованию площадью 20 360 кв.м, в соответствии с геоданными приложения 1 землеустроительной экспертизы в испрашиваемых координатах;
- исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 путем исключения точек, представленных в приложении 10 и внесения точек в соответствии с приложением 11 землеустроительной экспертизы: исключить испрашиваемые координаты участка лесфонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352, внести в сведения ЕГРН новые координаты участка лесфонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - ТУ Росимущества)
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 мая 2018 года по делу N А41-15390/18 признать право собственности садоводческого некоммерческого товарищества "Поляна" на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Истра, д. Горнево, территория СНТ "Поляна". Установлены границы земельного участка земель общего пользования СНТ "Поляна" с кадастровым номером 50:08:0060433:147, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, деревня Горнево по фактическому пользованию площадью 20 360 кв. м в соответствии с геоданными приложения 1 землеустроительной экспертизы. Суд обязал исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 путем исключения точек, представленных в приложении 10 и внесения точек в соответствии с приложением 11 землеустроительной экспертизы: исключить в сведениях ЕГРН следующие координаты участка лесфонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352. Суд обязал внести в сведения ЕГРН новые координаты участка лесфонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 (т. 2 л.д.145-146).
Не согласившись с указанным судебным актом Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Федерального агентства лесного хозяйства доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области, Администрации городского округа Истра Московской области извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела 09.08.1988 исполнительным комитетом Истринского районного Совета народных депутатов Центральному управлению международных воздушных сообщений выдан Государственный акт серии А-1 N 051098 на право бессрочного пользования из земель совхоза "Онуфриевский" для коллективного садоводства земельный участок 8,5 га, в границах согласно плану землепользования. Распоряжением Исполнительного комитета Истринского районного Совета народных депутатов N 182-р от 18.08.1988 зарегистрирован Устав садоводческого товарищества Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота для организации коллективного сада на земельной площади 8,5 га, отведенной решением исполкома горсовета N 219/4 от 19.02.1988.
Распоряжением Исполнительного комитета Истринского районного Совета народных депутатов от 04.08.1989 N 214-р утвержден проект планировки и застройки коллективного сада Министерства гражданской авиации для садового товарищества "Поляна" площадью 8,5 га в количестве 102 участков.
Постановлением Главы Администрации Истринского района N 372-овз от 23.12.1994 у Министерства гражданской авиации был изъят ранее предоставленный предприятию для коллективного садоводства земельный участок площадью 6 га и закреплен за садоводческим товариществом "Поляна" с указанием о выдаче свидетельств "в обще-совместную собственность товарищества 5 700 кв.м (земли общего пользования)", в собственность граждан садоводческого товарищества 54 300 кв.м. Истец указал, что фактически территория СНТ "Поляна" была сформирована в границах с конца 1980-х годов (более пятнадцати лет назад), по всему периметру имеет ограждение, согласно генеральному плану на территории обустроены дороги, автостоянки, игровая и спортивная площадки, здания правления, водоем.
Содержащееся в указанном постановлении значение площади предоставляемого земельного участка в размере 6 га очевидно не соответствует ни генеральному плану, ни ранее выданному Государственному акту, ни обшей площади предоставленных гражданам земельных участков и, вероятно, является ошибочным. Согласно выписке из ЕГРН от 22.07.2020 площадь земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147 - 5 700 кв. м, границы земельного участка не установлены, вид разрешенного использования и категория земель не определены, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. 05.09.2020 общим собранием членов СНТ "Поляна" принято решение о приобретении в собственность юридического лица СНТ "Поляна" земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Истра, д. Горнево, территория СНТ "Поляна", относящегося к имуществу общего пользования.
При проведении кадастровых работ, проводимых МУП "Лимб" в целях определения указанных границ, выявлено наличие реестровой ошибки, а именно: пересечение земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147 с землями лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения СНТ "Поляна" в Истринский городской суд.
Определением Истринского городского суда от 08.12.2020 по делу N 2-2452/20 гражданское дело передано в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147 находится в фактическом владении и используются СНТ "Поляна" как земли общего пользования, вещное право товарищества на указанные земельные участки является ранее возникшим и подтвержденным.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства указывает что решение суда первой инстанции является неправомерным.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
. В силу пункт 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), к искам о правах на недвижимое имуществом относятся в частности и иски о признании права.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 58 и 59 постановления Пленума N 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ранее действовавшими нормами (статьи 30, 66 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1), пункта 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N1767 (ред. от 24.12.1993) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России") установлено следующее. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю. Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
Статьей 8 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) было предусмотрено, что земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
Таким образом, правовая природа коллективной совместной собственности в частности на земли общего пользования в советский период связана с пониманием садового товарищества как коллективного объединения граждан, действующего по воле и в интересах своих членов, обладающим ограниченной правосубъектностью. Дальнейшее реформирование земельного законодательства связано, в том числе, с введением в действие ГК РФ, принятием Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статьи 14 и 28) и Земельного кодекса Российской Федерации, которые признают садовое некоммерческое товарищество в качестве самостоятельного частного субъекта гражданских прав.
При этом буквальное толкование статьи 8 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) свидетельствует, что земли общего пользования предоставлялись непосредственно садовому товариществу, а не его членам.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством
Как следует из пункта 6 статьи 3 Закона N 217-ФЗ земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
Из буквального толкования вышеприведенных норм права следует, что основанием возникновения прав на земельные участки являются не только свидетельства и государственные акты, но также любые другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные правообладателям до 21.07.1997.
Истцом в материалы дела представлены Государственный Акт А-1 N 051098 от 09.08.1988, решение Исполнительного комитета Мособлсовета от 23.06.1988 N 881/18 "Об отводе земельного участка под коллективное садоводство Центральному управлению международных воздушных сообщений в Истринском районе", архивная копия решения Истринского городского Совета народных депутатов Московской области от 05.08.1988 N 1151/15 "Об утверждении границ отвода земельного участка в натуре ЦУМВС под коллективное садоводство", распоряжения Исполкома Истринского городского совета народных депутатов N182-р от 18.08.1988 и N 214 от 04.08.1989; постановление Главы Администрации Истринского района N 372-овз от 23.12.1994 "О закреплении земель и выдаче свидетельств садоводческому товариществу "Поляна" д. Горнево Онуфриевского сельского округа".
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд обоснованно указал, что вещное право товарищества на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147 является ранее возникшим и подтвержденным, правообладателем указанного земельного участка является СНТ "Поляна" как юридическое лицо.
Истцом заявлено требование об установлении в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления Пленума N 10/22, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
При этом иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (статья 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 АПК РФ право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ по ходатайству истца определением Истринского городского суда от 16.09.2020 по делу N 2-2452/20 была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Скворцовой А.Г.
На разрешение эксперта судом поставлены следующие вопросы: - описать фактические границы земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0060433:147, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Онуфриевское, д. Горнево, СНТ "Поляна" и внешние границы СНТ "Поляна".
Соответствуют ли фактические границы указанного земельного участка правоустанавливающим документам, государственному акту на право пользования земельным участком, генплану СНТ "Поляна", планшету лесоустройства?
- имеются ли пересечения границ земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0060433:147 с границами земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0000000:352?
- описать варианты установления границ земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0060433:147 в соответствии с правоустанавливающими документами, в соответствии с фактическим землепользованием и границами землеотвода СНТ "Поляна"?
- является ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0060433:147 на земли лесного фонда результатом реестровой ошибки?
В случае выявления реестровой ошибки, предоставить варианты исправления реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0000000:352.
Согласно экспертному заключению, фактическая граница СНТ "Поляна" по конфигурации в целом соответствует Государственному акту А-1 N 051098 от 09.08.1988, небольшое отклонение выявлено в северо-западной части границы, где расположены въезд в товарищество и трансформаторная подстанция.
Фактическая площадь всего СНТ "Поляна" составляет 83 889 кв. м, что меньше площади по государственному акту на 1111 кв. м.
Фактическая граница земель общего пользования СНТ "Поляна" с кадастровым номером 50:08:0060433:147 в целом соответствует генеральному плану, небольшое отклонение выявлено в северо-западной части границы, в месте расположения въезда в СНТ "Поляна" и трансформаторной подстанции. Площадь участка земель общего пользования СНТ "Поляна" по фактическим границам составляет 20 360 кв. м.
Эксперт указал, что генеральный план СНТ "Поляна" содержит экспликацию с указанием баланса территории товарищества: площадь дорог с кюветами - 1,5 га, площадь технических водоемов - 0,4 га, площадь стоянок для автомашин - 0,12 га, площадь игровых и спортивных площадок - 0,11 га, площадь правления - 0,11 га.
Кроме того, указаны площадь под сооружения средств пожаротушения, для мусоросборников, прочие территории, однако качество копии генерального плана не позволяет прочесть их значения.
Таким образом, суммируя вышеперечисленные значения баланса территории, как минимум 2,24 га являются землями общего пользования СНТ "Поляна" в соответствии с утвержденным генеральным планом.
По второму вопросу эксперт пояснил, что участок лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 пересекает земли общего пользования СНГ "Поляна" с участком с кадастровым номером 50:08:0060433:147.
Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек границы лесфонда не соответствует нормативной. Вероятно, граница земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:352 была определена картометрически, без непосредственного уточнения на местности, вследствие чего образовалось пересечение границ, что свидетельствует о наличии реестровой ошибки в границах участка с кадастровым номером 50:08:0000000:352.
По третьему вопросу эксперт указал, что вариант установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147 в соответствии с правоустанавливающими документами, в соответствии с фактическим землепользованием и границами землеотвода СНТ "Поляна", установить невозможно, поскольку отсутствует план или какой-либо другой графический материал на площадь 5700 кв. м по постановлению Главы администрации Истринского района от 23.12.1994 N 372-св.з.
Вариант установления границы земель общего пользования СНТ "Поляна" с кадастровым номером 50:08:0060433:147 по фактическому пользованию площадью 20360 кв.м представлен на плане в Приложении 2, геоданные представлены в Приложении 1. Вариант установления границы земель общего пользования СНТ "Поляна" с кадастровым номером 50:08:0060433:147 в соответствии с границами землеотвода по государственному акту А-1 N 051098 от 09.08.1988 площадью 20238 кв.м, представлен на плане в приложении N 8, геоданные представлены в приложении N 9.
При данном варианте установления границ потребуется переместить трансформаторную подстанцию, домик сторожа и въездные ворота товарищества.
По четвертому вопросу эксперт пояснил, что граница участка лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 по сведениям ЕГРН не соответствует фактической границе.
Образовалось пересечение границ площадью 2867 кв. м, в то время как на местности отсутствуют пересечения и самозахваты. Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек участка с кадастровым номером 50:08:0000000:352 ниже нормативной точности.
Все вышесказанное свидетельствует о наличии реестровой ошибки. Указанная ошибка может быть устранена путем исключения из ЕГРН недвижимости точек, представленных в приложении N 10 и внесения новых точек в соответствии с приложением N 11. План границ с вариантом исправления участка лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 представлен в приложении 12.
Определением суда от 07.07.2021 эксперту предложено представить пояснения по результатам проведения экспертизы по следующим вопросам: соответствует ли государственному акту, генеральному плану застройки фактическая граница земель общего пользования в точках 33-34-35-36-37-38-39 в северо-западной части границы?
Если не соответствует, то чем вызвано такое отклонение?
- имеется ли пересечение (наложение) фактических границ в северо-западной части границы по точкам 33-34-35-36-37-38-39 с иными земельными участками, указать их правообладателей. Указать графически и на схеме, в табличном варианте координаты пересечения, наложения. - пояснить причины возникновения пересечений, наложений, площадь и границы наложений в северо-западной части границы по точкам 33-34-35-36-37-38-39, является ли причиной пересечений, наложений реестровая ошибка.
При наличии реестровой ошибки предложить варианты ее устранения, отобразить графически (в форме таблицы, с указанием исключаемых точек ЕГРН и точек, подлежащих внесению (с отображением координат, длин линий и дирекционных углов)?
Экспертом в материалы дела представлено дополнение к заключению землеустроительной экспертизы, в котором экспертом сделаны выводы о том, что отклонение фактической границы земель СНТ "Поляна" от границы в соответствии с Государственным актом составляет 121 кв. м.
На указанной территории расположен въезд в СНТ "Поляна", домик сторожа и трансформаторная подстанция. Границы существуют на местности более 15 лет и закреплены объектами искусственного происхождения (забором).
При сопоставлении фактической границы СНТ "Поляна" со сведениями ЕГРН, а также согласно планшету ВИСХАГИ, выявлено, что указанное отклонение в северо-западной части границы не входит в границу лесфонда, а расположена на землях для садоводства. Рассматриваемый участок, находящийся в пользовании СНТ "Поляна", площадью 121 кв. м является землями неразграниченной государственной собственности.
В судебном заседании эксперт подтвердил свои выводы.
Заключение экспертизы и дополнение к нему, в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ, обоснованно приняты судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истцом уточнены заявленные требования, а также круг лиц, к которым предъявлены требования, в соответствии с выводами, изложенными в экспертном заключении и дополнении к нему.
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах, учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147 находится в фактическом владении и используются СНТ "Поляна" как земли общего пользования, вещное право товарищества на указанные земельные участки является ранее возникшим и подтвержденным, принимая во внимание содержащиеся в представленном экспертном заключении с дополнением выводы эксперта, суд обоснованно удовлетворил исковые требования СНТ "Поляна"
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2021 года по делу N А41-12764/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12764/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МО, СНТ "Поляна", ФАЛХ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ТУ ФАУГИ в Московской области
Третье лицо: Истринский филиал ГКУ МО "Мособллес", Комитет лесного хозяйства МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области