город Москва |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А41-12764/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Марнов А.А., доверенность от 24.07.2021;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 06 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Рослесхоза
на решение от 12 ноября 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 01 марта 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-12764/21
по иску СНТ "Поляна"
о признании права собственности, об установлении границ земель общего пользования, об исправлении реестровой ошибки
к Администрации городского округа Истра Московской области, Рослесхозу,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Мособлкомлес, ТУ Росимущества в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Поляна" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Истра Московской области (далее - администрация) и Рослесхозу (далее - агентство) о признании права собственности СНТ "Поляна" на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Истра, д. Горнево, территория СНТ "Поляна"; об установлении границ земельного участка земель общего пользования СНТ "Поляна" с кадастровым номером 50:08:0060433:147, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, д. Горнево по фактическому пользованию, площадью 20.360 кв.м, в соответствии с геоданными приложения 1 землеустроительной экспертизы в испрашиваемых координатах; об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о земельном участке лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 путем исключения точек, представленных в приложении 10 и внесения точек в соответствии с приложением 11 землеустроительной экспертизы: исключить испрашиваемые координаты участка лесфонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352, внести в сведения ЕГРН новые координаты участка лесфонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Мособлкомлес и ТУ Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 09.08.1988 исполнительным комитетом Истринского районного Совета народных депутатов Центральному управлению международных воздушных сообщений выдан государственный акт серии А-1 N 051098 на право бессрочного пользования из земель совхоза "Онуфриевский" для коллективного садоводства земельного участка, площадью 8,5 га, в границах согласно плану землепользования. Распоряжением Исполнительного комитета Истринского районного Совета народных депутатов от 18.08.1988 N 182-р зарегистрирован устав садоводческого товарищества Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота для организации коллективного сада на земельной площади 8,5 га, отведенной решением исполкома горсовета от 19.02.1988 N 219/4.
Распоряжением Исполнительного комитета Истринского районного Совета народных депутатов от 04.08.1989 N 214-р утвержден проект планировки и застройки коллективного сада Министерства гражданской авиации для товарищества, площадью 8,5 га, в количестве 102 участков.
Постановлением главы Администрации Истринского района от 23.12.1994 N 372-овз у Министерства гражданской авиации изъят ранее предоставленный предприятию для коллективного садоводства земельный участок, площадью 6 га, и закреплен за товариществом с указанием о выдаче свидетельств "в обще-совместную собственность товарищества 5.700 кв.м (земли общего пользования)", в собственность граждан товарищества 54.300 кв.м.
Суды отметили, что администрация указала, что фактически территория товарищества сформирована в границах с конца 1980-х годов (более пятнадцати лет назад), по всему периметру имеет ограждение, согласно генеральному плану на территории обустроены дороги, автостоянки, игровая и спортивная площадки, здания правления, водоем.
Содержащееся в указанном постановлении значение площади предоставляемого земельного участка в размере 6 га очевидно не соответствует ни генеральному плану, ни ранее выданному государственному акту, ни общей площади предоставленных гражданам земельных участков и, вероятно, является ошибочным.
Согласно выписке из ЕГРН от 22.07.2020 площадь земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147 составляет 5.700 кв.м, границы земельного участка не установлены, вид разрешенного использования и категория земель не определены, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. 05.09.2020 общим собранием членов товарищества принято решение о приобретении в собственность товарищества земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Истра, д. Горнево, территория СНТ "Поляна", относящегося к имуществу общего пользования.
При проведении кадастровых работ, осуществляемых МУП "Лимб" в целях определения указанных границ, выявлено наличие реестровой ошибки, а именно: пересечение земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147 с землями лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в Истринский городской суд.
Определением Истринского городского суда от 08.12.2020 по делу N 2-2452/20 гражданское дело передано в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные администрацией требования, суды обоснованно исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147 находится в фактическом владении товарищества и используются им как земли общего пользования, вещное право товарищества на указанные земельные участки является ранее возникшим и подтвержденным.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), к искам о правах на недвижимое имуществом относятся в частности и иски о признании права.
В соответствии с пунктами 58 и 59 Постановления N 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ, либо возникли независимо от их регистрации.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ранее действовавшими нормами (статьи 30 и 66 Земельного кодекса РСФСР, пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 (ред. от 24.12.1993) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ N 1767)) установлено следующее. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю. Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие Указа N 1767, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
Статьей 8 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось, что земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
Таким образом, как указали суды, правовая природа коллективной совместной собственности, в частности, на земли общего пользования в советский период связана с пониманием садового товарищества как коллективного объединения граждан, действующего по воле и в интересах своих членов, обладающим ограниченной правосубъектностью. Дальнейшее реформирование земельного законодательства связано, в том числе, с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, принятием Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статьи 14 и 28) и Земельного кодекса Российской Федерации, которые признают садовое некоммерческое товарищество в качестве самостоятельного частного субъекта гражданских прав.
При этом суды правомерно отметили, что буквальное толкование статьи 8 Земельного кодекса РСФСР свидетельствует о том, что земли общего пользования предоставлялись непосредственно садовому товариществу, а не его членам.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством
Как следует из пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 217-ФЗ, земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
Суды правомерно отметили, что из буквального толкования вышеприведенных норм права следует, что основанием возникновения прав на земельные участки являются не только свидетельства и государственные акты, но также любые другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные правообладателям до 21.07.1997.
Как указали суды, товариществом в материалы дела представлены государственный акт от 09.08.1988 серии А-1 N 051098, решение Исполнительного комитета Мособлсовета от 23.06.1988 N 881/18 "Об отводе земельного участка под коллективное садоводство Центральному управлению международных воздушных сообщений в Истринском районе", архивная копия решения Истринского городского Совета народных депутатов Московской области от 05.08.1988 N 1151/15 "Об утверждении границ отвода земельного участка в натуре ЦУМВС под коллективное садоводство", распоряжения Исполкома Истринского городского совета народных депутатов от 18.08.1988 N 182-р и от 04.08.1989 N 214; постановление Главы Администрации Истринского района от 23.12.1994 N 372-овз "О закреплении земель и выдаче свидетельств садоводческому товариществу "Поляна" д. Горнево Онуфриевского сельского округа".
При таких обстоятельствах суды обоснованно заключили, что вещное право товарищества на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147 является ранее возникшим и подтвержденным, правообладателем указанного земельного участка является товарищество как юридическое лицо.
Также суды указали, что товариществом заявлено требование об установлении в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ.
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 2, 52, 53, 56 Постановления N 10/22, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
При этом иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Суды, исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, правомерно заключили, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Суды указали, что необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (статья 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу частей 8, 9, 10 и 11 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.
Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.
Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного частью 11 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, или случая выявления воспроизведенной в ЕГРН ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству товарищества определением Истринского городского суда от 16.09.2020 по делу N 2-2452/20 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Скворцовой А.Г.
На разрешение эксперта судом поставлены следующие вопросы:
- Описать фактические границы земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0060433:147, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Онуфриевское, д. Горнево, СНТ "Поляна" и внешние границы товарищества.
- Соответствуют ли фактические границы указанного земельного участка правоустанавливающим документам, государственному акту на право пользования земельным участком, генплану товарищества, планшету лесоустройства?
- Имеются ли пересечения границ земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0060433:147 с границами земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0000000:352?
- Описать варианты установления границ земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0060433:147 в соответствии с правоустанавливающими документами, в соответствии с фактическим землепользованием и границами землеотвода товарищества.
- Является ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0060433:147 на земли лесного фонда результатом реестровой ошибки?
В случае выявления реестровой ошибки, предоставить варианты исправления реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером, 50:08:0000000:352.
Согласно экспертному заключению, фактическая граница товарищества по конфигурации в целом соответствует государственному акту от 09.08.1988 серии А-1 N 051098, небольшое отклонение выявлено в северо-западной части границы, где расположены въезд в товарищество и трансформаторная подстанция.
Фактическая площадь всего товарищества составляет 83.889 кв.м, что меньше площади по государственному акту на 1.111 кв.м.
Фактическая граница земель общего пользования товарищества с кадастровым номером 50:08:0060433:147 в целом соответствует генеральному плану, небольшое отклонение выявлено в северо-западной части границы, в месте расположения въезда в товарищество и трансформаторной подстанции. Площадь участка земель общего пользования товарищества по фактическим границам составляет 20.360 кв.м.
Эксперт указал, что генеральный план товарищества содержит экспликацию с указанием баланса территории товарищества: площадь дорог с кюветами - 1,5 га, площадь технических водоемов - 0,4 га, площадь стоянок для автомашин - 0,12 га, площадь игровых и спортивных площадок - 0,11 га, площадь правления - 0,11 га.
Кроме того, указаны площадь под сооружения средств пожаротушения, для мусоросборников, прочие территории, однако качество копии генерального плана не позволяет прочесть их значения.
Таким образом, суммируя вышеперечисленные значения баланса территории, как минимум 2,24 га являются землями общего пользования товарищества в соответствии с утвержденным генеральным планом.
По второму вопросу эксперт пояснил, что участок лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 пересекает земли общего пользования товарищества с участком с кадастровым номером 50:08:0060433:147.
Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек границы лесфонда не соответствует нормативной. Вероятно, граница земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:352 определена картометрически, без непосредственного уточнения на местности, вследствие чего образовалось пересечение границ, что свидетельствует о наличии реестровой ошибки в границах участка с кадастровым номером 50:08:0000000:352.
По третьему вопросу эксперт указал, что вариант установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060433:147 в соответствии с правоустанавливающими документами, в соответствии с фактическим землепользованием и границами землеотвода товарищества установить невозможно, поскольку отсутствует план или какой-либо другой графический материал на площадь 5.700 кв.м по постановлению главы администрации Истринского района от 23.12.1994 N 372-овз.
Вариант установления границы земель общего пользования товарищества с кадастровым номером 50:08:0060433:147 по фактическому пользованию, площадью 20.360 кв.м, представлен на плане в приложении 2, геоданные представлены в приложении 1. Вариант установления границы земель общего пользования товарищества с кадастровым номером 50:08:0060433:147 в соответствии с границами землеотвода по государственному акту от 09.08.1988 серии А-1 N 051098, площадью 20.238 кв.м, представлен на плане в приложении N 8, геоданные представлены в приложении N 9.
При данном варианте установления границ потребуется переместить трансформаторную подстанцию, домик сторожа и въездные ворота товарищества.
По четвертому вопросу эксперт пояснил, что граница участка лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 по сведениям ЕГРН не соответствует фактической границе.
Образовалось пересечение границ, площадью 2.867 кв.м, в то время как на местности отсутствуют пересечения и самозахваты. Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек участка с кадастровым номером 50:08:0000000:352 ниже нормативной точности.
Все вышесказанное свидетельствует о наличии реестровой ошибки. Указанная ошибка может быть устранена путем исключения из ЕГРН недвижимости точек, представленных в приложении N 10 и внесения новых точек в соответствии с приложением N 11. План границ с вариантом исправления участка лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0000000:352 представлен в приложении 12.
Определением суда от 07.07.2021 эксперту предложено представить пояснения по результатам проведения экспертизы по следующим вопросам: соответствует ли государственному акту, генеральному плану застройки фактическая граница земель общего пользования в точках 33-34-35-36-37-38-39 в северо-западной части границы? Если не соответствует, то чем вызвано такое отклонение? Имеется ли пересечение (наложение) фактических границ в северо-западной части границы по точкам 33-34-35-36-37-38-39 с иными земельными участками, указать их правообладателей. Указать графически и на схеме, в табличном варианте координаты пересечения, наложения. Пояснить причины возникновения пересечений, наложений, площадь и границы наложений в северо-западной части границы по точкам 33-34-35-36-37-38-39, является ли причиной пересечений, наложений реестровая ошибка. При наличии реестровой ошибки предложить варианты ее устранения, отобразить графически (в форме таблицы, с указанием исключаемых точек ЕГРН и точек, подлежащих внесению (с отображением координат, длин линий и дирекционных углов).
Экспертом в материалы дела представлено дополнение к заключению землеустроительной экспертизы, в котором экспертом сделаны выводы о том, что отклонение фактической границы земель товарищества от границы в соответствии с государственным актом составляет 121 кв.м.
На указанной территории расположен въезд в товарищество, домик сторожа и трансформаторная подстанция. Границы существуют на местности более 15 лет и закреплены объектами искусственного происхождения (забором).
При сопоставлении фактической границы товарищества со сведениями ЕГРН, а также согласно планшету ВИСХАГИ, выявлено, что указанное отклонение в северо-западной части границы не входит в границу лесфонда, а расположена на землях для садоводства. Рассматриваемый участок, находящийся в пользовании товарищества, площадью 121 кв.м, является землями неразграниченной государственной собственности.
В судебном заседании эксперт подтвердил свои выводы.
Заключение экспертизы и дополнение к нему в силу статей 64, 67, 68, 71, 82, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно приняты судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу наряду с другими доказательствами (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ввиду изложенного, учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060433:147 находится в фактическом владении и используется товариществом как земли общего пользования, вещное право товарищества на указанные земельные участки является ранее возникшим и подтвержденным, принимая во внимание содержащиеся в представленном экспертном заключении с дополнением выводы эксперта, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования товарищества.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 года по делу N А41-12764/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного частью 11 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, или случая выявления воспроизведенной в ЕГРН ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2022 г. N Ф05-14119/22 по делу N А41-12764/2021