город Омск |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А46-10974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-334/2022) акционерного общества "Военторг-Восток", (регистрационный номер 08АП-335/2022) акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2021 по делу N А46-10974/2021 (судья Беседина Т.А.), принятое по иску акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к акционерному обществу "Военторг-Восток" (ИНН 2722086642, ОГРН 1092722004385) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
при участии в судебном заседании представителя:
от акционерного общества "ОмскВодоканал" - Петрова О.С. по доверенности 28.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - АО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Военторг-Восток" (далее - АО "Военторг-Восток", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 13560000/2.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.12.2021 исковые требования удовлетворены, судом разрешены разногласия, возникшие между АО "ОмскВодоканал" и АО "Военторг-Восток" при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 13560000/2
Не согласившись с принятым судебным актом, стороны обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
АО "ОмскВодоканал" в своей апелляционной жалобы просит отменить решение суда первой инстанции в части исключения из текста договора пункта 58, принять в обжалуемой части по делу новый судебный акт о включении в единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 13560000/2 пункта 58 в редакции АО "ОмскВодоканал".
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также пунктом 70 Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, предусмотрено, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для исключения пункта 58 из текста договора.
АО "Военторг-Восток" в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части исключения из текста договора пункта 8.2, принять в обжалуемой части по делу новый судебный акт о включении пункта 8.2 в единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 13560000/2 в редакции АО "Военторг-Восток".
В обоснование апелляционной жалобы ответчик заявляет о том, что отсутствие в договоре информации о его цене делает невозможным исполнение обязанностей со стороны АО "Военторг-Восток" по обязательному размещению информации о договоре в реестре договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы ответчика, истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу АО "Военторг-Восток" оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу ответчика, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, а также разъяснениями, данными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление N 12), в отсутствии соответствующих возражений сторон, суд апелляционной инстанции производит проверку решения суда первой инстанции в обжалуемой части, а именно, относительно разногласий сторон по пунктам 8.2, 58 единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 13560000/2.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что АО "ОмскВодоканал" направило ответчику проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 13560000/2, при заключении которого между АО "ОмскВодоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и АО "Военторг-Восток" (абонент) возникли разногласия, самостоятельно урегулировать которые, путем подписания протоколов согласования разногласий, стороны не смогли.
На момент подачи иска спорными являлись условия пунктов 8.2, 10, 11, 56, 58 договора, а также сведения об объектах и их адресах.
В отсутствие достижения сторонами согласия относительно спорных условий названного договора истец предъявил настоящий иск в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, разрешил разногласия, возникшие при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 13560000/2 между АО "ОмскВодоканал" и АО "Военторг-Восток", следующим образом:
- принять пункт 8.2 договора в редакции акционерного общества "ОмскВодоканал" (не включать в договор);
- изложить пункт 10 договора в редакции акционерного общества "Военторг-Восток" ("Сверка расчетов по настоящему договору проводится между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом не реже 1 раза в год, а также по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов по настоящему договору, уведомляет другую сторону о дате ее проведения не менее чем за 5 рабочих дней до даты ее проведения. В случае неявки стороны в указанный срок для проведения сверки расчетов сторона, инициирующая проведение сверки расчетов по договору, составляет и направляет в адрес другой стороны акт о сверке расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. В таком случае подписание акта сверки расчетов осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня его получения");
- изложить пункт 11 договора в редакции акционерного общества "Военторг-Восток" ("Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в течение 10 рабочих дней с даты получения счета");
- изложить пункт 56 договора в редакции акционерного общества "ОмскВодоканал" ("Настоящий договор вступает в силу с момента вступления в законную силу судебного решения");
- принять пункт 58 договора в редакции акционерного общества "Военторг-Восток" (исключить из текста договора);
По тексту приложений к договору адреса объектов указать следующим образом:
1. Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, городок Военный 18-й, д. 227, магазин N 10;
2. Омская область, г. Омск, п.г.т. Светлый, ул. Маргелова, д. 302, торговый центр;
3. Омская область, г. Омск, городок 16-й Военный, ул. Печникова, д. 52, (административное), помещение 1П;
4. Омская область, г. Омск, Стройплощадка-111, д. 7;
5. Омская область, г. Омск, п. Черемушки, Военный 14-й городок, д. 123, чайная;
6. Омская область, г. Омск, 14-й Военный городок, д. 97, чайная;
7. Омская область, г. Омск, 14-й Военный городок, д. 54;
8. Омская область, г. Омск, 16-й Военный городок, д. 381, помещение 1П;
9. Омская область, г. Омск, пос. Степной, ул. 40 лет Ракетных войск, д. 9, корпус 1, торговый центр;
10. Омская область, г. Омск, пос. Светлый, ул. В.Ф. Маргелова, д. 400, помещение 1П;
11. Омская область, г. Омск, 16-й Военный городок, д. 435, помещение 1П;
12. Омская область, г. Омск, ул. 40 лет Ракетных войск, д. 11, помещение 2П, парикмахерская.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, не установил оснований для иных выводов в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно пунктам 3, 16, 17 и 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, данными Правилами, а также нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление прав и обязанностей сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
Водоснабжение и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемым абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в настоящем случае такой организацией является АО "ОмскВодоканал".
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.
При рассмотрении споров, связанных с водоснабжением и приемом (сбросом) сточных вод, подлежат применению также положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (статья 7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с требованиями части 3 статьи 13 и части 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пункта 18 Правил N 644, договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Согласно части 8 статьи 13, части 8 статьи 14, части 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, пункта 5 Правил N 644, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, вступившим в силу с 14.08.2013, утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Апелляционным судом установлено, что предложенный АО "ОмскВодоканал" проект договора соответствует типовому договору.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 644 абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Закона N 416-ФЗ, Правил холодного водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, то обстоятельство, что АО "ОмскВодоканал" предложена редакция договора, составленного по типовой форме, не лишает сторон передать возникшие разногласия на разрешение суда в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
В апелляционных жалобах стороны выражают несогласие с редакцией пунктов 8.2, 58 договора, утвержденной судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что пункт 8.2 в предложенной истцом редакции договора N 13560000/2 отсутствует.
АО "Военторг-Восток" просит включить в договор пункт 8.2 следующего содержания: "Плановая стоимость услуг по настоящему договору, рассчитанная по регулируемым ценам (тарифам) и (или) по нерегулированным ценам в соответствии с порядком определения цены, установленным положениями действующих на момент возникновения обязательств по оплате федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов, составляет 486 749 (четыреста восемьдесят шесть тысяч семьсот сорок девять) рублей 13 копеек, включая НДС 20% - 97349 (девяносто семь тысяч триста сорок девять) рублей 83 копейки. В случае превышения фактической нерегулируемой цены над плановой, цена договора увеличивается на соответствующую величину, о чем стороны заключают дополнительное соглашение. В случае, если плановая цена договора окажется выше фактической нерегулируемой цены, цена договора уменьшается на соответствующую величину, о чем стороны заключают дополнительное соглашение."
В обоснование своей позиции ответчик указывает, что поскольку учредителем АО "Военторг Восток" является Министерство обороны Российской Федерации, в своей деятельности общество при закупках товаров, работ (услуг) должно руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), а также Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Военторг-Восток", утвержденным Советом директоров от 30.06.2021 (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 7.6 Положения о закупках в извещении об осуществлении конкурентной/неконкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 422 ГК РФ, в котором указано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, ответчик полагает, что заключение договора без указания максимальной цены повлечет несоответствие его Положению о закупках общества, что является нарушением императивных норм, установленным Законом N 223-ФЗ.
Между тем, ответчиком не учтено следующее.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 названного Закона).
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
Вместе с тем пункт 5 части 9 и пункт 5 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ устанавливают перечень сведений, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), которые должны быть обязательно указаны в извещении и документации о закупке, но не определяют условия договора.
Нормы Закона N 223-ФЗ и Положение общества о закупках не устанавливают обязательный перечень условий, которые должен содержать договор.
Кроме того, частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что документом, регламентирующим закупочную деятельность конкретного заказчика, является положение о закупках, которое содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора).
Существенными условиями договора энергоснабжения являются условия о предмете договора, количестве энергии, качестве энергии, режиме ее потребления, а также условия об обязанностях сторон по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования. Цена договора энергоснабжения не является существенным условием, так как подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством
Положения Федерального закона N 416-ФЗ, Правил N 644 носят специальный характер по отношению к Закону N 223-ФЗ, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе N 223-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Кроме того, ответчик считает необходимым включить в договор условие о плановой стоимости услуг, а не начальной (максимальной) цене договора (цене лота), как указано в Законе N 223-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для включения пункта 8.2 в договор.
Истец просит утвердить пункт 58 договора в следующей редакции: "Настоящий договор считает ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условия, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении о заключении нового договора на иных условиях".
В свою очередь, АО "Военторг" просит исключить данный пункт из договора, мотивируя тем, что заключение договора на неопределенный срок (ежегодная пролонгация) повлечет несоответствие положениям Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 540 ГК РФ договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Соответственно, поскольку ответчик имеет намерение ограничить срок действия договора 31.12.2023, то суд первой инстанции обоснованно счел возможным исключить из текста договора пункт 58, что не противоречит положениям действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции верно разрешил разногласия сторон, возникшие при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 13560000/2.
Обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В целом доводы апелляционных жалоб повторяют доводы, ранее заявленные сторонами в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Несогласие сторон с решением суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателей апелляционных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2021 по делу N А46-10974/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10974/2021
Истец: АО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ-ВОСТОК"