г. Красноярск |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А69-3079/2021 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Барыкин М.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 20.01.2022 по делу N А69-3079/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (далее также - заявитель, учреждение, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Полиграф" (далее также - общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года в сумме 4 000 руб.
Решением суда от 20.01.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 1 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь и декабрь 2020 года.
Обществом в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству были размещены 03.02.2022 в 04:53:28 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом в отношении страхователя были составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.05.2021 N 018S18210001949, N 018S18210001948, N 018S18210001947, N 018S18210001946, N 018S18210001945, N 018S18210001944, N 018S18210001943, N 018S18210001942.
Акты и уведомление от 28.05.2021 о времени и месте их рассмотрения направлены в адрес страхователя по почте.
По результатам рассмотрения актов пенсионным фондом приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.07.2021 N 018S19210001971, N 018S19210001970, N 018S19210001969, N 018S19210001968, N 018S19210001967, N 018S19210001966, N 018S19210001965, N 018S19210001964.
Страхователь привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года (дополняющих), за ноябрь 2020 года (исходной и дополняющих), за декабрь 2020 года (исходной и дополняющих) в общем размере 4 000 руб.
Решения направлены страхователю по почте.
Страхователю выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.08.2021 N 018S01210001815, N 018S01210001816, N 018S01210001817, N 018S01210001818, N 018S01210001819, N 018S01210001820, N 018S01210001821, N 018S01210001822, которыми обществу в срок до 27.08.2021 предложено заплатить финансовые санкции в размере 4 000 руб.
Требования направлены страхователю по почте.
Ссылаясь на неоплату штрафных санкций, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличие оснований для частичной отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Федеральный закон N 27-ФЗ) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
На основании части 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Указанной нормой установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ; представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь и декабрь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица были представлены страхователем в пенсионный фонд 01.03.2021, при установленном сроке для их представления 15.12.2020 и 15.01.2021. Следовательно, факт несвоевременного представления указанных сведений в отношении 1 застрахованного лица подтвержден.
В связи с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь, декабрь 2020 года учреждение составило акт N 018S18210001947 от 28.05.2021 и акт N 018S18210001944 от 28.05.2021, а на основании указанных актов были вынесены решения N 018S19210001969 и N 018S19210001966 от 12.07.2021, которыми обществу начислены финансовые санкции в общей сумме 1 000 руб.
Доказательств оплаты финансовых санкций в материалы дела не представлено.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отказа во взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь и декабрь 2020 года у суда первой инстанции не имелось, за указанные нарушения подлежат взысканию финансовые санкции в сумме 1 000 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции является правильным.
Остальные заявленные к взысканию в настоящем деле финансовые санкции были начислены за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года.
При этом доказательств направления уведомлений о выявлении ошибок в формах СЗВ-М (исходная) за указанные месяца заявителем в материалы дела не представлено. В соответствии с извещениями о доставке, решениями и актами проверки уведомления о выявлении ошибок пенсионным фондом страхователю не направлялись.
Дополняющие сведения по форме СЗВ-М были представлены в пенсионный фонд в отношении застрахованных лиц, отсутствующих в исходных формах СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года, в связи самостоятельным выявлением обществом ошибок при предоставлении исходных форм СЗВ-М с октября по декабрь 2020 года.
Требования пенсионного фонда о взыскании с общества штрафных санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020 года рассматривались в деле N А69-3077/2021.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П указал, что при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за эти период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичная правовая позиция ранее была выражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017.
Таким образом, поскольку страхователь самостоятельно выявил ошибки в исходных сведениях и представил в пенсионный фонд необходимые корректирующие сведения, отсутствуют правовые основания для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Принятие новой Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, не свидетельствует об обратном. Так согласно статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями с одной стороны и пенсионным фондом с другой, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю сданной отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц. Кроме того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом N 27-ФЗ. Изменения в статьи 15 и 17 Федерального закона N 27-ФЗ, аналогичные положениям названной Инструкции, законодателем не вносились. Следовательно, принятием новой Инструкции не могут быть установлены новые основания для привлечения страхователей к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене на основании частей 1 и 2 статьи 270 АПК РФ, взысканию с общества в пользу учреждения подлежат финансовые санкции в сумме 1 000 руб., в остальной части решение суда первой инстанции является обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от оплаты государственной пошлины. Соответственно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалоба не подлежат распределению (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь частью 1 статьи 110 АПК РФ, в связи с частичным удовлетворением требований, а также учитывая, что учреждение освобождено от государственной пошлины, суд апелляционной инстанции взыскивает с общества в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в сумме 500 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 20.01.2022 по делу N А69-3079/2021 отменить в части отказа во взыскании финансовых санкций в сумме 1 000 руб. В отмененной части принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полиграф" в пользу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва финансовые санкции в сумме 1 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полиграф" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 500 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Тыва от 20.01.2022 по делу N А69-3079/2021 оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3079/2021
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Ответчик: ООО "Полиграф"