г. Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А40-63470/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей В.В. Валюшкиной, Б.В. Стешана,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Елмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" и Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2023 года по делу N А40-63470/23,
по исковому заявлению Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН: 1097746772738, ИНН: 7708709686)
к Федеральному казенному учреждению "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ОГРН: 1097746667061, ИНН: 7702718243)
о взыскании задолженности, пени,
при участии в судебном заседании:
от истца: Казьмина Е.А. по доверенности от 15.12.2022, Махров М.С. по доверенности от 18.02.2022,
от ответчика: Константинов А.С. по доверенности от 05.02.2024.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному казенному учреждению "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 10 473 736 рублей 69 копеек, пени по государственному контракту от 16 апреля 2021 г. N 2121188300010000000000000/10-2021 за несвоевременную оплату произведенного ремонта по вагону N 019 76067 с 29.05.2021 по 13.03.2023 в размере 670 715 руб. 19 коп., с 14.03.2023 по дату вынесения судебного решения в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, и далее по день фактического исполнения обязательства в размере 1/300 действующей на дату фактического исполнения судебного решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, пени по государственному контракту от 16 апреля 2021 г. N 2121188300010000000000000/10-2021 за несвоевременную оплату произведенного ремонта по вагону N 019 76059 с 19.06.2021 по 13.03.2023 в размере 466 834 руб. 57 коп., с 14.03.2023 по дату вынесения судебного решения в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, и далее по день фактического исполнения обязательства в размере 1/300 действующей на дату фактического исполнения судебного решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, пени по государственному контракту от 24 мая 2021 г. N 2121188100442000000000000/0358100039821000011 за несвоевременную оплату произведенного ремонта по вагону N 051 76011 с 01.10.2022 по 13.03.2023 в размере 146 203 руб. 96 коп., с 14.03.2023 по дату вынесения судебного решения в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, и далее по день фактического исполнения обязательства в размере 1/300 действующей на дату фактического исполнения судебного решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, пени по государственному контракту от 24 мая 2021 г. N 2121188100442000000000000/0358100039821000011 за несвоевременную оплату произведенного ремонта по вагону N 051 76037 с 01.10.2022 по 13.03.2023 в размере 139 011 руб. 49 коп., с 14.03.2023 по дату вынесения судебного решения в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, и далее по день фактического исполнения обязательства в размере 1/300 действующей на дату фактического исполнения судебного решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, пени по государственному контракту от 26 апреля 2021 г. N 2122188100122000000000000/13 за несвоевременную оплату произведенного ремонта по вагону N 024 76034 с 15.11.2022 по 13.03.2023 в размере 123 337 руб. 18 коп., с 14.03.2023 дату вынесения судебного решения в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, и далее по день фактического исполнения обязательства в размере 1/300 действующей на дату фактического исполнения судебного решения ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок стоимости работ, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 09 ноября 2023 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил частично.
Не согласившись с принятым решением, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционных жалоб истец и ответчик указали, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От истца поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика возражал.
От ответчика поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы истца возражал.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, по доводам апелляционной жалобы ответчика возражал, просил оставить ее без удовлетворения.
Представитель ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, по доводам апелляционной жалобы истца возражал, просил оставить ее без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2023 не подлежит отмене по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец указал следующее.
В соответствии с государственным контрактом от 16 апреля 2021 г. N 2121188300010000000000000/10-2021 (далее - государственный контракт N1) Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по капитальному ремонту КР-1 первого объема пассажирских вагонов собственности МВД России модели 61-4495 с УКВ, с ЭЧТК и капитального ремонта 3 (трех) колесных пар без редуктора и 1 (одной) колесной пары с редуктором ВБА на вагоне N 019 76067 в рамках государственного оборонного заказа на 2021 год в целях обеспечения государственной программы вооружения (Услуги).
Качественные и технические характеристики указаны в Приложении N 1 к государственному контракту N 1.
В соответствии с п. 3.1 государственного контракта услуги по капитальному ремонту КР-1 первого объема выполняются в соответствии с требованиями Руководства "Вагоны пассажирские. Руководство по капитальному ремонту (КР-1)" ЛВ1.0031 РК и требованиями, указанными в Техническом задании.
Капитальный ремонт колесных пар выполняется в соответствии с требованиями Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железнодорожных дорог колеи 1520 (1524) мм утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Протокол от "4-5" ноября 2015 года N 63 (РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017).
Согласно Техническому заданию в объем оказываемых услуг входит оказание услуг по капитальному ремонту КР-1 первого объема пассажирских вагонов собственности МВД России модели 61-4495 с УКВ, с ЭЧТК, с проведением капитального ремонта 3 колесных пар без редуктора и 1 колесной пары с редуктором ВБА на вагоне N 019 76067.
В перечень вагонов, подлежащих капитальному ремонту КР-1, входит вагон N 019 76059, и вагон N 019 76067.
В соответствии с п. 3.14 государственного контракта N 1, услуги считаются оказанными с момента подписания Сторонами Акта приемки оказанных услуг.
Согласно п. 2.10 государственного контракта N 1, оплата оказанных услуг производится Представителем Заказчика на основании счета и (или) счета-фактуры и подписанного Сторонами Акта оказанных услуг.
Так согласно акту приемки оказанных услуг от 29.04.2021, исполнитель на вагоне N 019 76067 выполнил работы по проведению КР-1 общей стоимостью 1 959 822 руб. 18 коп., а также произвел замену деталей, запасных частей и расходных материалов на сумму 406 851 руб. 03 коп., общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) составила 2 366 673 руб. 21 коп. Фактическое количество и объем оказанных Услуг соответствует требованиям Контракта. Недостатки оказанных услуг не выявлены.
Данный акт подписан, в том числе, представителем Заказчика в лице начальника филиала федерального казенного учреждения "ГЦСП МВД России", "ЦСП МВД России на Московской железной дороге" без замечаний.
В соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг) от 29.04.2021 N 1, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 вагона N 019 76067 с УКВ, ЭЧТК, капитальный ремонт колесных пар без редуктора, капитальный ремонт колесных пар с редуктором ВБА, общей стоимостью 2 366 673 руб. 21 коп. (с учетом НДС).
Согласно акту приемки оказанных услуг от 27.05.2021, исполнитель на вагоне N 019 76059 выполнил работы по проведению КР-1 общей стоимостью 1 605 693 руб. 04 коп., а также произвел замену деталей, запасных частей и расходных материалов на сумму 96 219 руб. 37 коп., общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) составила 1 701 912 руб. 41 коп. Фактическое количество и объем оказанных Услуг соответствует требованиям Контракта. Недостатки оказанных услуг не выявлены.
Данный акт подписан, в том числе, представителем Заказчика в лице начальника филиала федерального казенного учреждения "ГЦСП МВД России", "ЦСП МВД России на Московской железной дороге" без замечаний.
Согласно акту выполненных работ (оказанных услуг) от 27.05.2021 N 2, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 вагона N 019 76059 с УКВ, ЭЧТК стоимостью 1 701 912 руб. 41 коп. (с учетом НДС).
Виды работ указаны в спецификации запасных частей, деталей и расходных материалов к вагону, виды работ.
Согласно п. 2.1 Технического задания, КР-1 вагону собственности МВД России выполняется в соответствии с требованиями Руководства "Вагоны пассажирские.
Руководство по капитальному ремонту (КР-1)" ЛВ 1.0031 РК. Письмом от 06.06.2022 N 87/1074 ФКУ "ГЦСП МВД России" направил в адрес АО "ФПК" акт приемки оказанных услуг (выполненных работ) по вагону N 019 76059, N019 76067.
Из акта приемки оказанных услуг по вагону N 019 76059 ФКУ "ГЦСП МВД России" немотивированно исключены выполненные работы, а именно ремонт переходных и входных площадок, буферов; ремонт внутренней облицовки стен, перегородок, пола; ремонт внутреннего оборудования; ремонт наружных дверей; ремонт дверей и окон; ремонт экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК); ремонт электрического оборудования.
Из акта приемки оказанных услуг по вагону N 019 76067 ФКУ "ГЦСП МВД России" немотивированно исключены выполненные работы, а именно ремонт переходных и входных площадок, буферов; ремонт кузова и рамы вагона; ремонт внутренней облицовки стен, перегородок пола; ремонт внутреннего оборудования; ремонт наружных дверей; ремонт дверей и окон; ремонт экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК); ремонт электрического оборудования.
В соответствии с п. 23.13 Руководства, при проведении ремонта КР-1 пассажирских вагонов в условиях пассажирских вагонных депо, приемку вагонов осуществляет приемщик вагонов в соответствии с требованиями настоящего Руководства и технологических процессов предприятия и удостоверяет своей подписью в уведомлении о приемке вагона из ремонта формы ВУ-36 исправность технического состояния пассажирского вагона.
Согласно уведомлению о приемке пассажирских вагонов из КР-1 ремонта формы ВУ-36 от 29.04.2021 вагон N 019 76067 отремонтирован в соответствии с правилами ремонта, техническими условиями, чертежами и признан годным для эксплуатации.
Согласно уведомлению о приемке пассажирских вагонов из КР-1 ремонта формы ВУ-36 от 27.05.2021 вагон N 019 76059 отремонтирован в соответствии с правилами ремонта, техническими условиями, чертежами и признан годным для эксплуатации.
Кроме того, из п. 10.3 Технического задания следует, что техническое состояние вагонов, после проведения ремонта, должно соответствовать требованиям, предъявляемым ОАО "РЖД" к подвижному составу, нормативным документам, обеспечивающее безопасность движения поездов и безаварийность работы отремонтированных вагонов, а также обеспечить внесение данных в АСУПВ.
Согласно ст. 1 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Из содержания ст. 6 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, следует, что допуск к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава осуществляется соответственно владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно актам допуска железнодорожного подвижного состава (пассажирского вагона) к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования после изготовления, модернизации, ремонта, от 28 мая 2021 по вагону N 019 76059, от 30 апреля 2021 по вагону N 019 76067, составленным по результатам проверки технического состояния железнодорожного подвижного состава на соответствие требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, пассажирские вагоны N 019 76059, N 019 76067, по окончании КР-1, проведенного по руководству ЛВ 1.0031 РК признаны технически исправными и допускаются на железнодорожные пути общего пользования.
Таким образом, выполнение работ в полном объеме также подтверждается актами допуска железнодорожного подвижного состава, которые составлены уполномоченным представителем владельца инфраструктуры, то есть независимым лицом, не являющимся сотрудником истца или ответчика.
Из содержания п. 3.9 Контракта следует, что в случае ненадлежащего оказания услуг либо ненадлежащего оформления документов, Представитель Заказчика возвращает неподписанный Акт приемки оказанных услуг Исполнителю, с указанием причины возврата.
В этом случае сторонами составляется протокол с указанием отмеченных недостатков и порядка их устранения.
При наличии мотивированных возражений представителя Заказчика, Стороны в течение 3 календарных дней составляют Протокол недостатков с указанием выявленных недостатков, порядка и сроков их устранения Исполнителем.
В случае, если Исполнитель отказывается от составления Протокола недостатков, Представитель Заказчика вправе составить и подписать Протокол недостатков в одностороннем порядке. При этом, Протокол недостатков, составленный Представителем Заказчика в одностороннем порядке, будет иметь юридическую силу.
В нарушение п. 3.9 Контракта, Заказчиком протокол с указанием недостатков не составлялся, Исполнитель от составления Протокола недостатков не отказывался, для его составления не приглашался.
В соответствии с п. 3.10 Контракта, Исполнитель обязан в течение 3 рабочих дней, с момента получения уведомления от Представителя Заказчика, оказать услуги в соответствии с требованиями настоящего Контракта и устранить выявленные недостатки, указанные в Протоколе недостатков.
В нарушение п. 3.10 Контракта, Заказчик в адрес Исполнителя уведомление не направлял.
Согласно п. 3.11 Контракта, в случае выявления недостатков, которые невозможно устранить на станции приписки (дислокации) вагона составляется акт рекламация и Исполнитель за свой счет направляет вагон на ремонтное предприятие для устранения выявленных недостатков.
Согласно п. 2.11 государственного контракта N 1 Представитель Заказчика осуществляет оплату оказанных услуг безналичным платежом в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
В соответствии с п. 5.3.1 государственного контракта N 1 Исполнитель вправе требовать своевременной оплаты на условиях, предусмотренных Контрактом, надлежащим образом выполненных и принятых Заказчиком (Представителем Заказчика) услуг.
В соответствии с п. 6.2 государственного контракта N 1, Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.3. государственного контракта N 1, в случае просрочки исполнения Заказчиком (Представителем Заказчика) обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком (Представителем Заказчика) обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 6.3.1 государственного контракта N 1, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Такая пеня устанавливается Контрактом в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
В соответствии с п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 28.07.2017, при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующего на момент вынесения судебного решения.
Таким образом, ненадлежащее исполнение ФКУ "ГЦСП МВД России" обязательств влечет начисление пени: по вагону N 019 76067 с 29.05.2021 (29.04.2021 + 15 рабочих дней) по 13.03.2023 (дата иска) в размере 278 675 руб. 77 коп. и далее по дату вынесения судебного решения, в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы (2 366 673 руб. 21 коп.).
По вагону N 019 76059 с 19.06.2021 (27.05.2021 + 15 рабочих дней) по 13.03.2023 (дата иска) в размере 191 465 руб. 15 коп., и далее по дату вынесения судебного решения, в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы (1 701 912 руб. 41 коп.).
Между Федеральным казенным учреждением "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Заказчик) и акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 24 мая 2021 г. N 2121188100442000000000000/0358100039821000011.
В соответствии с государственным контрактом от 24 мая 2021 г. N 2121188100442000000000000/0358100039821000011 (далее - государственный контракт N2) Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по капитальному ремонту в объеме КР-1 и капитальному ремонту колёсных пар со сменой всех цельнокатаных колес на новые 2 (двух) специальных железнодорожных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, модели 61-4495 собственности МВД России, с УКВ и ЭЧТК в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения заданий государственной программы вооружения.
Согласно п. 3.1 государственного контракта N 2, услуги по проведению капитального ремонта должны производиться в соответствии с требованиями, указанными в Приложении 1 к Контракту, и в соответствии с Руководством по капитальному ремонту первого объема (КР-1) ЛВ 1.0031 РК, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 10.01.2019 N 11/р (в ред. от 22.01.2020), требованиями пунктов 3.2.1-3.2.2.9 "Вагон типа СТ. Руководство по капитальному ремонту КР-1" от 01.11.1982 года N 406 ПКБ ЦВ. Руководства "Вагоны пассажирские".
Капитальный ремонт колесных пар выполняется в соответствии с требованиями и в соответствии с Руководящим документов по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Протокол от "4-5" ноября 2015 года N 63 (РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017) и руководства "Редукторно-карданные приводы генераторов пассажирских вагонов. Руководство по ремонту" ЛВ1.0028КО, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" N 2850/р от 29.12.2018.
Согласно Техническому заданию в состав оказываемых услуг входит, оказание услуг по проведению капитального ремонта в объеме КР-1 и капитального ремонта колесных пар со сменой всех цельнокатных колес на новые двух специальных железнодорожных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, модели 61-4495 собственности МВД России, с УКВ и ЭЧТК в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения заданий государственной программы вооружения.
В перечень вагонов входят N 051 76011 и N 051 76037.
Так согласно акту приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 22.10.2021, исполнитель на вагоне N 051 76011 выполнил работы по проведению капитального ремонта в объеме КР-1 общей стоимостью 1 612 286 руб. 71 коп., произвел замену деталей, запасных на сумму 406 896 руб. 59 коп., а также использовал расходные материалы и сырье на сумму 38 095 руб. 62 коп., общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) составила 2 057 278 руб. 92 коп.
В соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг) от 22.10.2021 N 1, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 вагона N 051 76011 с УКВ, ЭЧТК, капитальный ремонт колесных пар без редуктора, капитальный ремонт колесных пар с редуктором ДМИ-44, общей стоимостью 2 057 278 руб. 92 коп. (с учетом НДС).
Согласно акту приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 09.02.2022, исполнитель на вагоне N 051 76037 выполнил работы по проведению капитального ремонта в объеме КР-1 общей стоимостью 1 559 520 руб. 87 коп., произвел замену деталей, запасных на сумму 383 100 руб. 26 коп., а также использовал расходные материалы и сырье на сумму 13 450 руб. 54 коп., общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) составила 1 956 071 руб. 67 коп.
В соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг) от 09.02.2022 N 1, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 вагона N 051 76037 с УКВ, ЭЧТК, капитальный ремонт колесных пар без редуктора, капитальный ремонт колесных пар с редуктором ДМИ-44, общей стоимостью 1 956 071 руб. 67 коп. (с учетом НДС).
Согласно п. 1.2.1 Технического задания, КР-1 вагонов выполняется в соответствии с Руководством по капитальному ремонту первого объема (КР-1) ЛВ 1.0031 РК, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 10.01.2019 N 11/р (в ред. от 22.01.2020).
Ремонт редуктора привода генератора выполняется согласно "Редукторнокарданные приводы генераторов пассажирских вагонов. Руководство по ремонту ЛВ1.0028КО" утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 03.12.2019 г. N 2709/р. Акты приемки выполненных работ (оказанных услуг), а также акты выполненных работ (оказанных услуг) по вагонам N 051 76037, N 051 76011 были направлены в адрес Заказчика.
Письмом от 06.06.2022 N 87/1074 ФКУ "ГЦСП МВД России" направил в адрес АО "ФПК" иные акты приемки оказанных услуг (выполненных работ) по вагону N 051 76011, N 051 76037.
В соответствии с п. 23.13 Руководства, при проведении ремонта КР-1 пассажирских вагонов в условиях пассажирских вагонных депо, приемку вагонов осуществляет приемщик вагонов в соответствии с требованиями настоящего Руководства и технологических процессов предприятия и удостоверяет своей подписью в уведомлении о приемке вагона из ремонта формы ВУ-36 исправность технического состояния пассажирского вагона.
Согласно уведомлению о приемке пассажирских вагонов из КР-1 ремонта формы ВУ-36 от 20.10.2021 вагон N 051 76011 отремонтирован в соответствии с правилами ремонта, техническими условиями, чертежами и признан годным для эксплуатации.
При составлении данного уведомления формы ВУ-36 участвовал приемщик вагона.
Согласно уведомлению о приемке пассажирских вагонов из КР-1 ремонта формы ВУ-36 от 09.02.2022 вагон N 051 76037 отремонтирован в соответствии с правилами ремонта, техническими условиями, чертежами и признан годным для эксплуатации.
При составлении данного уведомления формы ВУ-36 участвовал приемщик вагона.
Указанное подтверждает выполнение работ АО "ФПК" в заявленном объеме.
Кроме того, из п. 3.1.3 Технического задания, следует, что техническое состояние вагонов, после проведения ремонта, должно соответствовать требованиям, предъявляемым ОАО "РЖД" к подвижному составу, нормативным документам, обеспечивающее безопасность движения поездов и безаварийность работы отремонтированных вагонов.
Согласно, актам допуска железнодорожного подвижного состава (пассажирского вагона) к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования после изготовления, модернизации, ремонта, от 20 октября 2021 по вагону N 051 76011, от 09 февраля 2022 по вагону N 051 76037, составленным по результатам проверки технического состояния железнодорожного подвижного состава на соответствие требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, пассажирские вагоны N 051 76011, N 051 76037, по окончании КР-1, проведенного по руководству ЛВ 1.0031 РК признаны технически исправными и допускаются на железнодорожные пути общего пользования.
Таким образом, выполнение работ в полном объеме также подтверждается актами допуска железнодорожного подвижного состава, которые составлены уполномоченным представителем владельца инфраструктуры, то есть независимым лицом, не являющимся сотрудником истца или ответчика.
Согласно п. 3.7 государственного контракта, перед подписанием акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) по форме, установленной Приложении N 10 к Контракту и форму ВУ-36, Заказчик проводит Экспертизу выполненных работ (оказанных услуг) на предмет соответствия требованиям выполненных работ (оказанных услуг) требованиям, указанным в Приложении N 1 к Контракту, соответствие требованиям Руководства, а также соответствия фактически проведенных работ (оказанных услуг) и замененных запчастей и деталей, работам и замененным запасным частям и деталям, указанным Исполнителем в акте приемки выполненных работ (оказанных услуг), по форме, установленной в Приложении N 10 к Контракту.
Результаты экспертизы оформляются в виде Заключения.
В соответствии с п. 3.8 государственного контракта, в случае ненадлежащего оказания услуг либо ненадлежащего оформления документов, Заказчик возвращает неподписанный акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), форму ВУ-36 Исполнителю, при этом составляется акт выявленных недостатков.
Однако в нарушение указанных положений контракта, ФКУ "ГЦСП МВД России", акт о выявленных недостатках не составил, в адрес Исполнителя не направлял.
В соответствии с п. 2.13 государственного контракта Заказчик производит оплату по безналичному расчету путём перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 дней с момента подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) и счета (счета-фактуры).
Согласно п. 6.3 государственного контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом сроки исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с п. 5.3.1 государственного контракта N 2, Исполнитель вправе требовать своевременной оплаты на условиях, предусмотренных Контрактом, надлежащим образом выполненных и принятых Заказчиков работ (услуг).
Учитывая, что Заказчиком фактически выполненные работы (оказанные услуги) приняты, вагоны эксплуатируются, а письмом от 06.06.2022 N 87/1074 ФКУ "ГЦСП МВД России" немотивированно исключил выполненные работы, а также нарушил п. 3.7, 3.8, 3.9 государственного контракта N 2, датой приемки выполненных работ (оказанных услуг) является 06.06.2022. Начисление неустойки производится с 07.07.2022 (06.06.2022 + 30 дней).
Таким образом, ненадлежащее исполнение ФКУ "ГЦСП МВД России" обязательств влечет начисление пени: по вагону N 051 76011 с 07.07.2022 (06.06.2022 + 30 дней), а с учетом постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", с 01.10.2022 по 13.03.2023 (дата иска) в размере 84 348 руб. 44 коп., и далее по дату вынесения судебного решения, в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы (2 057 278 руб. 92 коп.).
По вагону N 051 76037 с 07.07.2022 (06.06.2022 + 30 дней), а с учетом постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", с 01.10.2022 по 13.03.2023 (дата иска) в размере 80 198 руб. 94 коп., и далее по дату вынесения судебного решения, в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы (1 956 071 руб. 67 коп.).
Между Федеральным казенным учреждением "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Заказчик) и акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 26 апреля 2021 г. N 2122188100122000000000000/13 (далее - государственный контракт N3).
Согласно государственному контракту N 3, Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по капитальному ремонту КР-1 первого объема 3 (трех) спецвагонов собственности МВД России модели 61-4495 с УКВ, с ЭЧТК (без проведения наружной покраски кузова), с проведением капитального ремонта 3 (трех) колесных пар без редуктора и 1 (одной) колесной пары с редуктором ДМИ-44 одному спецвагону в рамках государственного оборонного заказа на 2021 год в целях обеспечения государственной программы вооружения.
В соответствии с п. 3.4 государственного контракта N 3, услуги по капитальному ремонту КР-1 первого объема выполняются в соответствии с требованиями Руководства "Вагоны пассажирские. Руководство по капитальному ремонту (КР-1)" ЛВ 1.0031 РК и требованиями, указанными в Техническом задании.
Капитальный ремонт колесных пар выполняется в соответствии с требованиями Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества, Протокол от "4-5" ноября 2015 года N 63 (РД ВНИИЖТ 27.05.01.-2017).
Согласно п. 2.1 Технического задания, КР-1 вагонам собственности МВД России выполняется в соответствии с требованиями Руководства "Вагоны пассажирские. Руководство по капитальному ремонту первого объема (КР-1)" ЛВ 1.0031 РК. Капитальный ремонт колесных пар выполняется в соответствии с требованиями Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Протокол от "4-5" ноября 2015 года N 63 (РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017).
Капитальный ремонт редуктора колесной пары спецвагона проводится в соответствии с требованиями: "Редукторно-карданные приводы генераторов пассажирских вагонов. Руководство по ремонту" ЛВ 1.0028 КО, утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2018 г. N 2850/р.
Так согласно акту приемки выполненных работ (оказанных услуг), исполнитель на вагоне N 024 76034 выполнил работы по проведению капитального ремонта в объеме КР-1 общей стоимостью 1 682 163 руб. 26 коп., произвел замену деталей, запасных на сумму 694 186 руб. 39 коп., а также использовал расходные материалы и сырье на сумму 15 450 руб. 83 коп., общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) составила 2 391 800 руб. 48 коп.
В соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг) от 09.02.2022 N 3, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 первого объема спец вагона N 024 76034 с УКВ, ЭЧТК (без проведения наружной покраски кузова), капитальный ремонт трех колесных пар без редуктора, капитальный ремонт колесной пары с редуктором, общей стоимостью 2 391 800 руб. 48 коп. (с учетом НДС).
Письмом от 06.06.2022 N 87/1074 ФКУ "ГЦСП МВД России" направил в адрес АО "ФПК" иные акты приемки оказанных услуг (выполненных работ) по вагону N 024 76034.
В соответствии с п. 23.13 Руководства, при проведении ремонта КР-1 пассажирских вагонов в условиях пассажирских вагонных депо, приемку вагонов осуществляет приемщик вагонов в соответствии с требованиями настоящего Руководства и технологических процессов предприятия и удостоверяет своей подписью в уведомлении о приемке вагона из ремонта формы ВУ-36 исправность технического состояния пассажирского вагона.
Согласно уведомлению о приемке пассажирских вагонов из КР-1 ремонта формы ВУ-36 от 09.02.2022 вагон N 024 76034 отремонтирован в соответствии с правилами ремонта, техническими условиями, чертежами и признан годным для эксплуатации.
При составлении данного уведомления формы ВУ-36 участвовал приемщик вагона, а также представитель Заказчика.
Из содержания ст. 6 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, следует, что допуск к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава осуществляется соответственно владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно актам допуска железнодорожного подвижного состава (пассажирского вагона) к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования после изготовления, модернизации, ремонта, от 09 февраля 2022 по вагону N 024 76034, составленным по результатам проверки технического состояния железнодорожного подвижного состава на соответствие требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, пассажирский вагон N 024 76034, по окончании КР-1, проведенного по руководству ЛВ 1.0031 РК признаны технически исправными и допускаются на железнодорожные пути общего пользования.
Таким образом, выполнение работ в полном объеме также подтверждается актами допуска железнодорожного подвижного состава, которые составлены уполномоченным представителем владельца инфраструктуры, то есть независимым лицом, не являющимся сотрудником истца или ответчика.
В соответствии с п. 3.3 государственного контракта N 3, в случае мотивированного отказа Заказчиком от приемки Услуг Сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем недостатков и сроками их устранения.
В нарушение указанного пункта, Заказчиков мотивированных отказом от приемки услуг не поступало, кроме того акт с перечнем недостатком и сроками их устранения не составлялся.
Согласно п. 3.12 государственного контракта N 3, в случае ненадлежащего оказания услуг либо ненадлежащего оформления документов, Заказчик возвращает неподписанный Акт приемки оказанных услуг Исполнителю, с указанием причины возврата. В этом случае Сторонами составляется протокол с указанием отмеченных недостатков и порядка их устранения.
При наличии мотивированных возражений Заказчика, Стороны в течение 3 календарных дней составляют Протокол недостатков с указанием выявленных недостатков, порядка и сроков их устранения Исполнителем.
В случае, если Исполнитель отказывается от составления Протокола недостатков, Заказчик вправе составить и подписать Протокол недостатков в одностороннем порядке, будет иметь юридическую силу.
В соответствии с п. 3.2 государственного контракта N 3, Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты получения Акта приемки оказанных услуг от Исполнителя рассматривает его, подписывает и один экземпляр возвращает Исполнителю, либо направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки Услуг.
В случае, если Заказчик не направит исполнителю ни подписанного со своей стороны акта приемки оказанных услуг, ни мотивированного отказа от приемки Услуг в установленный настоящим пунктом срок, Услуги считаются принятыми Заказчиком в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Так в адрес Заказчика 14.10.2022 был направлен пакет документов, в том числе акт приемки оказанных услуг, получен 31.10.2022, однако по истечении 5 рабочих дней, с даты получения указанных документов, Заказчиком в адрес Исполнителя подписанный акт приемки оказанных услуг не возвращался, как и мотивированный отказ от приемки услуг.
В соответствии с п. 2.11.1 государственного контракта N 3 Заказчик осуществляет оплату оказанных услуг по капитальному ремонту (КР-1) первого объема одного спецвагона собственности МВД России модели 61-4495 с УКВ, с ЭЧТК без проведения наружной покраски кузова, с капитальным ремонтом 3 колесных пар без редуктора и 1 колесной пары с редуктором в январе 2022 года за счет лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) 2022 года в течении 30 рабочих дней, путем перечисления денежным средств, на расчетный счет Исполнителя с даты получения от Исполнителя полного пакета документов на оплату, указанных в п. 3.1 Контракта.
Комплект документов, предусмотренный п. 3.1 государственного контракта N 3, был направлен в адрес ответчика почтовой связью 29.09.2022, 01.10.2022 указанный комплект документов прибыл в место вручения, в связи с истечением срока хранения 02.11.2022 выслано обратно отправителю.
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Таким образом, ненадлежащее исполнение ФКУ "ГЦСП МВД России" обязательств влечет начисление пени: по вагону N 024 76034 с 15.11.2022 (01.10.2022 + 30 рабочих дней) по 13.03.2023 (дата иска) в размере 71 156 руб. 06 коп., и далее по дату вынесения судебного решения, в размере 1/300 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы (2 391 800 руб. 48 коп.).
В целях урегулирования возникших разногласий Московским филиалом АО "ФПК" в адрес ФКУ "ГЦПС МВД России" была направлена претензия от 02 ноября 2022 г. N исх-18379/ФПКФМОСК на 10 473 736 рублей 69 копеек, которая была оставлена без удовлетворения.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истцом исковые требования подтверждены частично, при этом применив Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" к требованиям о взыскании неустойки, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
Ссылка истца о допущенных нарушениях при проведении экспертизы (заключение эксперта от 25.01.2022 N 21) подлежит отклонению.
Не указание экспертом номеров вагонов, представленных на исследование, противоречит действительности, поскольку в исходных данных заключения эксперта указано, что для исследования предоставлены готовые для принятия и отгрузки вагоны с заводскими номерами 9 и 12.
Согласно техническому паспорту пассажирского вагона Формы ВУ-5 вагону с заводским номером 9 (00009) присвоен 8-значный номер приписки 02476034.
По результатам исполнения государственного контракта от 26.04.2023 N 2122188100122000000000000/13 на экспертизу (заключение эксперта от 25.01.2022 N 21) представлен один вагон с заводским номером 9 и, соответственно, в выводах экспертизы указана итоговая стоимость подтвержденных ремонтных работ в сумме 1 139 423,96 руб. для вагона N 024 76034 (заводской N 9), являвшегося объектом исследования.
Доводы истца о процедурных нарушениях при проведении экспертизы также подлежат отклонению.
Так, довод о не указании методики опровергается материалами заключения эксперта (стр. 2 заключения N 140, последний абзац):
- эксперт применял механические методы исследований предоставленных вагонов с целью выявления ремонтных воздействий. Любые действия по снятию и установке деталей проводились сотрудниками исполнителя.
- анализ объекта исследования, в т.ч. визуального исследования документов по ремонтным воздействиям (стр. 3 заключения 140).
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством (ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом, что и было предпринято истцом.
При этом в п. 3.7 контрактов речь идет об экспертизе, проводимой силами Заказчика.
Также истец, утверждая об отсутствии соответствующей компетенции независимого эксперта, давшего заключения в январе и апреле 2022 года, ссылается на приказ Минюста от 20.04.2023.
Также следует отметить, что по спецвагону с приписным N 01976059: 27.05.2021 Исполнителем в адрес Заказчика была направлена счет-фактура N0219773/05001054/0239 от 27.05.2021 на общую сумму 1 701 912, 41 рублей (л. 71) и Акт выполненных работах (оказанных услугах) N 2 от 27.05.2021 на общую сумму 1 701 912, 41 рублей. В ходе рассмотрения Заказчиком представленных Исполнителем документов в адрес заказчика направлены ряд замечаний.
03.06.2021 в адрес Заказчика поступил Акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 2 от 27.05.2021 на общую сумму 1 461 759, 30 рублей.
08.07.2021 в адрес Заказчика поступили скорректированные акты приемки оказанных услуг и акт выполненных работ на сумму 1 459 318,36 рублей.
По спецвагону с приписным N 01976067: 29.04.2021 Исполнителем в адрес Заказчика была направлена счет-фактура N0219773/04001113/0190 от 29.04.2021 на общую сумму 2 609 241, 00 рублей и Акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 1 от 29.04.2021 на общую сумму 2 609 241, 00 рублей.
В ходе рассмотрения Заказчиком представленных Исполнителем документов в адрес заказчика направлены ряд замечаний.
25.06.2021 после рассмотрения Заказчиком представленного Исполнителем пакета документов в адрес Исполнителя направлен протокол недостатков.
В протоколе указано, что Исполнителем не произведены следующие работы:
1. Ремонт внутренней облицовки стен, перегородок, пола;
2. Ремонт наружных дверей;
3. Ремонт дверей и окон;
4. Ремонт систем отопления, водоснабжения;
30.09.2021 в адрес Заказчика поступило уведомление об аннулировании выданного счета-фактуры от 29.04.2021 на общую сумму 2 609 241, 00 рублей, а также скорректированные акты приемки оказанных услуг и акт выполненных работ на сумму 2 366 673,21 рублей.
В ходе рассмотрения представленных Исполнителем документов Заказчиком выявлено несоответствие заявленных объемов выполненных работ с фактическими.
Также стоит отметить, что в ходе проводимой, в связи с рассмотрением настоящего дела, документарной проверкой установлено наличие еще одного выставленного истцом акта о выполненных работах (оказанных услугах) по вагону N 01976067 уже на сумму 2 416 458,64 руб., подписанного со стороны АО "ФПК" и заверенного оттиском печати.
Кроме того, в ранее представленных по делу документах приведены иные многочисленные доказательства попыток искажения истцом фактических данных (перенос срока начала ремонта и пр.).
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению по следующим основаниям.
Вопреки доводам ответчика, акты выполненных работ им были подписаны 27.05.2021 по вагону N 019 76059, и 29.04.2021 по вагону N 019 76067.
Согласно акту выполненных работ (оказанных услуг) от 27.05.2021 N 2, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 вагона N 019 76059 с УКВ, ЭЧТК стоимостью 1 701 912 руб. 41 коп. (с учетом НДС).
В соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг) от 29.04.2021 N 1, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 вагона N 019 76067 с УКВ, ЭЧТК, капитальный ремонт колесных пар без редуктора, капитальный ремонт колесных пар с редуктором ВБА, общей стоимостью 2 366 673 руб. 21 коп. (с учетом НДС).
Таким образом, выполненные работы ответчиком были приняты 27.05.2021 по вагону N 019 76059, и 29.04.2021 по вагону N 019 76067, о чем свидетельствуют подписанные сторонами акты приемки выполненных работ.
Более того, из содержания п. 3.9 Контракта следует, что в случае ненадлежащего оказания услуг либо ненадлежащего оформления документов, Представитель Заказчика возвращает неподписанный Акт приемки оказанных услуг Исполнителю, с указанием причины возврата. В этом случае сторонами составляется протокол с указанием отмеченных недостатков и порядка их устранения.
При наличии мотивированных возражений представителя Заказчика, Стороны в течении 3 календарных дней составляют Протокол недостатков с указанием выявленных недостатков, порядка и сроков их устранения Исполнителем.
В случае, если Исполнитель отказывается от составления Протокола недостатков, Представитель Заказчика вправе составить и подписать Протокол недостатков в одностороннем порядке.
При этом, Протокол недостатков, составленный Представителем Заказчика в одностороннем порядке, будет иметь юридическую силу.
В нарушение п. 3.9 Контракта, Заказчиком протокол с указанием недостатков не составлялся, Исполнитель от составления Протокола недостатков не отказывался, для его составления не приглашался.
В соответствии с п. 3.10 Контракта, Исполнитель обязан в течении 3 рабочих дней с момента получения уведомления от Представителя Заказчика, оказать услуги в соответствии с требованиями настоящего Контракта и устранить выявленные недостатки, указанные в Протоколе недостатков.
В нарушение п. 3.10 Контракта, Заказчик в адрес Исполнителя уведомление не направлял.
Согласно п. 3.11 Контракта, в случае выявления недостатков, которые невозможно устранить на станции приписки (дислокации) вагона составляется акт рекламации, и Исполнитель за свой счет направляет вагон на ремонтное предприятие для устранения выявленных недостатков.
В нарушение п. 3.11 Контракта, Заказчиком акт рекламации не составлялся, Исполнитель на его составление не приглашался.
Указанные действия Заказчика, а также факт эксплуатации вагонов, свидетельствует о добросовестном выполнении Исполнителем работ (оказанных услуг) в заявленном объеме, и подтверждают факт приемки выполненных работ в 27.05.2021, что соответствует акту приемки выполненных работ.
Из положения п. 2.11 государственного контракта от 16.04.2021 N 2121188300010000000000000/10-2021, следует, что Представитель Заказчика осуществляет оплату оказанных услуг безналичным платежом в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
Учитывая вышеизложенное, ответчиком обязанность по оплате не исполнена, а судом первой инстанции верно установлен период начисления неустойки, а именно по вагону N 019 76059 с 19.06.2021 (27.05.2021+ 15 рабочих дней), по вагону N 019 76067 с 29.05.2021 (29.04.2021 + 15 рабочих дней), а также ее размер учитывая частичное удовлетворение основного обязательства.
В соответствии с п. 2.13 государственного контракта от 24.05.2021 N 2121188100442000000000000/0358100039821000011 Заказчик подписывает акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), направляет один экземпляр подписанного акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) Исполнителю. Заказчик производит оплату по безналичному расчету путём перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 дней с момента подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) (Приложение N 10 к Контракту) и счета (счета-фактуры).
Так согласно акту приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 22.10.2021, исполнитель на вагоне N 051 76011 выполнил работы по проведению капитального ремонта в объеме КР-1 общей стоимостью 1 612 286 руб. 71 коп., произвел замену деталей, запасных на сумму 406 896 руб. 59 коп., а также использовал расходные материалы и сырье на сумму 38 095 руб. 62 коп., общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) составила 2 057 278 руб. 92 коп.
В соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг) от 22.10.2021 N 1, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 вагона N 051 76011 с УКВ, ЭЧТК, капитальный ремонт колесных пар без редуктора, капитальный ремонт колесных пар с редуктором ДМИ-44, общей стоимостью 2 057 278 руб. 92 коп. (с учетом НДС).
Согласно акту приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 09.02.2022, исполнитель на вагоне N 051 76037 выполнил работы по проведению капитального ремонта в объеме КР-1 общей стоимостью 1 559 520 руб. 87 коп., произвел замену деталей, запасных на сумму 383 100 руб. 26 коп., а также использовал расходные материалы и сырье на сумму 13 450 руб. 54 коп., общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) составила 1 956 071 руб. 67 коп.
В соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг) от 09.02.2022 N 1, выполнены работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту в объеме КР-1 вагона N 051 76037 с УКВ, ЭЧТК, капитальный ремонт колесных пар без редуктора, капитальный ремонт колесных пар с редуктором ДМИ-44, общей стоимостью 1 956 071 руб. 67 коп. (с учетом НДС). Акты приемки выполненных работ (оказанных услуг), акты выполненных работ (оказанных услуг) по вагонам N 051 76037, N 051 76011, а также иная необходимая документация, была направлена в адрес Заказчика, однако последним подписаны не были.
Однако, с момента составления актов приемки выполненных работ, а именно с 22.10.2021 по вагону N 051 76011, с 09.02.2022 по вагону N 051 76037 ответчик активно эксплуатировал данные вагоны.
Согласно п. 3.7 государственного контракта N 2, перед подписанием акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) по форме, установленной Приложении N 10 к Контракту и форму ВУ-36, Заказчик проводит Экспертизу выполненных работ (оказанных услуг) на предмет соответствия требованиям выполненных работ (оказанных услуг) требованиям, указанным в Приложении N 1 к Контракту, соответствие требованиям Руководства, а также соответствия фактически проведенных работ (оказанных услуг) и замененных запчастей и деталей, работам и замененным запасным частям и деталям, указанным Исполнителем в акте приемки выполненных работ (оказанных услуг), по форме, установленной в Приложении N 10 к Контракту.
Результаты экспертизы оформляются в виде Заключения.
В соответствии с п. 3.8 государственного контракта N 2, в случае ненадлежащего оказания услуг либо ненадлежащего оформления документов, Заказчик возвращает неподписанный акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), форму ВУ-36 Исполнителю, при этом составляется акт выявленных недостатков.
Однако в нарушение указанных положений контракта, ФКУ "ГЦСП МВД России", акт о выявленных недостатках не составил, в адрес Исполнителя не направлял.
В соответствии с п. 3.9 государственного контракта N 2, в случае обнаружения Заказчиком каких-либо недостатков в оказанных услугах, исполнитель обязуется, в течение трех рабочих дней с момента соответствующего уведомления выполнить работы (услуги) в соответствии с требованиями настоящего Контракта.
В нарушение указанного пункта, Заказчиком соответствующее уведомление в адрес Исполнителя не направлялось.
В последующем, ответчик только письмом от 06.06.2022 N 87/1074, направляет новые акты приемки выполненных работ, подписанные самим ответчиком, при этом необоснованно исключает ряд выполненных работ и снижает стоимость.
Учитывая, что Заказчиком акты приемки выполненных работ были подписаны 06.06.2022, что подтверждается его письмом от 06.06.2022 N 87/1074, период начисления неустойки по вагонам N 051 76037 и N 051 76011, как и ее размер с учетом частичного удовлетворения основного обязательства, а также с учетом постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", судом первой инстанции рассчитан верно.
В соответствии с п. 2.11 государственного контракта от 26.04.2021 N 2122188100122000000000000/13, Заказчик осуществляет оплату оказанных услуг по капитальному ремонту (КР-1) первого объема двух спецвагонов собственности МВД России модели 61-4495 с УКВ, с ЭЧТК без проведения наружной покраски кузова и без капитального ремонта колесных пар и редуктора за счет лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) 2021 в течение 30 (тридцати) рабочих дней, путем перечисления денежных средств, на расчетный счет Исполнителя с даты получения от Исполнителя полного пакета документов на оплату, указанных в п. 3.1 Контракта.
Комплект документов, предусмотренный п. 3.1 государственного контракта, был направлен в адрес ответчика почтовой связью 29.09.2022, указанный комплект документов 01.10.2022 прибыл в место вручения, в связи с истечением срока хранения 02.11.2022 выслано обратно отправителю, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В рассматриваемом случае, необходимый комплект документов прибыл в место вручения 01.10.2022, ответчиком получен не был, следовательно, судом первой инстанции верно рассчитан как период начисления неустойки, так и ее размер с учетом частичного удовлетворения основного обязательства.
Ссылка ответчика на отсутствие правовых оснований для взыскания государственной пошлины подлежат отклонению в силу следующего.
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и в силу вышеуказанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 11.07.2014 государственные органы освобождены от уплаты в бюджет государственной пошлины, а не от возмещения лицу, в пользу которого принят судебный акт, понесенных им расходов по уплате государственной пошлины в составе судебных расходов. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 ноября 2023 года по делу N А40-63470/23 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-63470/2023
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"