город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2022 г. |
дело N А53-18231/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ФГБУ "Сочинский национальный парк", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Шашковой Е.Д. по доверенности от 01.01.2022 N 14;
от Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства: Ключникова В.В. по доверенности от 10.01.2022 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.12.2021 по делу N А53-18231/2021
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" (ИНН 2320006502, ОГРН 1022302942705)
к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
при участии третьего лица: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
о признании незаконной проверки;
об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Сочинский национальный парк" (далее - ФГБУ "Сочинский национальный парк", учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - управление, управление Росрыболовства) о признании незаконной проверки (плановое (рейдовое) задание N 59 от 02.08.2019 и плановое (рейдовое) задание N 65 от 16.08.2019) Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, проведенную в период с 02.08.2019 по 02.10.2019 в отношении ФГБУ "Сочинский национальный парк", отмене постановления от 02.10.2019 N 241/12 о назначении административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - министерство).
Решением суда первой инстанции от 03.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано, производство в части требований о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2019 N 241/12 по делу об административном правонарушении прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Сочинский национальный парк" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить в части незаконности проведения проверки.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что не дана оценка представленной учреждением выписке о том, что место производства работ является особо охраняемая природная территория Сочинского национального парка, иной выписки не представлялось. Территория ФГБУ "Сочинский национальный парк" в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" является особо охраняемой территорией. Государственный инспектор Азово-Кубанского отдела вышел за рамки своих полномочий, осуществив контрольно-надзорные мероприятия на территории особо охраняемого объекта. Азово-Кубанский отдел Росрыболовства, проводя контрольно-надзорное мероприятие в виде фактического выезда на территорию ФГБУ "Сочинский национальный парк", осуществил внеплановую проверку, что прямо запрещено ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Не дана оценка письму Главного управления в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах от 10.03.2021 N 412-139р-2021 на обращение ФГБУ "Сочинский национальный парк", в котором указано, что в полномочия Росрыболовства не входит контроль и надзор за соблюдением законодательства на территориях особо охраняемых природных объектов, к которым относится ФГБУ "Сочинский национальный парк".
От Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайство ФГБУ "Сочинский национальный парк" о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Сочинский национальный парк" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 05.08.2019 в ходе рейдовых мероприятий в границах Лазаревского района города Сочи по осуществлению государственного контроля, надзора за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, среду их обитания и охраны окружающей среды, а также соблюдения хозяйствующими субъектами специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на основании планового (рейдового) задания от 02.08.2019 N 59, государственный инспектор управления обнаружил факт нарушения природоохранного законодательства неустановленным лицом, а именно, производство работ по монтажу временной дороги из естественной гравийно-песчаной смеси (ГПС).
Работы проводились непосредственно в русле реки, на прибрежной защитной полосе водоохранной зоны водного объекта реки Аше в Лазаревском районе г. Сочи, в районе аула Хаджико, напротив общеобразовательной школы N 94 (ул. Левобережная, д. 1), около 400 м. вверх по течению р. Аше от автомобильного моста, через данную реку.
Инспектором установлено, что работы осуществляются Сотниковым Н.Н. с применением транспортного средства - трактор с бульдозерным оборудованием на гусеничном ходу, марки - 510.1111-1Е, желтого цвета, государственный регистрационный знак 9383ХЕ23, владельцем которого является ФГБУ "Сочинский национальный парк" на основании свидетельства о регистрации машины СЕ600074, путевой лист отсутствует.
Из объяснений Сотникова Н.Н. следует, что он является работником ФГБУ "Сочинский национальный парк" в должности машиниста бульдозера и выполнял работы по указанию руководства ФГБУ "Сочинский национальный парк".
На основании выявленного инспектором 05.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 12/124861 в отношении Сотникова Н.Н. по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Факт обнаруженного правонарушения по монтажу временной дороги из естественной гравийно-песчаной смеси явился основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.08.2019.
В ходе расследования установлено, что 05.08.2019 при производстве работ по монтажу временной дороги из естественной гравийно-песчаной смеси на прибрежной защитной полосе в водоохранной зоне водного объекта реки Аше ФГБУ "Сочинский национальный парк" допущено движение и стоянка транспортного средства (под управлением сотрудника учреждения Сотникова Н.Н.), непосредственно по руслу реки - водного объекта, не имеющего твердого покрытия, из естественной гравийно-песчаной смеси. В ходе производства работ образуется размещение отвалов размываемых грунтов, состоящих из естественной гравийно-песчаной смеси руслового природного гравия.
Должностным лицом управления 05.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 12/126476 по признакам наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Постановлением от 02.10.2019 N 241/12 ФГБУ "Сочинский национальный парк" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 400 000 руб. и взыскал с ФГБУ "Сочинский национальный парк" нанесенный ущерб (вред) водным биологическим ресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранении ВБР в размере 4 404 974,75 руб.
Решением судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11.12.2019 по делу N 12-791/19 постановление от 02.10.2019 N 241/1 оставлено без изменения.
Решением Краснодарского краевого суда от 16.03.2020 по делу N 12-1277/2020 решение суда Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11.12.2019 в отношении ФГБУ "Сочинский национальный парк" оставлено без изменения.
Четвертым кассационным судом общей юрисдикции постановление от 05.05.2021 N П16-195/2021 постановление от 02.10.2019 N 241/12, решение судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11.12.2019 и решение судьи Краснодарского краевого суда от 16.03.2020, изменены, вывод о взыскании с ФГБУ "Сочинский национальный парк" нанесенного ущерба (вреда) водным биологическим ресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранении ВБР в размере 4 404 974,75 руб. исключен.
Считая незаконными действия управления по проведению проверки (плановое (рейдовое) мероприятие) в период с 02.08.2019 по 02.10.2019 в отношении ФГБУ "Сочинский национальный парк" и постановление от 02.10.2019 N 241/12, учреждение оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку таких возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции проверяет законность решения в части правомерности проведения проверки управлением Росрыболовства.
В силу части 1 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
Из содержания указанной нормы следует, что плановые (рейдовые) осмотры проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. При этом обязательное наличие какого-либо повода для проведения планового (рейдового) осмотра, кроме планового (рейдового) задания и полномочий должностного лица, частью 1 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ не предусмотрено.
На основании пункта 3 статьи 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предметом федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, включая: требования в части выполнения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, в том числе требования наличия эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях (подпункт 1 пункта 3 ст. 43.2 Закона о рыболовстве).
Согласно подпункту 2 пункта 3 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Росрыболовства от 11.02.2020 N 64, территориальные управления Росрыболовства осуществляют:
- внеплановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе с участием должностных лиц Росрыболовства;
- мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения на основании плановых (рейдовых) заданий.
В соответствии с п. 5.5.27 Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" Федеральное агентство по рыболовству осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Согласно Положению об Азово-Черноморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, управление имеет право проводить проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, нормы и правила, в пределах компетенции управления.
В соответствии со статьей 23.27 КоАП РФ, органы, осуществляющие контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2, статьями 7.11, 8.33 (в части нарушения правил охраны среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов, за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), статьей 8.34 (в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира, относящиеся к водным биологическим ресурсам, за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), статьей 8.36 (в отношении объектов животного мира, относящихся к водным биологическим ресурсам, за исключением обитающих на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), частями 2 и 3 статьи 8.37, статьями 8.38, 8.42, статьей 11.6 (в части административных правонарушений, совершенных на судах и объектах рыбопромыслового флота), частью 1 статьи 11.7, статьями 11.8, 11.9 - 11.11, частью 2 статьи 11.17 настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что орган, осуществляющий контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.42 КоАП РФ, без каких-либо исключений из состава данной диспозиции, в том числе независимо от того обладает ли спорный объект статусом особо охраняемого природного объекта или нет.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что проведенная управлением Росрыболовства в отношении ФГБУ "Сочинский национальный парк" проверка не нарушает права и законные интересы учреждения.
Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является органом, осуществляющим контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, также является административным органом, при проведении проверки выявило нарушения ФГБУ "Сочинский национальный парк" требований законодательства в области рыболовства. Единственным следствием из выявленного управлением явилось привлечение учреждения к административной ответственности по ст. 8.42 КоАП РФ. Как ранее изложено, статус спорного объекта не может ни на что влиять при установлении события административного правонарушения по ст. 8.42 КоАП РФ.
Таким образом, ссылки учреждения на статус объекта как особо охраняемого, на письмо от 10.03.2021 N 412-139р-2021, в котором говорится об отсутствии у Росрыболовства полномочий на проведение надзорных мероприятий на особо охраняемом объекте, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Доводы апелляционной жалобы учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2021 по делу N А53-18231/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18231/2021
Истец: ФГБУ "СОЧИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК"
Ответчик: АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологиии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов РФ