г. Чита |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А19-24528/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2021 года по делу N А19-24528/2021 по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 380896980) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N91" муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800843219, ИНН 3803204208) о взыскании финансовых санкций в размере 26500 руб. 00 коп.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 91" Муниципального образования города Братска финансовых санкций в общем размере 26500 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2021 года по делу N А19-24528/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, в данном случае предоставление сведений о застрахованном лице за отчетный период февраль - декабрь 2020 года, январь 2021 года по форме СЗВ-М за с типом "доп" являлось не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным предоставлением сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее в сведениях за указанные отчетные периоды не предоставлялась. Таким образом, действия Отделения Пенсионного фонда по привлечению учреждения к ответственности в соответствии с Инструкцией N 211н являются законными и обоснованными.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.02.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчиком представлены в пенсионный фонд по месту учета сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющие) за февраль - декабрь 2020 года, за январь 2021 года, по результатам проверки, которых приняты решения от 24.06.2021 N 048S19210016138 - N 048S19210016152, N 048S19210016115 - N 048S19210016133, N 048S19210016105 - N 048S19210016113, N 048S19210016099 - N 048S19210016103, от 02.06.2021 N 048S19210013403 о привлечении страхователя к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в общем размере 26500 руб. 00 коп.
Требованиями от 21.07.2021 N 048S01210017387 - N 048S01210017406, N 048S01210017362 - N 048S01210017385, N 048S01210017357 - N 048S01210017360, от 01.07.2021 N 048S01210015280 ответчику предложено уплатить финансовые санкции в указанном размере.
Срок исполнения требований истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) заявитель обратился за взысканием финансовых санкций в размере 26500 руб. 00 коп. в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 91" Муниципального образования города Братска является страхователем.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого вменено Управлением Пенсионного фонда, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 г. N 211н (действует с 27.07.2020 г., зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 г. N 58956; далее - Инструкция N211н) и Порядком заполнения форм сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 27.09.2019 г. N485п (действует с 11.02.2020 г., зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2020 г. N57349).
Из пункта 38 Инструкции N 211н следует, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В силу пункта 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчиком представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за февраль 2020 года - 03.03.2020, за март 2020 года - 07.04.2020, за апрель 2020 года - 13.05.2020, за май 2020 года - 04.03.2021, за июнь 2020 года - 06.07.2020, за июль 2020 года - 07.08.2020, за август 2020 года - 04.09.2020, за сентябрь 2020 года - 07.10.2020, за октябрь 2020 года - 06.11.2020, ноябрь 2020 года - 01.12.2020, за декабрь 2020 года - 12.01.2021, за январь 2021 года - 02.02.2021, дополняющие сведения за спорные периоды - 03.03.2021, 04.03.2021, 10.03.2021 и 07.04.2021.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки еще до обнаружения их фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения органом ПФР, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за эти периоды, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для привлечения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 91" Муниципального образования города Братска к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение сроков представления дополняющих индивидуальных сведений за февраль-декабрь 2020 и январь 2021 в виде штрафов в общей сумме 26500 руб. 00 коп.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18- 6 99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, согласно которой такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2021 года по делу N А19-24528/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24528/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 91" муниципального образования города Братска