г. Красноярск |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А33-18945/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии:
от истца - публичного акционерного общества "Юнипро": Вохминой М.С., представителя по доверенности от 10.10.2019 N 341,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово (ИНН 2459002454, ОГРН 1022401745300)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 07 декабря 2021 года по делу N А33-18945/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Юнипро" (ИНН 8602067092, ОГРН 1058602056985, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово (ИНН 2459002454, ОГРН 1022401745300, далее - ответчик) о взыскании 240 905,90 руб. задолженности по оплате поставленной тепловой энергии в нежилые помещения, расположенные по следующим адресам:
- часть помещения N 117 многоквартирного жилого дома N 15 Шестого микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.02.2021 по 30.04.2021;
- помещение N 97 многоквартирного жилого дома N 17 "а" Шестого микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.04.2020 по 10.09.2020;
- помещение N 91 многоквартирного жилого дома N 3/1 Пионерного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.11.2020 по 31.05.2021;
- помещение N 93 многоквартирного жилого дома N 3/1 Пионерного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021;
- помещение N 96 многоквартирного жилого дома N 3/1 Пионерного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021;
- помещение N 99, многоквартирного жилого дома N 3/1 Пионерного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021;
- помещение N 108 многоквартирного жилого дома N 4 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021 ;
- помещение N 102 многоквартирного жилого дома N 5 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021 ;
- помещение N 87 многоквартирного жилого дома N 32 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.11.2020 по 31.05.2021 ;
- помещение N 92 многоквартирного жилого дома N 32 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.11.2020 по 31.05.2021;
- помещение N 136 многоквартирного жилого дома N 28 ул. Комсомольская п. Дубинино Шарыповского района Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021;
- помещение N 30 многоквартирного жилого дома N 19 ул. Пионеров КАТЭКа п. Дубинино Шарыповского района Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021;
- помещение N 32 многоквартирного жилого дома N 19 ул. Пионеров КАТЭКа п. Дубинино Шарыповского района Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021.
Определением от 30.07.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Шарыповский городской Совет Ветеранов, индивидуальный предприниматель Бойцова Н.Р., общество с ограниченной ответственностью "Дезинфекция", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вера".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- ответчиком по настоящему делу является Муниципальное образование "город Шарыпово Красноярского края", а не юридическое лицо КУМИ Администрации г. Шарыпово, являющееся структурным подразделением Администрации г. Шарыпово.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 28.02.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Истец является энергоснабжающей организацией, осуществляющей подачу энергоресурсов (тепловая энергия, горячее водоснабжение, водоотведение) на территории г. Шарыпово Красноярского края.
В собственности муниципального образования город Шарыпово находятся следующие нежилые помещения:
- часть помещения N 117 многоквартирного жилого дома N 15 Шестого микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещение N 97 многоквартирного жилого дома N 17 "а" Шестого микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещения N N 91, 93, 96 и 99 многоквартирного жилого дома N 3/1 Пионерного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещение N 108 многоквартирного жилого дома N 4 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021;
- помещение N 102 многоквартирного жилого дома N 5 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещения N 87 и N 92 многоквартирного жилого дома N 32 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещение N 136 многоквартирного жилого дома N 28 ул. Комсомольская п. Дубинино Шарыповского района Красноярского края;
- помещения N 30 и N 32 многоквартирного жилого дома N 19 ул. Пионеров КАТЭКа п. Дубинино Шарыповского района Красноярского края.
Принадлежность указанных нежилых помещений муниципальному образованию город Шарыпово ответчиком не оспаривается, подтверждается, в том числе, представленным истцом в материалы дела ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово от 02.06.2021 N 1840 на запрос истца, с приложением выписок из реестра муниципальной собственности муниципального образования город Шарыпово Красноярского края, а также отзывом на иск.
Согласно представленному в материалы дела расчету, всего нежилыми помещениями, расположенными по вышеуказанному адресу в спорный период потреблена тепловая энергия на общую сумму 240 905,90 руб.
Расчет по нежилым помещениям выполнен истцом на основании показаний общедомовых приборов учета, расчет по многоквартирному дому (далее по тексту также МКД) N 3/1 Пионерного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края произведен с учетом платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в МКД, с учетом тарифов, утвержденных приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14.12.2017 N 390-п, от 14.12.2017 N 392-п.
На оплату потребленной тепловой энергии истцом Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово выставлены соответствующие счета-фактуры за спорный период.
Письмом от 15.06.2021 N 30-2132 истцом в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Вместе с тем договор аренды регулирует отношения собственника и арендатора. Наличие в договоре аренды, заключенном между собственником помещения и арендатором условия, согласно которому арендатор обязан заключить договоры на предоставление коммунальных услуг, само по себе, не является основанием для взыскания с арендатора такой платы, в случае если арендатор договор теплоснабжения с теплоснабжающей организации не заключил. В этом случае речь может идти об ответственности перед собственником в связи с неисполнением условия договора аренды.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, указано, что исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды. Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Таким образом, передача помещения по договору аренды не освобождает собственника помещения от несения бремени расходов по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Из части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения, урегулированные параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируют Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с частями 2, 5 статьи 14 Закона о водоснабжении к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом о водоснабжении, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Существенным условием такого договора является порядок учета принимаемых сточных вод.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.05.2018 N 306-ЭС17-2241 по делу N А55-1138/2016, из пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 541, пункта 1 статьи 544, пункта 1 статьи 779, пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по снабжению энергоресурсами через присоединенную сеть (включая услуги по передаче энергоресурсов) строятся на принципах возмездности и эквивалентности обмена материальными благами. Реализация этих принципов возможна посредством учета объема энергоресурсов, при этом в расчет принимается фактически потребленный объем.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование город Шарыпово является собственником следующих нежилых помещений:
- части помещения N 117 многоквартирного жилого дома N 15 Шестого микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещения N 97 многоквартирного жилого дома N 17 "а" Шестого микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещений N N 91, 93, 96 и 99 многоквартирного жилого дома N 3/1 Пионерного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещения N 108 многоквартирного жилого дома N 4 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края за период с 01.04.2020 по 31.05.2021;
- помещения N 102 многоквартирного жилого дома N 5 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещений N 87 и N 92 многоквартирного жилого дома N 32 Северного микрорайона г. Шарыпово Красноярского края;
- помещения N 136 многоквартирного жилого дома N 28 ул. Комсомольская п. Дубинино Шарыповского района Красноярского края;
- помещений N 30 и N 32 многоквартирного жилого дома N 19 ул. Пионеров КАТЭКа п. Дубинино Шарыповского района Красноярского края.
Принадлежность указанных нежилых помещений муниципальному образованию город Шарыпово подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается.
Согласно расчету истца оплата ответчиком не производилась, общая задолженность ответчика перед истцом за поставленную в спорный период тепловую энергию в вышеуказанные нежилые помещения для нужд отопления и горячего водоснабжения составляет 240 905,90 руб.
Истец, с учетом представленного ответчиком в материалы дела договора аренды муниципального имущества от 30.04.2021 N 12, уточнил период взыскиваемой задолженности за поставленную тепловую энергию в нежилое помещение N 117 МКД N 15 Шестого микрорайона г. Шарыпово Красноярского края, заявленный период с 01.02.2021 по 30.04.2021, т.е. до даты заключения муниципальным образованием город Шарыпово Красноярского края в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово с Зайцевой А.С. договора аренды муниципального имущества. Уточнение периода взыскания принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Расчет задолженности истца повторно проверен апелляционным судом, признан арифметически верным, выполненным в соответствии с требованиями законодательства и обстоятельствами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование город Шарыпово Красноярского края отклонен апелляционным судом по следующим основаниям.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и в связи с возникающими в судебной практике вопросами об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации даны следующие разъяснения.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ (далее - орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства (пункт 2 постановления Пленума ВС РФ).
Положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования (пункт 13 постановления Пленума ВС РФ)
На основании Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово, утвержденного постановлением администрации города Шарыпово Красноярского края от 27.08.2012 N 151, ответчик является структурным подразделением администрации города Шарыпово, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в области управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования город Шарыпово, ее эффективного использования, приватизации, а также координации в этой сфере деятельности муниципальных предприятий и учреждений, проведение единой жилищной политики в области учета и обеспечения жильем работников муниципальных предприятий и учреждений, социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отдельных категорий граждан, имеющих льготы по обеспечению жилой площадью в соответствии с законодательством Российской Федерации, и выполнения иных некоммерческих функций (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 1.6 Положения, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово является главным распорядителем бюджетных средств, а также согласно п. 25 Положения выступает в судебных органах по спорным вопросам, вытекающим из правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.
Исходя из изложенного, именно ответчик - Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово - является лицом, обязанным возмещать задолженность по жилищно-коммунальным услугам в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Шарыпово.
Учитывая изложенное, истцом правомерно заявлены исковые требования именно к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово. Доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик факт поставки и объем поставленного в спорный период в нежилые помещения ресурса не оспорил, доказательства заключения арендаторами этих помещений договоров на поставку коммунальных ресурсов с истцом в материалы дела не представил.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан верный вывод, что лицом, обязанным нести расходы по содержанию спорного имущества в заявленный в иске период в силу закона является ответчик как собственник нежилых помещений, поскольку законных или договорных оснований для возложения данных обязанностей на арендаторов спорных нежилых помещений не имеется, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Фактически ответчик не согласен с выводами суда первой инстанции, что само по себе не является основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы. Апелляционный суд учитывает, что ответчик освобожден от оплаты государственной пошлины на основании статьи 333.39 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 декабря 2021 года по делу N А33-18945/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18945/2021
Истец: ПАО "ЮНИПРО"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово
Третье лицо: ИП Бойцова Наталья Романовна, ООО "Дезинфекция", ООО УК "Вера", ООО УК "Уютный дом", Шарыповский городской Совет Ветеранов