город Москва |
|
2 марта 2022 г. |
дело N А40-158759/21 |
Резолютивная часть постановления от 24.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 02.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2021
по делу N А40-158759/21
по заявлению индивидуального предпринимателя Левушкиной Надежды Сергеевны
к Управлению Росреестра по г. Москве,
третьи лица: Мосжилинспекция; МосгорБТИ; ГБУ г. Москвы "Экспертный центр"
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Евсюков К.М. по доверенности от 05.11.2020;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2021 признано незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве, оформленное уведомлением от 26.04.2021 N КУВД001/2021-848057 и на Управление Росреестра по г. Москве возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав индивидуального предпринимателя Левушкиной Надежды Сергеевны путем постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на помещение III, кадастровый номер 77:03:0006002:5160, расположенное на 1 (первом) этаже здания по адресу: Москва, улица Перовская, дом 56/55, в связи с изменением его характеристик на основании технического плана помещения, подготовленного 11.01.2021.
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Мосжилинспекция; МосгорБТИ; ГБУ г. Москвы "Экспертный центр".
Представители регистрирующего органа и третьих лиц в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представлен отзыв, который приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Левушкина Н.С. является собственником объекта недвижимости: нежилого помещения III, кадастровый номер 77:03:0006002:5160, расположенного на 1 (первом) этаже здания по адресу: Москва, улица Перовская, дом 56/55, что подтверждается выпиской из ЕГРН (запись государственной регистрации права: собственность 77:03:0006002:5160-77/003/2019-10 от 07.06.2019), которое ранее приобретено ею у Юрченко М.Б. по договору купли-продажи от 21.05.2019, помещение передано в аренду АО "Тандер" по договору N МсФ_в/2786/19 от 26.01.2019, которое в свою очередь осуществило переустройство и перепланировку данного помещения.
Комиссией Мосжилинспекции 25.12.2019 составлен акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, если такое решение требуется, который утвержден 3 12.12.2019 уполномоченным Мосжилинспекции.
Приложением к акту Мосжилинспекции является техническое заключение о допустимости и безопасности произведенных работ ГБУ г. Москвы "Экспертный центр" от 16.09.2019 о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения.
При этом, кадастровым инженером МосгорБТИ по заявлению предпринимателя Левушкиной Н.С. подготовлен технический план помещения.
Предприниматель 15.01.2021 обратилась в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрацию помещения в связи с изменением его характеристик с приложением технического плана.
Уведомлением от 26.01.2021 регистрирующим органом приостановлены действия по государственному кадастровому учету помещения до 26.04.2021, в связи с направлением в Мосжилинспекцию соответствующего запроса в целях получения необходимой информации относительно произведенных переустройства и перепланировки помещения.
Уведомлением от 26.04.2021 N КУВД001/2021-848057 регистрирующим органом отказано в осуществлении регистрационно-учетных действий, по мотиву того, что регистрирующим органом выявлены противоречия в листе дела 21 технического заключения, в помещении по указанному адресу проведены работы, в том числе, по изменению фасада здания (входная группа перед комната 10, дверной проем комната 4 - после перепланировки), а также в связи с тем, что проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, техническое заключение о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме подлежат согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура), сведениями о наличии разрешительной документации на произведенные работы Управление Росреестра по г. Москве не располагает и указано на то, что основанием для отказа является то обстоятельство, что в помещении проведены работы по демонтажу антресоли, в результате чего площадь объекта недвижимости изменилась на 134, 4 кв.м.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа об отказе осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявитель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта недвижимости нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно п. 1 ст. 9 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 закона и требованиям принятых в соответствии с законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу положений п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 8 - 10 ч. 5 указанной статьи; прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. п. 1, 3, 6 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В случае, если все помещения и машино-места в здании, сооружении находятся в собственности одного лица, такое лицо вправе обратиться с заявлением о прекращении права собственности на все помещения и машино-места с одновременной государственной регистрацией права собственности на такие здание, сооружение.
В соответствии со ст. 23 - ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
В настоящем случае индивидуальный предприниматель Левушкина Н.С. обратилась с заявлением на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении недвижимого имущества, с представлением технического плана помещения, который является основанием для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В случае подготовки технического плана помещений, конфигурация которых изменена в результате перепланировки, в том числе в результате объединения помещений, изменения их границ или раздела помещений составляется технический план (письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 03.08.2016 N 10-3553-КЛ "О рассмотрении поручения" технический план при объединении помещений).
В случае, если в обращении речь идет о нежилом помещении, то в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России, изложенным в письме от 14.04.2015 N Д23и-1578, постановка на государственный кадастровый учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их перепланировкой осуществляется в соответствии с техническим планом.
Следует отметить, что в письме от 28.06.2021 N ИС-ГР-А-3283/21 МосгорБТИ в ответ на запрос представителя предпринимателя сообщено о том, что замечание, изложенное в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете регистрирующего органа от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-848057, касающееся наличия противоречий между сведениями до перепланировки, содержащимися в представленном заявителем техническом заключении и сведениями ЕГРН, не подлежит исправлению путем корректировки технического плана; разночтений между сведениями после перепланировки, содержащимися в техническом заключении и фактической планировкой объекта, отраженной в графической части технического плана, не выявлено, в связи с чем в настоящее время корректировка технического плана не представляется возможной.
Таким образом, решение Управления Росреестра по г. Москве, оформленное уведомлением от 26.04.2021 N КУВД001/2021-848057 (том 1 л.д. 8-9) не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является правомерным.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как необоснованные, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-158759/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158759/2021
Истец: Левушкина Надежда Сергеевна
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73703/2022
13.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9364/2022
02.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2887/2022
17.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158759/2021