город Ростов-на-Дону |
|
04 марта 2022 г. |
дело N А32-42750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Р.Р. Илюшина,Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, предусмотренным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью "МедЛайн"
к Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю, МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа в регистрации транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МедЛайн" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании решения МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД РФ по КК от 18.08.2021 г. в проведении регистрационного действия и обязании устранить допущенные нарушения.
Требование мотивировано отсутствием у регистрирующего органа законных оснований для отказа в регистрации транспортного средства при наличии лицензии на осуществление скорой медицинской помощи, а также специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортного средства. В обоснование заявленных требований указывает о наличии законных оснований для использования такого транспортного средства по целевому назначению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Главное управление МВД России по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить в связи с процессуальными нарушениями, поскольку ответчиком указано МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, не являющееся юридическим лицом.
Суд не привлек к участию в деле надлежащее лицо - ГУ МВД России по Краснодарскому краю являющееся государственный органом и юридическим лицом, а рассмотрел дело с ненадлежащим ответчиком МРЭО ГИБДД, являющимся структурным подразделением ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Заявитель также указывает, что порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 21.12.2019 N 950.
Обществом не был предоставлен полный перечень документов для постановки на учет транспортного средства, транспортное средство марки ЛУИДОР, год выпуска 2021, не было зарегистрировано на основании п. 92.8 Административного регламента в связи с непредоставлением лицензии ООО "МедЛайн" на осуществление деятельности скорой медицинской помощи.
Арбитражным судом Краснодарского края произведена ссылка на Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержденные приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, утратившие силу на основании Приказа МВД России от 26.06.2018 N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России".
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит судебный акт оставить без изменения.
Определением от 09.02.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по общим правилам искового производства, исходя из положений статей 121, 122, 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и с учетом следующего.
Из материалов дела следует, что в заявлении общества в арбитражный суд заинтересованными лицами были указаны (л.д.6) как МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, так и Главное управление МВД России по Краснодарскому краю.
Извещением (л.д.98) суд уведомил МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю о принятии заявления и назначении судебного заседания на 15.11.2021. В судебное заседание представитель МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю не явился.
Определением от 15.11.2021, опубликованном в системе КАД 19.11.2021, суд назначил судебное заседание на 29.11.2021. Сведений о направлении в адрес МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю извещения в материалах дела не имеется, при том что срок публикации определения не менее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания - судом первой инстанции не соблюден.
В адрес ГУ МВД России по Краснодарскому краю определение суда от 15.11.2021 направлено только 24.11.2021, при проверке указанного почтового отправления на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://www.pochta.ru), судом апелляционной инстанции установлено, что указанное почтовое отправление вручено адресату 29.11.2021 в 07 час.49 мин.
Поскольку судебное заседание назначено судом на 29.11.2021 на 09 час.50 мин, то в данном случае апелляционный суд полагает извещение заинтересованного лица ненадлежащим, поскольку в отношении первого судебного акта - определения о принятии искового заявления к производству - из материалов дела не следует, что суд первой инстанции направил его по юридическому адресу заинтересованного лица, поскольку МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю является структурным подразделение ГУ МВД России по Краснодарскому краю (не филиалом). Таким образом, ГУ МВД России по Краснодарскому краю о начавшемся против него судебном процессе не извещено. В связи с ненадлежащим уведомлением ответчика о судебном разбирательстве у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для выводов о том, что на стороне ГУ МВД России по Краснодарскому краю возникла обязанность самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Кроме того, судом первой инстанции основное заседание назначено на 29.11.2021, то есть на срок менее 15 дней, хотя для целей извещения ответчика о судебном разбирательстве именно это определение является первым. Единственное извещение заинтересованного лица по юридическому адресу направлено 24.11.2021 и получено им 29.11.2021 непосредственно в день судебного заседания, что апелляционный суд также не может расценить как надлежащее уведомление
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявления, апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "Медлайн" по договору лизинга от 18.06.2021 г. N Л-108-06/21СЧ был приобретен автомобиль Луидор 22396 ВО, 2021 года выпуска, цвет которого соответствует ГОСТ Р50574-2021.
18.08.2021 г. ООО "Медлайн" обратилось в МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД РФ по КК (г. Сочи и Туапсинский р-н,) с заявлением N 71679321 о государственной регистрации за Обществом автомобиля скорой медицинской помощи ЛУИДОР 22396ВО ГОСТ-Р50574-2019 идентификационный номер Z7C2239B0M0000003.
18.08.2021 регистрирующим органом отказано в проведении регистрационных действий ввиду отсутствия лицензии ООО "Медлайн" на осуществление медицинской деятельности: скорой медицинской помощи, а также документов, подтверждающих право общества на использование транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.
Указанное послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 283-ФЗ государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
В целях реализации названных целей статьей 8 Закона N 283-ФЗ установлена обязанность владельца транспортного средства обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
1) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи;
2) неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств;
3) обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять;
4) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
5) отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт;
6) непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона;
7) наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764.
Пунктами 13, 28 указанных Правил установлено, что документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного. При этом регистрация транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации к таким транспортным средствам на основании документов, подтверждающих право юридического лица на их использование.
Учитывая, наличие договорных обязательств у ООО "Медлайн" с АНО "ЮРЦ НМП", приобретение автомобиля скорой медицинской помощи ЛУИДОР 22396 ВО ГОСТ-Р50574-2019 идентификационный номер Z7C2239B0M0000003 произведено для предусмотренной договором деятельности. Указанный вывод соответствует положениям части 1 статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", подпункту "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2012 N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства"
Так, согласно пункту 1.1. Договора N 01/08 аренды транспортных средств с экипажем, заключенным между ООО "Медлайн" и АНО "Южный региональный центр неотложной медицинской помощи" (далее - ООО "ЮРЦ НМП"), общество обязалось предоставить за плату во временное пользование и владение специального транспортного средства.
Данным Указом N 635 не поименованы организационно - правовые формы или наименования юридических лиц, обладающие правом на использование транспортных средств со специальными сигналами и цветографическими схемами. Тем самым квалифицирующим признаком для постановки таких транспортных средств на учет является цель их использования.
Подпунктом "б" пункта 4 названного Указа установлен запрет на нецелевое использование транспортных средств, на которые установлены устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств. При этом контроль за использованием таких сигналов закреплен за Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Доводы регистрационного органа о нецелевом использовании транспортного средства являются предположительными и какими-либо доказательствами не подтверждены, в то время как обществом представлены достаточные доказательства использования транспортного средства для оказания неотложной помощи жизни и здоровью граждан медицинским учреждением (контракт на оказание услуг по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи с водителем).
Исходя из п. 6 Правил, осуществление государственной функции по регистрации транспортных средств носит заявительный характер и инициируется только в связи с волеизъявлением собственника либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами.
Пункт 27 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. При обращении заявителем должно быть представлено заявление по установленной форме.
В соответствии с п. 28 Приказа МВД России от 21 декабря 2019 г. N 950 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств" документами, являющимися основанием для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом пп. 13, 28 Правил N 1764 установлено, что документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного. При этом регистрация транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации к таким транспортным средствам на основании документов, подтверждающих право юридического лица на их использование.
Согласно письму Министерства внутренних дел от 13.01.2010 г. N 13/5-1, "По вопросу регистрации автомобилей скорой медицинской помощи", транспортные средства скорой медицинской помощи могут эксплуатироваться только юридическими или физическими лицами, имеющими в соответствии с указанными нормативными правовыми актами лицензии на выполнение медицинских услуг по оказанию скорой медицинской помощи (далее - лицензии) либо имеющими договорные отношения с ними.
К заявлению общества была приложена Лицензия серии ЛО-23-01-014049 от 01.11.2019 года, выданная АНО "ЮРЦ НМП" на осуществление скорой медицинской помощи, в связи с чем, довод регистрирующего органа об отсутствии лицензии на осуществлении медицинской деятельности: скорой медицинской помощи, не имеет законного обоснования, поскольку в данном случае он и не требуется.
Спорное транспортное средство находится у общества на законных основаниях, предназначено для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан лицом, имеющим на это соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
При изложенных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в совершении регистрационного действия по постановке транспортного средства на учет.
Из положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ МРЭО ГИБДД (по обслуживанию города Сочи и Туапсинского района) ГУ МВД России по КК не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества на регистрацию транспортного средства.
Права общества подлежат восстановлению путем возложения на уполномоченное лицо осуществить в установленном порядке регистрацию транспортного средства. При этом обязание судом устранить нарушенные права и законные интересы общества направлено на восстановление защищаемого в судебном порядке права. В рассматриваемом случае восстановлением прав является, в том числе, исключение отказа в регистрации спорного транспортного средства данному заявителю по этому же основанию в случае его обращения с таким заявлением. Препятствий для исполнения регистрирующим органом таким образом устранения нарушения прав общества апелляционной коллегией не усматривает.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям согласно части 4 статьи 270 АПК РФ.
При распределении судебных расходов по статье 110 АПК РФ апелляционный суд учитывает, что в соответствии с приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 19.07.2012 N 1014 "Об утверждении Положения о МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю" МРЭО не обладает статусом юридического лица, а является подразделением ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2021 по делу N А32-42750/2021 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным решение МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю (г. Сочи и Туапсинский р-н) от 18.08.2021 г. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МедЛайн"(ИНН 2320182522, ОГРН 1102366003640) N 71679231 об отказе в регистрации транспортного средства.
Обязать МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю (г. Сочи и Туапсинский р-н) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "МедЛайн"(ИНН 2320182522, ОГРН 1102366003640) путем совершения соответствующих действий по оказанию государственной услуги в части осуществления регистрационных действий по регистрации транспортного средства - автомобиля скорой медицинской помощи ЛУИДОР 22396ВО ГОСТ-Р50574-2019 идентификационный номер Z7C2239B0M0000003 за обществом.
Взыскать с Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "МедЛайн" (ИНН 2320182522, ОГРН 1102366003640) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42750/2021
Истец: ООО Медлайн
Ответчик: Главное управление МВД России по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по КК, ГУ МРЭО N 2 ГИБДД МВД по Краснодарскому краю