г. Краснодар |
|
17 июня 2022 г. |
Дело N А32-42750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МедЛайн" (ИНН 2320182522 ОГРН 1102366003640) - Веретельниковой А.С. (доверенность от 20.08.2021), от заинтересованного лица - Главного управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю (ИНН 2310021269 ОГРН 1022301616556) - Буднего С.Н. (доверенность от 24.01.2022), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрайонного регистрационного экзаменационного отделения N 2 Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю, извещенного о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А32-42750/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МедЛайн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонного регистрационного экзаменационного отделения N 2 Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю (далее - МРЭО) от 18.08.2021 в проведении регистрационного действия.
Решением суда первой инстанции требование удовлетворено, отказ МРЭО признан незаконным, с Главного управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю (далее - управление) в лице МРЭС взыскано 3 тыс. рублей государственной пошлины в пользу общества. У МРЭО отсутствовали основания для отказа в регистрации транспортного средства при наличии лицензии на осуществление скорой медицинской помощи, а также специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортного средства.
Решение суда первой инстанции определением апелляционной инстанции от 09.02.2022 отменено, суд апелляционный инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по общим правилам искового производства. Общество при обращении в арбитражный суд заинтересованными лицами по делу указало как МРЭО, так и управление. Суд первой инстанции о времени и месте рассмотрения дела уведомил МРЭО, представитель которого в судебное заседание 15.11.2021 не явился. Определением от 15.11.2021, опубликованном в системе КАД 19.11.2021, суд первой инстанции назначил судебное заседание по делу на 29.11.2021, уведомления о направления МРЭО соответствующего судебного акта в материалах дела нет, публикация на официальном сайте в сети Интернет состоялась ранее, чем за 15 рабочих дней до дня судебного заседания. Определение суда от 15.11.2021 управлению направлено судом 24.11.2021, вручено адресату 29.11.2021 в 07 час. 49 мин., тогда как судебное заседание по делу суд назначил на 29.11.2021 на 09 час.50 мин. Эти обстоятельства обоснованно признаны судом апелляционной инстанции о ненадлежащем уведомлении МРЭО и управления о месте и времени судебного разбирательства, в любом случае влекущими отмену решения суда первой инстанции. Первый судебный акт (определение о принятии заявления к производству суда) суд первой инстанции направил по юридическому адресу МРЭО, управление о начавшемся против него судебном процессе не извещено. Кроме того, извещение управлению направлено 24.11.2021 и получено им 29.11.2021 непосредственно в день судебного заседания, что правомерно признано апелляционной инстанцией надлежащим уведомлением.
Неправильный вывод суда апелляционной инстанции о необходимости у МРЭО признаков лица, обязанного отвечать по заявленному в деле материально-правовому требованию (заинтересованного лица (ответчика)) статуса юридического лица, на законность и обоснованность постановления судебной коллегии в рассматриваемом случае и принятие незаконного судебного акта не повлиял, поскольку при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции уведомил в установленном статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) как надлежащего ответчика по делу (МРЭО), так названного самим заявителем ответчика (управление).
В силу статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса что дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса.
Поскольку рассматриваемый спор не вытекает из гражданских правоотношений, для его рассмотрения судом принципиальны полномочия органа власти, являющегося лицом, участвующим в деле, а не статус органа власти как юридического лица (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.1995N 5416/95, 20.02.1996 N 8463/95, 12.05.1998 N 413/98, определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2017 N 307-АД16-14255).
В рассматриваемом случае участие в арбитражном процессе МРЭО обусловлено наличием у него полномочий принимать решения, влекущие юридические последствия. Следовательно, ответчиком (заинтересованным лицом), отвечающим по требованию о признании незаконным отказа в регистрации в рассматриваемой ситуации является орган, принявший обжалуемый отказ (МРЭО), из чего правильно исходил суд первой инстанции при рассмотрении дела. Наличие у управления статуса юридического лица в смысле, определенным гражданским законодательством, правового значения для рассмотрения заявленных по делу требований не имеет в силу публичного характера рассматриваемого по делу спора. Однако, поскольку суд первой инстанции не уведомил в установленном порядке управление, указанное самим заявителем как ответчика по делу, что восполнила в установленном порядке судебная коллегия, ее выводы о применимых при рассмотрении дела нормах процессуального права, как указано выше, не повлияли на законность постановления.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении требований. Указывает, что на момент подачи заявления у общества отсутствовала лицензия на осуществление скорой медицинской помощи, наличие которой необходимо для использования транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами. Считает неправомерным взыскание государственной пошлины с МРЭО.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, общества, - возражал против них.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в целях исполнения обязательств по контракту с автономной некоммерческой организацией "Южный региональный центр неотложной медицинской помощи" (далее - организация) на оказание услуг по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи с водителем общество приобрело автомобиль Луидор 22396 ВО, 2021 года выпуска, цвет которого соответствует ГОСТу Р50574-2021, 18.08.2021 обратилось в МРЭО с заявлением N 71679321 о государственной регистрации за обществом автомобиля скорой медицинской помощи ЛУИДОР 22396ВО ГОСТ-Р50574-2019 идентификационный номер Z7C2239B0M0000003. В тот же день МРЭО отказало в проведении регистрационных действий из-за отсутствия у общества лицензии на оказание скорой медицинской помощи и документов на использование им транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.
Общество обжаловало отказ МРЭО в арбитражный суд.
Часть 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ) к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относит непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Пункты 13, 28 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1764) устанавливают, что документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортногосредства. При этом регистрация транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации к таким транспортным средствам на основании документов, подтверждающих право юридического лица на их использование.
Устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются транспортные средства используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан (подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2012 N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства", далее - Указ N 635).
Проанализировав названые положения, суд апелляционной инстанции отметил, что квалифицирующим признаком для постановки транспортных средств с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности на учет является цель их использования. По пункту 1.1. договора N 01/08 об аренде транспортных средств с экипажем общество обязалось предоставить за плату во временное пользование и владение транспортное средство с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности, к заявлению в МРЭО N 71679321 общество приложило лицензию организации от 01.11.2019 серии ЛО-23-01-014049 на осуществление скорой медицинской помощи.
Регистрация транспортного средства регистрационным подразделением Госавтоинспекции не является произвольным, осуществляется при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил N 1764, таких, как представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствие транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ряда других обстоятельств.
Такое нормативное правовое регулирование основано на нормах действующего законодательства, позволяет исключить из процесса дорожного движения транспортные средства, не отвечающие установленным требованиям в области обеспечения дорожного движения, а также создать дополнительные гарантии исполнения их владельцами обязательств, установленных действующим законодательством.
К автомобилям оперативных служб относятся в том числе автомобили скорой медицинской помощи (пункт 2.4.1 Приложения N 6 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877) (далее - Технический регламент), пунктами 2.4.2 и 2.4.3 которого установлены требования к цветографическим схемам и их составу, специальным световым и звуковым сигналам, размещаемым на автомашинах скорой помощи. Согласно ГОСТу Р 50574-2202 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования" (далее - Стандарт), он распространяется на автомобили, автобусы и мотоциклы, оборудованные в соответствии с назначением и принадлежащие оперативным службам, в том числе скорой медицинской помощи. Эти требования направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
Не допускается использование согласно настоящему стандарту цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам (раздел 1 Стандарта). Изображения и цвета гербов и эмблем должны соответствовать требованиям государственных нормативных правовых актов о порядке их применения, описании и изображении (подпункт 2.4.2.3 пункта 2.4.2 Технического регламента).
Требования к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 N 548 (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение). Пунктом 3 Положения установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, куда входит скорая медицинская помощь. Таким образом, услуги скорой медицинской помощи являются медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию.
Из представленных обществом в МРЭО документов следует, что оно оказывало услуги аренды специализированного медицинского транспортного средства, а не услуги скорой медицинской помощи. Перечень регистрационных действий является исчерпывающим. Эксплуатация транспортных средств запрещена при неправомерном оборудовании транспортных средств опознавательным знаком скорой помощи проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличии на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации (пункт 7.8 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств). Такое основание для отказа в регистрационных действиях, как непредставление документов о статусе медицинской организацией, имеющей лицензию на оказание услуг скорой медицинской помощи, и, соответственно, обладающей правом на эксплуатацию автомобилей скорой медицинской помощи, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, законом не установлено.
Исходя из статей 2, 32, 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Порядок N 388н), передача в аренду сторонней организацией автомобиля скорой помощи не подразумевает передачу на осуществление медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, свидетельствует лишь о передаче функции по обеспечению их деятельности при формировании выездных бригад скорой медицинской помощи исключительно по предоставлению специализированных транспортных средств и их водителей. Услуга по сдаче в аренду автомобиля скорой помощи не является медицинской деятельностью, в смысле определенном в пункте 10 статьи 2 Закона N 323-ФЗ. Медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Закона N 323-ФЗ). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, относится к видам медицинской помощи (пункт 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ). Скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, и включает в себя медицинскую эвакуацию. Медицинская эвакуация представляет собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) (статья 35 Закона N 323-ФЗ).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования (часть 6 статьи 35 Закона N 323-ФЗ).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (подпункт "а" пункта 4 Порядка N 388-н).
Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи (пункт 6 Порядка N 388н).
Из пункта 13 статьи 2 Закона N 323-ФЗ следует, что медицинский работник - это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Медицинским работником является также физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В приложении N 2 к Порядку N 388 определены Правила организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (далее - Правила).
Общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" (пункт 8 Правил).
В пункте 16 Правил определены обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи: подчиняться врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения (пункт "а"); знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция скорой медицинской помощи и местоположение медицинских организаций (пункт "б"); обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой медицинской помощи на вызов и движение автомобиля скорой медицинской помощи по кратчайшему маршруту (пункт "в"); выполнять правила внутреннего распорядка станции скорой медицинской помощи (пункт "г"); отслеживать техническое состояние автомобиля скорой медицинской помощи, осуществлять своевременную заправку его горюче-смазочными материалами, выполнять влажную уборку салона автомобиля скорой медицинской помощи по мере необходимости, поддерживать в нем порядок и чистоту (пункт "д"); содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирену, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь-прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное) (пункт "е"); обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов (пункт "ж").
Следовательно, водитель автомобиля скорой помощи входит в состав бригады скорой медицинской помощи, однако, медицинским работником не является и медицинскую деятельность не осуществляет. Медицинскую деятельность осуществляют медицинские работники в соответствии с лицензией на осуществление работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Поскольку управление и МРЭО в рассматриваемом случае не доказали, что передача обществом автомобиля в аренду медицинской организации повлекла передачу функций и полномочий по осуществлению при его использовании медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, а лишь делегировало функцию по обеспечению их деятельности при формировании выездных бригад скорой медицинской помощи исключительно по предоставлению специализированных транспортных средств, судебная коллегия сделал правомерный, основанный на конкретных обстоятельствах дела, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, вывод об отсутствии у МРЭР оснований для отказа в истребуемой обществом регистрации специального транспортного средства. Доводы управления и МРЭО о непредставлении обществом документов, содержащих недостоверные сведения, недостоверную информацию или не соответствующих требованиям закона, документально не подтверждены.
Довод жалобы об отсутствии оснований для взыскания с МРЭО судебных издержек, понесенных обществом в связи с рассмотрением дела, противоречит установленному статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса принципу взыскания судебных расходов с проигравшей стороны. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А32-42750/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из статей 2, 32, 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Порядок N 388н), передача в аренду сторонней организацией автомобиля скорой помощи не подразумевает передачу на осуществление медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, свидетельствует лишь о передаче функции по обеспечению их деятельности при формировании выездных бригад скорой медицинской помощи исключительно по предоставлению специализированных транспортных средств и их водителей. Услуга по сдаче в аренду автомобиля скорой помощи не является медицинской деятельностью, в смысле определенном в пункте 10 статьи 2 Закона N 323-ФЗ. Медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Закона N 323-ФЗ). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, относится к видам медицинской помощи (пункт 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ). Скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, и включает в себя медицинскую эвакуацию. Медицинская эвакуация представляет собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) (статья 35 Закона N 323-ФЗ).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования (часть 6 статьи 35 Закона N 323-ФЗ).
...
Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи (пункт 6 Порядка N 388н).
Из пункта 13 статьи 2 Закона N 323-ФЗ следует, что медицинский работник - это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Медицинским работником является также физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2022 г. N Ф08-5463/22 по делу N А32-42750/2021