г. Саратов |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А06-5513/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, В.В. Землянниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц - связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47, ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 декабря 2021 года по делу N А06-5513/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пректно-изыскательский институт ВолгаГражданПроект" (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Мира, д. 19, оф. 633, ИНН 3444216631, ОГРН 1143443024780)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47, ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390)
о признании незаконным решения,
заинтересованное лицо: Государственное казённое учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (414040, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Раскольникова, д. 10 В, ИНН 3015115049, ОГРН 1193025002433),
при участии в судебном заседание с использованием систем ВКС при содействии Арбитражного суда Астраханской области:
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - К.В. Родина, по доверенности от 10.01.2022,
- от общества с ограниченной ответственностью "Пректно-изыскательский институт ВолгаГражданПроект" - Е.Л. Пряхина, по доверенности от 03.06.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт ВолгаГражданПроект" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14.04.2021 г. по делу N РНП-30-44-2021.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 декабря 2021 года решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14.04.2021 г. по делу N РНП-30-44-2021 признано недействительным.
Астраханское УФАС России не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в срок до 12.09.2019 контракт не исполнен. Экспертиза Автономного учреждения Астраханской области "Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий" по объекту: "Строительство подъезда к с. Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области" получила отрицательное заключение. После получения отрицательного заключения ООО "ПИИ"ВолгаГражданПроект" не предпринимало никаких мер, направленных на исполнение государственного контракта. По мнению Управления, основания для одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта отсутствовали. Комиссией не установлено объективных обстоятельств, препятствовавших Обществу исполнить принятые обязательства п контракту.
В судебное заседание явились представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, общества с ограниченной ответственностью "Пректно-изыскательский институт ВолгаГражданПроект".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 декабря 2021 года по делу N А06-5513/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Пректно-изыскательский институт ВолгаГражданПроект" огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 декабря 2021 года по делу N А06-5513/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв в судебном заседании до 02 марта 2022 года на 16 часов 00 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.
Из материалов дела следует, что в Астраханское УФАС России 07.04.2021 поступило заявление государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Астраханьавтодор" (далее также - Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "ВолгаГражданПроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 0325200006718000215-0152798-01 от 30.01.2019 года на выполнение работ для государственных нужд Астраханской области (ИКЗ: 182301508934230150100100630017112414) (номер извещения: 0325200006718000215).
Решением Астраханского УФАС России от 14.04.2021 N РНП-30-44-2021 Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "ВолгаГражданПроект" (ИНН 3444216631, ОГРН 1143443024780, адрес: 400066, г.Волгоград, ул.Мира, д. 19, оф.633, почтовый адрес: 40031, г.Волгоград, ул.Мира, д.21) включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, пришел к выводу о неправомерном включении ООО "ПИИ" ВолгаГражданПроект") в реестр недобросовестных поставщиков. Суд исходил из того, что материалы дела однозначно не свидетельствуют о допущенном Обществом недобросовестном поведении. Представленные документы подтверждают, что Обществом предпринимались активные действия, направленные на исполнение обязательств по контракту, частично были выполнены работы по контракту до одностороннего отказа от его исполнения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Правоотношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В статье 104 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о хозяйствующих субъектах, в их числе расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
Пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, предусмотрено, что ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров.
Из материалов дела следует, что Государственным заказчиком - Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее также -ГКУ "УКС АО") проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство подъезда к с. Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области".
По результатам электронного аукциона победителем признано ООО "ПИИ "ВолгаГражданПроект", о чем свидетельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.01.2019 года N 0325200006718000215-3, проводимом на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ, размещенный 18.01.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
30.01.2019 между ГКУ "УКС АО" (заказчик) и ООО "ПИИ "ВолгаГражданПроект" (Исполнитель) заключен государственный контракт N 0325200006718000215-0152798-01 (далее Контракт).
Согласно п. 1.1 контракта заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной документации по объекту: "Строительство подъезда к с. Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области" (далее - Объект), в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Задание), условиями настоящего Контракта и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а Заказчик обязуется своевременно принять выполненные Исполнителем работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Дополнительным соглашением N 1 от 01.08.2019 года все права и обязанности ГКУ АО "УКС АО" по контракту были переданы ГКУ АО "Астраханьавтодор".
Цена контракта составила 3 006 607,50 рублей.
Срок действия контракта до 31.12.2019 года.
Пунктом 1.2 контракта установлено место выполнения работ: работы выполняются по месту нахождения исполнителя с выездом на местность в пределах местонахождения объекта.
Пунктом 3.1 контракта установлено, что выполнение работ осуществляется в соответствии с Заданием (Приложение N 1 к контракту) в следующие сроки:
Начальный срок (начало исполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту): дата заключения контракта.
Конечный срок: 12 сентября 2019 года.
Пунктом 3.2 контракта установлено, что на момент подписания контракта дата окончания работ является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения срока выполнения работ.
Согласно п. 4.1.1. контракта сдача-приемка выполненных работ осуществляется после выполнения обязательств, предусмотренных п. 16.12. Задания (Приложение N 1 к контракту), на основании акта сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно п. 4.3. контракта перечень видов выполняемых работ, подлежащих оформлению и сдаче Исполнителем Заказчику, определен Заданием (Приложение N 1 к контракту).
Согласно п. 4.4. контракта передача Заказчику оформленной в установленном порядке проектной документации осуществляется сопроводительными документами Исполнителя.
Согласно п. 4.5. контракта Проектная документация передается Заказчику в книгах в 6-ти экземплярах на бумажном носителе и на электронном носителе (CD RW - 2 экз.). Технический отчет об инженерных изысканиях передается Заказчику в 4-х экземплярах. Все подлинные экземпляры заключения государственной экспертизы передаются Заказчику.
Согласно п. 4.6. контракта для проверки результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Согласно п. 4.7. контракта Заказчик вправе отказаться от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ в случае выявления по результатам проведения экспертизы несоответствия результатов выполненных работ условиям контракта.
Согласно п. 4.8. контракта результат выполненной работы по контракту, признается результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Если Исполнитель выполняет работу с нарушением сроков, установленных контрактом, а также, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе: назначить Исполнителю срок для устранения имеющихся недостатков; требовать расторжения контракта в установленном Законодательством и контрактом порядке (п.5.3 контракта).
Согласно пункту 6.1 контракта Исполнитель обязуется, в том числе: выполнить работу в соответствии с Заданием (Приложение N 1 к контракту) и указанными в нем нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации в сроки, установленные контрактом; при обнаружении недостатков в проектной документации Исполнитель по требованию Заказчика обязан безвозмездно переделать проектную документацию в сроки, установленные Заказчиком в акте, и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские и иные работы, а также возместить Заказчику причиненные убытки.
В приложении N 1 к контракту указано Техническое задание на разработку проектной документации по объекту контракта.
Целями и задачами разработки проектной документации является разработка оптимальных, обоснованных, экономически целесообразных и эффективных функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (от 29.12.2004 N 190-ФЗ) и Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (от 08.11.2007 N 257-ФЗ). Реализацию цели и основных задач проектной документации обеспечить путем разработки основных проектных решений на основе вариантной проработки (п. 2 ТЗ).
Начало и конец проектируемого участка: участок от а/д Волгоград-Астрахань до с. Садовое (п. 7.1 ТЗ).
Проектные решения разработать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, представленных в Приложении 1 настоящего Задания (п. 13.1 ТЗ).
Проектная документация должна быть разработана в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС N 014/2011, а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного технического регламента (п. 13.2 ТЗ).
Разработать программу инженерных изысканий, а также выполнить необходимые, инженерно-геодезические, гидрометеорологические, экономические, экологические изыскания в объеме, необходимом для обоснования и принятия решений по проектной документации(п. 13.3 ТЗ).
Выполнить археологические обследования земельных участков, необходимых для производства работ по строительству объекта (оценка наличия в зоне строительства объекта археологических памятников, захоронений и иных объектов, которые могут выступить препятствием к осуществлению производства работ) - достаточно ограничиться справкой о наличии в зоне проектирования объектов историко-культурного наследия, полученной от соответствующего территориального органа государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры (п. 13.4 ТЗ).
Участвовать без дополнительной оплаты при рассмотрении проектной документации, в установленном им порядке, защите проектной документации в органах государственной экспертизы, защите проектной документации при проведении проверки на предмет эффективности использования выделенных средств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 590, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, в соответствии с Постановлением Правительства от 18.05.2009 N 427, представлять пояснения, документы и обоснования по требованию экспертизы, вносить в проектную документацию по результатам рассмотрения у заказчика и замечаниям экспертизы изменения и дополнения, не противоречащие данному заданию (п. 13.5 ТЗ).
Технические решения при разработке проектной документации должны соответствовать экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и другим нормам, действующим на территории РФ, и обеспечивать при эксплуатации безопасность для жизни и здоровья людей (п. 14.1 ТЗ).
В проектной документации представить дополнительные разделы (п. 14.2 ТЗ): разделение собственности (разделение собственности и стоимости строительства по балансодержателям в соответствии с письмом Минтранса РФ от 27.01.2003 г. N ОС-28/339-ис); организация дорожного движения; организация строительства; охрана окружающей среды; внедрение и применение новых технологий, техники, конструкций и материалов, в соответствии с поручением Минтранса России (от 19.01.2010 N ОБ-7-ПР); мероприятия по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (технические условия разработать и согласовать с органами МЧС, а так же Заказчиком); мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; требования к оснащению объектов инженерно-техническими средствами охраны и оповещения.
Оформить земельные участки, необходимые для производства работ по строительству объекта, получить правоустанавливающие документы на них. В рамках указанного раздела осуществить весь комплекс работ и предоставить Заказчику правоустанавливающие документы на земельные участки, достаточные для получения разрешения на строительство, в том числе с осуществлением предусмотренных ТЗ мероприятий ((п. 14.3 ТЗ).
В составе проектной документации представить предложения по (п.14.4 ТЗ): использованию сырьевой базы региона проектируемого объекта (при необходимости); приведению в соответствие правоустанавливающих документов на полосу отвода существующей автодороги и использованию земель и полос отвода на основе анализа данных, представляемых заказчиком; установлению придорожных полос автомобильной дороги общего пользования регионального значения; применению приоритетных технологий, конструкций и материалов; выполнению необходимых для реализации мероприятий по развитию дороги научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (при необходимости); софинансированию развития автомобильной дороги (при необходимости); реализации рассматриваемого развития по рекомендуемому варианту на коммерческой основе с организацией платного проезда (при необходимости).
На картах (схемах), в составе проектной документации обозначить информацию о состоянии соответствующей территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования (п. 14.5 ТЗ): границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель; границы собственников, землепользователей, на основании сведений государственного кадастрового учета и сведения о правообладателях данных земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения
Сметную документацию разработать и оформить в соответствии с "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-35.2004 (п. 14.6 ТЗ).
Материалы проектной документации оформить в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" (п.14.12 ТЗ).
Дополнительные требования установлены п. 15 ТЗ и включают следующее Программу изысканий представить заказчику для согласования (п. 15.1).
Требования к точности, составу, сдаче отчетов об изыскательских работах, выполнить на основе положений СП 47.13330.2012 (п. 15.2), а также: по инженерно-геодезическим изысканиям - СП 11-104-97;по инженерно-геологическим изысканиям - СП 11-105-97, части 1-4; по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям - СП 11-103-97; по инженерно-экологическим изысканиям - СП 11-102-97; по изысканиям грунтовых строительных материалов - СП 11-109-98.
Предоставить Заказчику фотоматериалы, подтверждающие выполнение работ по бурению скважин (с привязкой к месту отбора), с составлением совместного акта (п. 15.3).
Произвести оценку состояния и параметров существующих конструкций дорожной одежды и земляного полотна по полосам движения в обоих направлениях с определением фактической несущей способности (п. 15.4).
Метод определения сметной стоимости строительства определить в соответствии с МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (п.3.27). Сметную стоимость строительства определить базисно - индексным методом (согласовать с Заказчиком) (п.15.9).
План дороги выполнить в масштабе 1:2000 (на сложные и застроенные участки представить планы в масштабе основной 1:1000, допускаемый 1:500) (п. 15.15).
В составе проектной документации выделить в отдельные книги (п.15.16): технический отчет об инженерных изысканиях (согласовать заказчиком); обоснование изъятия и предоставления земельных участков; организация дорожного движения; организация строительства; охрана окружающей среды; переустройство коммуникаций.
Технический отчет об инженерных изысканиях передать заказчику по установленному в государственном контракте сроку (п. 15.19).
Требования к сдаче проектной документации заказчику установлены в п. 16 ТЗ и включают следующее:
Проектная документация оформляется подписями руководителя генеральной проектной организации и главного инженера проекта, круглой печатью генеральной проектной организации, а также справкой проектной организации о соответствии проекта требованиям действующего законодательства и задания на проектирование (п. 16.1 ТЗ).
Проектная документация передается Заказчику в книгах в 6-ти экземплярах на бумажном носителе и на электронном носителе (CD RW - 2 экз.). Все подлинные экземпляры заключения государственной экспертизы представить заказчику (п. 16.2 ТЗ).
Технический отчет об инженерных изысканиях передать Заказчику в 4-х экземплярах (п. 16.3 ТЗ).
Представить общую ведомость потребных ресурсов в составе проектной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 16.4 ТЗ).
Выдать гарантийный паспорт, в котором указать (п. 16.5ТЗ), что: гарантийный срок предоставления гарантий качества работ устанавливается не менее 24 месяцев с момента завершения работ по разработке проектной документации (п. 16.6 ТЗ), принять на себя обязательство за свой счет устранять ошибки проектной документации, выявленные в ходе реализации проектной документации, и возмещать убытки, понесенные Заказчиком, вызванные неправильно принятыми проектными решениями (п. 16.7 ТЗ);если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки и любые несоответствия проектной документации действующим федеральным требованиям, нормам и правилам, приводящим к невозможности использования проектной документации по назначению, то устранить и исправить недостатки за свой счет в сроки, согласованные сторонами и зафиксированные в акте, а в случае отказа - в акте, подписанным Заказчиком в одностороннем порядке(п. 16.8 ТЗ); для участия в составлении акта, фиксирующего недостатки и дефекты, согласования порядка и сроков их устранения командировать своего представителя в назначенные Заказчиком сроки. Гарантийный срок в этом случае соответственно продлевается на период устранения дефектов (п. 16.9 ТЗ); в случае если в период действия гарантийного срока законом или иным правовым актом будет установлен более длительный срок по сравнению с гарантийным сроком, предусмотренным контрактом, гарантийный срок будет считаться продленным на соответствующий период (п. 16.10 ТЗ); в течение гарантийного срока бесплатно предоставлять по письменным запросам Заказчика и уполномоченных органов государственной власти письменные разъяснения технических, конструкторских и иных решений, содержащихся в проектной документации (п. 16.11 ТЗ); срок сдачи проектной документации заказчику с положительным заключением государственной экспертизы - 12 сентября 2019 года (п.16.12 ТЗ).
Таким образом, условиям контракта и технического задания срок выполнения Исполнителем работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство подъезда к с. Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области" с положительным заключением экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий согласован сторонами до 12.09.2019 года.
Однако в срок Обществом обязательства по контракту не исполнены.
Заказчик 16.02.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 30.01.2019 года N 0325200006718000215-0152798-01, в связи с неисполнением Обществом обязательств по разработке проектной документации по объекту с положительным заключением экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе 19.02.2021 г.
19.02.2021 г. решение направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением. Согласно данным официального сайта "Почта России" заказное письмо получено Обществом 26.02.2021 г. Решение вступило в силу 09.03.2021 г.
07.04.2021 г. заказчик обратился в УФАС по Астраханской области с заявлением о включении информации об ООО "Проектно-изыскательский институт ВолгаГражданПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления. В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Решением Астраханского УФАС России от 14.04.2021 N РНП-30-44-2021 Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "ВолгаГражданПроект" (ИНН 3444216631, ОГРН 1143443024780, адрес: 400066, г.Волгоград, ул.Мира, д. 19, оф.633, почтовый адрес: 40031, г.Волгоград, ул.Мира, д.21) включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Управление исходило из того, что в регламентированный срок Обществом обязательства по контракту не исполнены, получено отрицательное заключение экспертизы проектной документации, что явилось основанием для включения информации об ООО "Проектно-изыскательский институт ВолгаГражданПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Материалами дела установлено, что Общество приступило к выполнению работ по контракту после его подписания.
Как следует из письма ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" исх. N 07-810 от 28.02.2019 (т. 2 л.д. 10), после заключения 30.01.2019 контракта по итогам рассмотрения обращения Общества от 12.02.2019 исх. N 069-02/19 в рамках контракта Управление согласовало схему размещения линейного объекта при разработке проектной документации по объекту контракта.
Распоряжением Министерства строительства и ЖКХ Астраханской области от 01.03.2019 N 34 (т.2 л.д. 11-12) Обществу разрешена разработка документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) линейного объекта "Строительство подъезда к с. Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области". Срок предоставления Обществом документации установлен до 04.09.2019.
Распоряжением определено, документацию по планировке территории направить на согласование МО "Село Садовое"; в 30-дневный срок со дня предоставления Исполнителем документации по планировке территории на проверку подготовить решение об утверждении документации или направить ее на доработку.
Общество направило схему на согласование в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области. Данная трасса не получила согласования Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, поскольку трасса проходила по территории лесопарковой зоны, на которой запрещено размещение объектов капитального строительства, о чем Заказчик, заблаговременно проинформировал ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" письмом от 07.03.2021 года N 118-03/19 (т. 2 л.д. 13-14).
Согласно письму Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 18.04.2019 исх. N 06/5147 (т.2 л.д. 15-16) возможно размещение трассы автодороги по предлагаемому Исполнителем варианту, при условии оформления участка земель лесного фонда (0,225 Га) в пользование в соответствии с нормами ЛК РФ, а также соблюдения требований ст. 63.1 ЛК РФ.
Письмом от 18.04.2019 исх. N 219-04/2019 (т. 2 л.д. 18) Общество проинформировало ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" об увеличении до 6250 м протяженности проектируемой автомобильной дороги ввиду корректировки по согласованной со Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области схемой размещения, в связи с чем, просило согласовать вновь изготовленную трассу автомобильной дороги и увеличить стоимость проектно-изыскательских работ на 10%, а также продлить срок проектирования на 60 дней.
Согласно письму за исх. N 07-2182 от 26.04.2019 (т. 2 л.д. 19) ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" согласовало схему размещения линейного объекта "Строительство подъезда к с. Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области" и направило в адрес Общества копию протокола технического совета (т. 2 л.д. 20-21), которым решено:
-согласовать проектирование схемы проектируемой автомобильной дороги, протяженностью 6,250 км;
-оформить дополнительное соглашение к контракту на сумму 300 660, 75 руб.
Общая цена контракта указана в размере 3 307 268,25 руб.
Обществом разработана новая схема прохождения трассы протяженностью 6,250 км, которая получила соответствующее согласование Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Письмом Общество уведомило заказчика, что временная переправа через реку Ахтуба демонтирована, ввиду чего, с середины апреля 2019 г. отсутствовала возможность проведения на проектируемой территории работ по инженерным изысканиям. Вынужденная приостановка снята по окончании паводкового периода 10.06.2019 г.
22.07.2019 за исх. N 508-19/19 (т. 2 л.д. 22) Общество направило в ГКУ АО "Астраханьавтодор" для согласования план трассы, типовые поперечники и варианты конструкций дорожной одежды.
01.08.2019 письмом исх. N 832 ГКУ АО "Астраханьавтодор" согласовало для дальнейшего проектирования план трассы, типовые поперечники и вариант N 1 конструкций дорожной одежды (т. 2 л.д.29).
20.08.2019 в филиал ПАО "МРСК-Юга"-"Астраханьэнерго" поступило письмо о согласовании правильности нанесения коммуникаций на топографическом плане масштаба 1:1000 инженерно-геодезических изысканий, выполненных Обществом на объекте (т. 2 л.д.30).
ООО "ПИИ "ВолгаГражданПроект" согласно ведомости от 20.08.2019 (т. 2 л.д. 31) согласована правильность нанесения коммуникаций на инжнерно- топографическом плане, определена охранная зона.
28.08.2019 за исх. N 604-08/19 (т. 2 л.д. 23-24) на запрос ГКУ АО "Астраханьавтодор" от 26.08.2019 дан ответ о том, что работы приостановлены, в связи с отказом в согласовании Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области схемы размещения объекта, поскольку проектируемая трасса автодороги проходит по территория участков (выделов) Левобережного лесничества, относящихся к лесопарковым зонам в которых запрещено размещение объектов капитального строительства; согласования объема работ в сторону увеличения, в связи с чем, задержка исполнения составила 2 месяца.
Согласно пояснениям Общества данным в ходе рассмотрения дела в суде, указанные обстоятельства послужили основанием для приостановления работ по контракту с февраля 2019 года по конец апреля 2019 года, что в свою очередь подтверждается вышеприведенной перепиской сторон.
Согласно письму Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области исх. N 06/11960 от 17.09.2019 (т. 2 л.д. 36) границы проектируемого земельного участка под резерв грунта земли лесного фонда не затрагивают, однако по всему периметру границы находятся в непосредственной близости с границами лесного фонда, в связи с чем, вынос участка в натуру должен осуществляться с участием лесничего.
Готовая проектная документация передана Заказчику и согласована им 15 октября 2019 года, что указано в письме ГКУ АО "Астраханьавтодор" (Т. 2 л.д.41), в том числе получило согласования проектной документации и отдельных ее разделов у Заказчика, а также в ГКУ АО "Управление коммунального строительства Астраханской области", Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, Волго-Каспийском территориальном управлении Росрыболовгтва, ПАО МКРС Юга -Астраханьэнерго, Россети Юг, администрации Ахтубинского района и др. организациях.
25.12.2019 ПАО "Россети-Юг" согласовало раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" ГУ-01-19-ТКРЗ Том 3.3 проектной документации (т. 2 л.д.38), в последующем, как следует из ответа от 11.02.2020, проектная документация согласована полностью (т. 2 л.д. 40).
Письмом от 26.12.2019 исх. N 3173 (т. 2 л.д. 37) согласован прайс для дальнейшего проектирования на используемые материалы, не вошедшие в справочник базовых цен.
28.01.2020 заказчик направил проектную документацию (в том числе сводный сметный расчет) для проведения экспертизы в АУ АО "Государственная экспертиза проектов" (т. 2 л.д. 41), с указанием, что указанная проектная документация передана заказчику 15.10.2019 и заказчиком согласована.
Постановлением Администрации СО "Ахтубинский район" от 04.03.2020 N 159 организованы к проведению общественным обсуждения (в форме слушаний) материалов проектной документации (т. 2 л.д. 42).
Обществом произведена экологическая экспертиза, выполненная Службой природопользования и охраны окружающей среды (получено положительное заключение экспертизы от 05.06.2020 (т. 1 л.д.126-142); оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, включая расчет прогнозируемого ущерба рыбным запасам, выполненной Каспийским филиалом ФГБУ "Главрыбвод" 20.03.2020 (т. 2 л.д. 83-87).
Распоряжением Министерства строительства и ЖКХ Астраханской области от 25.05.2020 N 190 (т. 2 л.д. 48) утверждена документация по планировке территории объекта по контракту, с последующим направлением для утверждения в МО "Село Садовое" и МО "Ахтубинский район".
Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведена государственная экологическая экспертиза спорной проектной документации и согласно подготовленному заключению от 05.06.2020 (т. 2 л.д. 50-82) документация соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей, а также содержит вывод о возможной реализации объекта экспертизы.
Заказчиком в адрес Общества письмом исх. от 09.06.2020 N 1912 направлено вышеуказанное распоряжение (т. 2 л.д. 49).
Апелляционный суд также учитывает, что согласно условиям контракта и ТЗ к нему инженерные изыскания являются частью проектной документации и подлежат выделению в отдельные тома (п. 15.16 ТЗ).
В сентябре 2020 г. объект экспертизы АУ АО "Государственная экспертиза проектов" получил отрицательное заключение государственной экспертизы.
Согласно выводам экспертизы результаты инженерных изысканий по объекту соответствуют установленным требованиям. Проектная документация по объекту не соответствует установленным требованиям. В проектной документации отмечены недостатки.
Согласно п. 6.1 контракта при обнаружении недостатков в проектной документации исполнитель по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать проектную документацию в сроки, установленные заказчиком в акте.
Согласно п. 5.3 контракта если Исполнитель выполняет работу с нарушением сроков, установленных контрактом, а также, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе: назначить Исполнителю срок для устранения имеющихся недостатков; требовать расторжения контракта в установленном Законодательством и контрактом порядке (п.5.3 контракта).
Таким образом, обнаружение недостатков в проектной документации является основанием для безвозмездного их устранения исполнителем в срок, установленный заказчиком.
В целях устранения недостатков Обществом проведены дополнительные работы, расчеты, согласованы новые результаты инженерно-технических изысканий.
В рамках исполнения контракта проведены инженерно-гидрометеорологические изыскания, получившие положительное заключение эксперта АУ АО "Государственная экспертиза проектов".
Полученные результаты инженерно-гидрометеорологических изысканий потребовали внесения изменений в проектные решения, поскольку привели к существенному увеличению сметы работ в целом по объекту (т.1 л.д. 49).
Для снятия замечаний государственной экспертизы и получения положительного заключения экспертизы требовалось внесение изменений в проектную документацию, что влекло увеличение сметы работ по строительству.
Письмами от 27.10.2020 N 461-10/20 (т. 1 л.д. 47-48), от 25.11.2020 N 510-11/20 (т.1 л.д. 49), от 18.11.2020 N 504-11/20 (т.1 л.д. 50-51) и от 08.12.2020 N 523-12/20 исполнитель просил заказчика дать указания о целесообразности продолжения работ по контракту.
15.12.2020 года письмом N 4615 заказчик проинформировал Исполнителя о расторжении контракта в одностороннем порядке, в связи с отрицательным заключением государственной экспертизы проектной документации (т. 2 л.д. 88).
04 февраля 2021 ООО "ПИИ "ВолгаГражданПроект" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду непринятия ГКУ АО "Астраханьавтодор" действий по устранению обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, с указанием, что в настоящее время Исполнителю не сообщено об изменении указаний о способе выполнения работы и не принято иных необходимых мер для устранения обстоятельств, создающих возможность завершения выполняемой работы.
16.02.2021 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 30.01.2019 года N 0325200006718000215-0152798-01 (далее - Решение), в связи с неисполнением Обществом обязательства по разработке проектной документации по объекту: "Строительство подъезда к с. Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области" с положительным заключением экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
02.04.2021 Заказчиком составлен акт, считать государственный контракт N 0325200006718000215-0152798-01 от 30.01.2019 по разработке проектной документации на объект "Строительство подъезда к с. Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области" расторгнутым с 02 апрели 2021 года (т. 1 л.д.54).
В соответствии с п. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В силу положений п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Как установлено выше и верно отмечено судом первой инстанции, подрядчиком в ходе выполнения работ были обнаружены обстоятельства, влияющие на возможность исполнения контракта в установленные сроки (в ходе выполнения работ вносились изменения в проектную документацию, были выявлены ранее не учтенные работы, в связи с увеличением протяженности дороги и т.п.). Кроме того, Обществом производились действия по согласованию проектной документации, в частности со Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, энергоснабжающими организациями, органами местного самоуправления. Обществом предприняты действия по устранению недостатков, указанных в заключении экспертизы.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта, не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок.
При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Таким образом, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в его постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, включение в реестр недобросовестных поставщиков должно применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В силу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил N 1063 размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения участника закупки.
При этом о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе.
Данный вывод следует из определений Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2017 N 304-КГ17-3274, от 20.03.2017 N 305-КГ17- 1042, от 19.02.2015 N 301-КГ15-632, от 22.10.2014 N 302-КГ14-2346.
Практика применения статьи 104 Закона о контрактной системе (определения ВС РФ от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295, от 25.04.2016 N 310-КГ16-556, от 22.02.2017 N 304- КГ16-21466) состоит в том, что поскольку включение сведений о лице в Реестр по смыслу статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ является специальной мерой ответственности и представляет собой санкцию за недобросовестное поведение, рассмотрение вопроса о признании участника закупки подлежащим внесению в Реестр, не ограничено лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона или государственного контракта, а сопряжено с установлением обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности участника закупки.
При рассмотрении вопроса о законности решения о включении или не включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, намеренное и умышленное нарушение положений Закона о контрактной системе.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ). Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2016 года N 305-КГ15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Представленные документы в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что подрядчик приступил к выполнению работ; им принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий заключенного контракта; предусмотренные контрактом работы частично выполнены подрядчиком, принимались меры по устранению недостатков проектной документации, но по независящим от подрядчика причинам не устранены в полном объеме.
Таким образом, в результате рассмотрения обращения антимонопольным органом не установлено обстоятельств и доказательств, очевидно подтверждающих факт недобросовестности Общества при исполнении контракта.
В рассматриваемом случае ООО "ПИИ "ВолгаГражданПроект" имело намерения исполнить контракт в полном объеме, на протяжении всего периода выполнения работ принимало меры для надлежащего его исполнения, недобросовестного поведения Общества судами не установлено.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд признает верным вывод суда первой инстанции о том, что выводы Управления являются ошибочными и основаны на неверном толковании закона, основания для удовлетворения заявления ГКУ АО "Астраханьавтодор" у Управления не имелось.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
Доводы жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 декабря 2021 года по делу N А06-5513/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5513/2021
Истец: ООО "Пректно-изыскательский институт ВолгаГражданПроект"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор", 12ААС